Часть 3: Прочие расходы.
В состав прочих расходов включены все остальные расходы, принимаемые для целей налогообложения, и не включенные в другие группы расходов. В отношении этих расходов также произойдут значительные изменения.
- Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества
- Расходы на оплату услуг по управлению организацией, юридических и бухгалтерских услуг
- Расходы на проведение маркетинговых исследований, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг)
- Представительские расходы
- Расходы на рекламу
- Расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате организации
В соответствии со статьей 263 Налогового Кодекса РФ расходы на обязательное страхование имущества включаются в состав затрат в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ. В случае, если они законодательно не установлены, расходы включаются в сумме фактических затрат.
Расходы на добровольное страхование имущества учитываются при налогообложении в сумме фактических затрат. Ранее (в настоящее время) такие расходы учитываются в целях налогообложения в пределах 3 процентов от объема реализуемой продукции (работ, услуг).
В соответствии со статьей 264 (пункт 1 подпункты 14, 18, 38) принятие таких расходов в уменьшение налогооблагаемой прибыли не ставится в зависимость от наличия (отсутствия) аналогичных работников или служб в штате организации-налогоплательщика. В настоящее время, Положением о составе затрат предусмотрено, что подобные затраты могут быть учтены в целях налогообложения при условии, что штатным расписанием организации или должностными инструкциями не предусмотрено выполнение соответствующих обязанностей работниками предприятия.
В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ в расходы включаются затраты на текущее изучение конъюнктуры рынка, сбор и распространение информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Таким образом, расходы на проведение маркетинговых исследований будут учитываться в целях налогообложения.
В настоящее время Положением о составе затрат напрямую не предусмотрено отнесение соответствующих расходов на себестоимость в целях налогообложения, в связи с чем налогоплательщикам зачастую приходилось доказывать обоснованность включения таких расходов в состав затрат, в том числе в арбитражных судах.
В настоящее время представительские расходы относятся в состав затрат для целей налогообложения в пределах нормативов, утвержденных Приказом Минфина РФ N26н от 15.03.2000. Если объем выручки от продажи продукции (работ, услуг) не превышает 30 млн. рублей, предельный размер представительских расходов, учитываемых при налогообложение прибыли, рассчитывается как 1 процент от выручки. В случае превышения представительские расходы могут быть учтены для целей налогообложения в сумме 0,3 млн. рублей + 0,5% от объема выручки от реализации, превышающего 30 млн. рублей.
С введением в действие главы 25 представительские расходы будут учитываться в целях налогообложения в пределах 4 процентов от расходов на оплату труда.
В настоящее время расходы на рекламу относятся в состав затрат для целей налогообложения в пределах нормативов, утвержденных Приказом Минфина РФ N26н от 15.03.2000. Если объем выручки от продажи продукции (работ, услуг) не превышает 30 млн. рублей, предельный размер представительских расходов, учитываемых при налогообложение прибыли, рассчитывается как 7,5 процентов от выручки. Если выручка превышает 30 млн. рублей, расходы на рекламу учитываются в сумме 2,25 млн. рублей и 3,75 процентов от суммы выручки, превышающей 300 млн. рублей. Если же выручка превышает 300 млн. рублей, то в состав затрат для целей налогообложения могут быть включены расходы на рекламу в пределах 12,375 млн. рублей и 1,5 процентов от суммы выручки, превышающей 300 млн. рублей.
С введением в действие главы 25 расходы на рекламу будут учитываться для налогообложения в пределах 1 процента от выручки.
В настоящее время расходы на подготовку и переподготовку кадров относятся в состав затрат для целей налогообложения в пределах нормативов, утвержденных Приказом Минфина РФ N26н от 15.03.2000 (не более 4 процентов от расходов на оплату труда).
С введением в действие главы 25 расходы на подготовку и переподготовку кадров будут уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму фактических затрат. При этом Налоговым Кодексом РФ сохранены требования об обязательном наличии лицензии у образовательной организации.
Перечень прочих расходов, носит открытый характер. Согласно подпункту 47 пункта 1 статьи 264 в состав расходов могут быть отнесены и другие расходы (не поименованные в приведенном перечне), которые связаны с производством и реализации продукции (работ, услуг).
Основные изменения в определении внереализационных расходов, принимаемых в уменьшение налогооблагаемой прибыли.
Состав внереализационных расходов определен статьей 265 Налогового Кодекса РФ.
К внереализационным расходам могут быть отнесены:
- расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу);
- расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком;
- расходы, связанные с обслуживанием собственных ценных бумаг, в том числе оплата услуг реестродержателя, депозитария, платежного агента по процентным (дивидендным) платежам, расходы, связанные с предоставлением информации акционерам в соответствии с законодательством и другие аналогичные расходы;
- расходы в виде отрицательной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте;
- расходы в виде отрицательной (положительной) разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса Центрального банка Российской Федерации на дату совершения сделки продажи (покупки) валюты;
- расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном статье 266 Налогового кодекса РФ)
- по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней – в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
- по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) – в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
- по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней – не увеличивает сумму создаваемого резерва.
- расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества, охрану недр и другие аналогичные работы;
- затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов;
- судебные расходы и арбитражные сборы;
- расходы в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм на возмещение причиненного ущерба;
- расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию
- расходы на оплату услуг банков и другие расходы по перечню (пункт 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ)
В соответствии с главой 25 Налогового Кодекса РФ под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы или иные заимствования независимо от формы их оформления.
При этом расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по кредитам (займам), выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях.
Под кредитами (займами), выданными на сопоставимых условиях, понимаются кредиты (займы), выданные в той же валюте на те же сроки под аналогичные по качеству обеспечения и попадающие в ту же группу кредитного риска.
При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонения более, чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по долговому обязательству, выданному в том же квартале на сопоставимых условиях.При отсутствии кредитов, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях, и 15 процентов – по кредитам в иностранной валюте.
В настоящее время в соответствии с Положением о составе затрат проценты по займам не могут быть учтены при налогообложении и уплачиваются за счет собственных средств, а проценты по кредитам относятся на себестоимость в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на три пункта, по рублевым кредитам, и в пределах ставки ЛИБОР, увеличенной на три пункта, по кредитам в иностранной валюте.
Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов равномерно в течение отчетного (налогового) периода. Настоящее положение не применяется в отношении расходов на формирование резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов (за исключением банков).
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной в конце предыдущего отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода.
Действующим в настоящее время законодательством порядок определения резервов по сомнительным долгам и нормативов по этим резервам не установлен.
Налогоплательщик самостоятельно принимает решение о создании резерва и в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв. Резерв создается в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока. Расходами признаются суммы отчислений в резерв на дату реализации указанных товаров (работ). При этом размер созданного резерва не может превышать предельного размера, определяемого как доля фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года (статья 267 Налогового Кодекса РФ).
Перечень внереализационных расходов носит открытый характер. В соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ ко внереализационным расходам могут быть отнесены и «другие обоснованные расходы».
Действующий в настоящее время перечень внереализационных расходов, учитываемых в целях налогообложения, установленный пунктом 15 Положения о составе затрат, не предусматривает отнесения в состав внереализационных расходов затрат, не включенных в перечень.