Елена Игнатова
Сегодня одним из важнейших вопросов для общества является обсуждение поправки к Налоговому кодексу о едином социальном налоге. Это жизненно важный вопрос для миллионов людей, причем с самым невысоким уровнем жизни. Поэтому вполне справедливо звучат в средствах массовой информации возмущенные голоса противников этого нововведения, понимающих разрушительную основу нового закона.
Законодатель предлагает заменить страховые взносы налогом, что противоречит всем действующим в части социального страхования законодательным актам. В том числе Конституции Российской Федерации, которая, как известно, формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.
Так, например, статьей 41 Конституции РФ установлено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет, в том числе, страховых взносов, т.е. существование страхования гарантировано Конституцией РФ.
Страховые взносы по своей сути коренным образом отличаются от налоговых платежей. Достаточно обратиться к определению понятия налога, которое дано в статье 8 части I Налогового кодекса, уже действующей. Итак, согласно пункту 1 статьи 8 «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Такие определения как «безвозмездный», «отчуждаемый», да еще передаваемый в собственность государства полностью ликвидируют основные принципы социального страхования. Страховые взносы – это собственность не государства, а работника, с заработка которого они выплачиваются. Социальное страхование является составной частью трудовых отношений, страховые взносы – отложенной частью заработной платы для материального обеспечения работника при наступлении страхового случая (заболевания, достижения пенсионного возраста и др.). Эта система построена на личной заинтересованности работника в гарантированном социальном обеспечении, адресности платежей в отличие от «безвозмездного», «отчуждаемого» налога. Страховые взносы по экономической сущности являются совместной собственностью всех заинтересованных работников. У работника возникает право на будущее возмещение в случае наступления социального риска, за который уплачены взносы. Этот момент следует выделить отдельно. У застрахованного возникает именно право, которое гарантировано Конституцией и которое в системе социального страхования обязаны защищать соответствующие структуры. Кроме того, в системе социального страхования существует солидарная ответственность, что также крайне важно: уплачивающий страховой взнос работающий обеспечивает право на пенсию пенсионеру, здоровый – заболевшему и т.д. Введение налога полностью лишает граждан прав, гарантированных Конституцией, в том числе и прав, заработанных в течение десятилетий существования системы социального страхования, когда уже уплачивались страховые взносы.
Налог – это обезличенный платеж, который предназначен, согласно статьи 286 проекта Налогового кодекса (Глава 25), для государственного пенсионного обеспечения граждан и медицинской помощи. Со стороны застрахованных справедливо возражать против таких категорий как государственная помощь или обеспечение в тех случаях, когда оказание медицинских услуг или пенсионные выплаты принадлежат им по праву при условии уплаты взносов на социальное страхование. В системе социального страхования работник должен быть заинтересован в том, чтобы работодатель своевременно уплачивал страховые взносы и лучше за каждого конкретного работника, чтобы договоры заключались в интересах каждого конкретного работника. Страховые фонды должны вести персонифицированный (поименный, индивидуальный) учет поступающих взносов и охрану прав застрахованных, а работники и работодатели должны принимать непосредственное участие в управлении страховыми средствами. Все это исключается с введением обезличенного, отчуждаемого в интересах государства налога.
Следующим, крайне важным моментом, не установленным в проекте части второй Налогового кодекса РФ, является определение источника уплаты единого социального налога. Как известно, страховые взносы относятся на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), т.е. относятся на себестоимость предприятия. Это необходимо сохранить и четко прописать для единого социального налога. В противном случае, предприятия окажутся крайне неблагоприятном положении при наступлении первого же отчетного периода. Вполне вероятно налоговые органы потребуют переделать баланс, исключить единый социальный налог из себестоимости и уплатить его из прибыли, которая таким образом автоматически увеличится как минимум на 37 процентов (взносы во внебюджетные социальные фонды), а, следовательно, и пересчитать в сторону увеличения другие налоги, исчисляемые из прибыли. При таком подходе становится понятно, каким образом будут увеличены в полтора раза поступления в бюджет, прогнозируемые инициаторами единого социального налога.
Те же разработчики, в пользу ЕСН приводят доводы о том, что налоговые органы соберут страховые взносы лучше, чем фонды. При этом никаких аргументов и обоснований нет и быть не может. Практический опыт говорит об обратном. В тех регионах, где страховые взносы собирали налоговые органы показатели ниже. Так, уровень сбора страховых взносов внебюджетными фондами достигает 95-98 процентов. А, например, уровень сбора подоходного налога налоговиками составляет менее пятидесяти процентов. Причины очевидны.
Согласно части первой того же Налогового кодекса органам государственных внебюджетных фондов при выполнении функций сбора страховых взносов предоставлены равные с налоговыми органами права. Кроме того, сбор страховых взносов и сохранение средств – основная функция фондов. При этом обеспечивается замкнутый цикл движения средств от плательщика страховых взносов до конкретного получателя выплат по социальному страхованию (пенсий, медицинских услуг и др.) На каждом этапе схема прозрачна и подконтрольна многочисленным контролирующим органам. Ежегодно бюджеты социальных фондов и отчеты об их исполнении утверждаются соответствующими законами и постановлениями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Гораздо хуже обстоят дела в бюджетной системе. Многочисленные государственные и муниципальные бюджеты проконтролировать от начала до конца практически невозможно.
В отличие от фондов в бюджетной системе отсутствует связь между структурами, отвечающими за сбор налогов (налоговые органы), и структурами, расходующими бюджетные средства. Механизм и пути движения бюджетных средств многократно сложнее. Всем известны факты, когда перечисленные на конкретные цели бюджетные средства так и не доходили до получателя. Отсюда систематические задержки выплаты заработной платы, детских пособий, к которым с введением единого социального налога добавятся еще пенсии, финансирование деятельности медицинских учреждений, заработная плата врачей и медицинских сестер и т.д. Высокий уровень сбора страховых взносов внебюджетными фондами объясняется и тем, что фонды работают с одним видом платежа (в отличие от налогового инспектора, у которого десятки видов налогов) и имеют возможность обеспечить индивидуальный контроль за каждым плательщиком, эффективно проводить контрольные проверки, своевременно реагировать на задержку платежей и обеспечивать их взыскание. Вряд ли налоговые органы располагают специалистами, владеющими также хорошо вопросами сбора страховых взносов на социальное страхование.
Несомненно, с введением единого социального налога и возложением функций его сбора на налоговые органы серьезные проблемы возникают у предприятий. Во-первых, как уже говорилось, неясен источник уплаты единого социального налога (возможно на себестоимость его уже не отнести). Во-вторых, никто пока еще не знает и не пытался определить механизм передачи функций сбора от фондов. Важность и сложность этого механизма трудно переоценить. У предприятий возникнут вопросы регистрации и перерегистрации, так как регистрационные номера в фондах и налоговых органах разные. Никто не определил пока порядок оформления платежных поручений, номера банковских счетов, на которые должны перечисляться средства, порядок составления отчетности и, главное, сроки и порядок ее представления. И это только очевидные, лежащие на поверхности вопросы. Отсутствие регламента влечет нарушение сроков уплаты, а, значит, неизбежны финансовые санкции, пени. Таким образом, для бухгалтеров и руководителей предприятий экономии времени не получится, а головной боли прибавится многократно.
Неизбежно возникнут проблемы и у наших избранников-депутатов, которые сегодня так дружно голосуют за введение социального налога. Им придется с опозданием все-таки услышать голоса избирателей, не получающих пенсии – единственного источника существования целых семей, не имеющих возможность получить бесплатную медицинскую помощь в связи с отсутствием финансирования медицинских учреждений и т.д. Кто знает, возможно, спустя время нам снова придется вернуться к системе социального страхования, существующей во всем мире, но страховать тогда придется, возможно, гораздо меньшее число людей. А специалисты в системе социального страхования будут уже потеряны.
Елена Львовна Игнатова является заместителем исполнительного директора Московского городского фонда обязательного медицинского страхования. С ней можно связаться по телефону (095) 952 6360.
Данная статья представляет мнение автора, которое может не совпадать с мнением редакции бюллетеня. Мы предлагаем всем заинтересованным читателям принять участие в обсуждении проблематики данной статьи. Для этого направляйте, пожалуйста, ваши отзывы по адресу: publishing@icar.ru.