Бенчмаркинг – средство повышения эффективности хозяйственной деятельности

Информационный бюллетень
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Дидерик Ритвельд
Владимир Качалин

Бенчмаркинг – определение

Важнейшей задачей руководства экономического субъекта является повышение эффективности операционной и финансовой деятельности. Бенчмаркинг – один из методов управления, способствующих выполнению данной задачи. Компания формирует систему показателей, характеризующих состояние операционной и финансовой деятельности. Затем проводится сравнение собственных показателей с значениями тех же самых показателей других компаний, использующих передовые методы ведения хозяйственной деятельности. Под передовыми методами понимаются не только наиболее оптимальные показатели финансовой деятельности, но и используемые технологии, система организации производства, методы управления, способность быстро реагировать на меняющийся спрос потребителей и т.п. Как правило, сюда включаются также и финансовые показатели. Всестороннее сопоставление финансовой и операционной деятельности компаний называется бенчмаркингом. Бенчмаркинг можно определить как сравнительный анализ эффективности компаний на основе системы взаимосвязанных показателей. Результаты бенчмаркинга применительно к стратегическому планированию формулируются следующим образом: «Для того, чтобы стать лидером на данном рынке, нашей компании необходимо за указанный период времени обеспечить определенный уровень таких показателей, как производственная себестоимость единицы продукции, качество продукции, прибыль на акцию и т.п.».

Бенчмаркинг рыночной капитализации компании

Если ценные бумаги компании котируются на фондовой бирже, бенчмаркинг должен начинаться с сопоставления курса акций и показателей, непосредственно связанных с данным курсом (например, прибыль на акцию, рентабельность собственного капитала, чистая прибыль и т.п.). Результаты сопоставления с предприятиями той же самой отрасли позволяют оценить, в какой степени компания соответствует требованиям собственников и может ли она в последующем рассчитывать на финансирование новых инвестиций через эмиссию акций.

Установление причин текущего положения компании на фондовом рынке. Четыре уровня финансовых коэффициентов

В рамках бенчмаркинга следует не только проводить анализ коэффициентов на основе данных годовой отчетности, но и обосновывать текущий уровень капитализации компании. Коэффициенты можно классифицировать по четырем уровням: результирующие финансовые коэффициенты (например, рентабельность собственного капитала), исходные финансовые коэффициенты, на основе которых определяются результирующие финансовые коэффициенты, технико-финансовые коэффициенты и показатели, непосредственно зависящие от эффективности бизнес-процессов компании, а также показатели бизнес-процессов, т.е. относительные и абсолютные данные об эффективности процесса производства.

Выбор объекта для сравнения: сравнение с непосредственными аналогами и синтетической моделью

Бенчмаркинг предусматривает, во-первых, выбор параметров и показателей для сравнения (т.е. «Что мы сравниваем?») и, во-вторых, определение аналога для сравнения (т.е. «С чем мы сравниваем?»). Ответ на первый вопрос уже был рассмотрен выше. Однозначного ответа на второй вопрос не существует. Сравнение можно проводить с аналогичными предприятиями, которые имеют схожие с данной компанией производственные мощности, ассортимент продукции, объемы производства, географические рынки сбыта и бизнес-процессы. Однако на практике различия между компаниями слишком велики и часто не позволяют использовать такой подход. Особенно это касается сопоставления российских и западных компаний. Одним из путей решения данной проблемы является создание так называемой синтетической модели, т.е. виртуального аналога анализируемого предприятия. Модель строится посредством воображаемого выделения подразделений и/или сегментов из существующих компаний с последующим объединением в гипотетическое предприятие. Подразделение, выделяемое из «организации-донора» для включения в синтетическую модель, должно являться приблизительным аналогом сходного подразделения рассматриваемого предприятия по таким показателям, как производственные мощности, ассортимент продукции и размер.

Проблемы сопоставимости информации

В процессе бенчмаркинга на российском сталелитейном производстве могут возникнуть серьезные проблемы на стадии сопоставления информации. Главным образом, они обусловлены несоответствием российской системы бухгалтерского учета Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и общепризнанным принципам учета затрат. В рамках проекта TACIS «Содействие российской черной металлургии» на предприятиях сталелитейной промышленности был выявлен целый ряд существенных отступлений от МСФО:

  1. Прямые затраты часто списываются на накладные расходы. Например, производители электросварных труб распределяют все свои затраты на трансформацию энергии пропорционально двум показателям: (1) количеству/стоимости штрипсов (стальных полос), использованных в процессе производства труб и (2) так называемому «коэффициенту сложности». Таким образом, затраты на трансформацию энергии исчисляются по аналогии с накладными расходами, т.е. они не определяются методом прямого счета. Вместо этого их величина распределяется между оборудованием/видами продукции пропорционально прямым затратам (в нашем случае – стоимости штрипсов) или объему производства/стоимости произведенной продукции. В так называемых аналитических формах исчисления производственной себестоимости труб производители данной продукции часто объединяют в одной статье затраты на трансформацию энергии и общепроизводственные расходы.
  2. Затраты на передел (преобразование стальной полосы в трубу) распределяются пропорционально сложности производства каждой трубы. В этих целях используются коэффициенты сложности, т.е. степень сложности простых труб принимается за 1, а степень сложности труб, процесс производства которых носит более сложный характер, соотносится с производством простых при помощи коэффициентов сложности (1,1, 1,2 и т.д.). Данные коэффициенты установлены в отраслевых инструкциях с 1993 г. На наш взгляд, это еще больше искажает реальную картину затрат, так как издержки раcсчитываются не на основе фактически произведенных расходов, а на основе искусственных коэффициентов.
  3. Общепроизводственные расходы распределяются пропорционально затратам на трансформацию энергии. Расходы за период [общехозяйственные расходы] и общепроизводственные расходы не разделяются и целиком списываются на себестоимость реализованной продукции, тогда как в западном учете в состав себестоимости реализованной продукции включаются только общепроизводственные расходы.
  4. В учетной политике большинства производителей труб не прописан порядок разделения издержек на постоянные и переменные. Такое разделение производится произвольно и, как правило, выглядит следующим образом: постоянные издержки – затраты на оплату труда – 100%, отчисления на социальные нужды – 100%, ремонт и текущее обслуживание – 100%, амортизация – 100%, капитальный ремонт – 100%, прочие затраты – 100%, общепроизводственные расходы – 100%, топливо – 30%, энергия – 30%. Все остальное рассматривается как переменные издержки. В среднем постоянные издержки составляют до 15-20% всей производственной себестоимости. Оставшиеся 80-85% издержек включаются в состав переменных.

Заключение

В рамках настоящей статьи мы не имеем возможности более подробно остановиться на создании синтетической модели, применяемых в ней показателях или проблемах использования информации. Тем не менее, в процессе бенчмаркинга на одном из крупнейших в России производителей труб мы установили, что самая серьезная проблема на предприятии была связана как раз с сопоставимостью и организацией данных. Если российская компания планирует проведение бенчмаркинга в целях оценки своей конкурентоспособности на международном рынке (например, для определения экспортных возможностей), мы рекомендуем вести бухгалтерский учет по МСФО, особенно в части учета затрат. В противном случае она не сможет проводить корректные сопоставления и принимать верные стратегические решения.

Статья подготовлена в рамках проекта Тасис « Содействие российской черной металлургии ». С авторами можно связаться по телефону (095) 784 – 68 – 99 .

 

Все статьи цикла «Бюллетень Июль / Август 2000»

(состоит из 11 статей)

Парламентские слушания по Международным стандартам финансовой отчетности (16 Сентября 2005)

Вступление РКА в Международную федерацию бухгалтеров (16 Сентября 2005)

Стратегия составления финансовой отчетности в странах ЕС: перспективы развития (16 Сентября 2005)

Решения Правления КМСФО (16 Сентября 2005)

Новая структура КМСФО (16 Сентября 2005)

Международные стандарты аудита. Специальное интервью (16 Сентября 2005)

Учредительная конференция ИПАР (16 Сентября 2005)

Влияние инфляции и связанное с ней падение покупательной способности российского рубля (16 Сентября 2005)

Бенчмаркинг – средство повышения эффективности хозяйственной деятельности (16 Сентября 2005)

Первые шаги пенсионной реформы (16 Сентября 2005)

Современные проблемы развития бухгалтерского учёта и аудита в России (16 Сентября 2005)