Выработка стандартов.

Революция в корпоративной...
Опубликовано: 20 Сентября 2010

Данный материал является главой из книги « Революция в корпоративной отчетности » Роберт Дж. Экклз, Роберт Х. Герц, Э. Мэри Киган, Дейвид М.Х. Филлипс, 2002 г. Издательства «Олимп-Бизнес»
Заказать книгу можно здесь

Выработка стандартов.

Никто никогда никому не обещал бескровных революций. У корпоративных руководителей есть веские основания опасаться все более обременительного регулирования отчетности. Эти опасения рождает скорее предвидение крючкотворной регламентации, нежели ожидание общепринятого набора стандартов. Стоит только менеджерам признать неизбежность и пользу большей прозрачности, они, надо думать, с радостью променяют массу правил, регламентирующих несколько показателей, на такое же количество правил для множества показателей. И, как убедительно доказывают прежние примеры, если стандарты должны существовать, рынок сделает все, чтобы так оно и было.

Но каким же образом следует разрабатывать стандарты? В свете предыдущих примеров наилучшим представляется такой процесс их создания, которым движут свободные рыночные силы и который проходит этапы, изложенные ниже.

  • Несколько ведущих компаний в каждой отрасли соглашаются с тем, что им надлежит заняться разработкой стандартов; без их участия рыночный подход просто не сработает.
  • Они выявляют показатели, для которых характерен большой информационный разрыв, как это делала PricewaterhouseCoopers с помощью отраслевых опросов в высокотехнологичном, банковском и страховом секторах.
  • Консорциум, состоящий из компаний и других поставщиков информации, совместно с пользователями информации (аналитиками, инвесторами и неправительственными организациями) и сторонними экспертами (бухгалтерскими фирмами, исследовательскими организациями, специалистами по созданию баз данных, учеными, консультантами и проч.) изучают, каким образом компании конкретной отрасли в настоящее время оценивают или, по крайней мере, пытаются оценивать определенные факторы стоимости.
  • Консорциум вырабатывает рекомендации, отражающие наилучшие из имеющихся методологий оценки конкретных факторов стоимости, чтобы максимально уменьшить существующий разрыв в качестве.
  • Компании, участвующие в консорциуме, переходят на эти стандарты и применяют их в своей практике внешней отчетности, сокращая тем самым разрыв в отчетности.
  • Пользователи информации, предоставляемой этими компаниями через свою отчетность, оказывают давление на другие компании, побуждая тех сообщать подобную информацию.
  • Участники консорциума пересматривают стандарты с необходимой регулярностью – по мере происходящих в отрасли изменений, – дабы, исходя из доступного им практического опыта, всякий раз оценивать их содержательность, достоверность, надежность, жизнеспособность и прогнозную ценность.
  • При необходимости консорциум вносит коррективы, поддерживая должное равновесие между жизнеспособностью и исторической сопоставимостью.

Стандарты, рожденные рынком, – это не оксюморон.

Почему нужно именно рыночное решение? По двум причинам. Во первых, без добровольного участия компаний не появится ни один стандарт, иначе как с прямого вмешательства регулирующих ведомств. А таковое вмешательство в обозримом будущем едва ли возможно, поскольку регулирующие ведомства повсюду в мире уже и без того завалены ворохом проблем финансового учета, доставшихся от прежних времен.

Между тем, чтобы корпоративные руководители активно вступили в этот процесс, их сперва требуется убедить в том, что разработка стандартов наилучшим образом отвечает их собственным интересам: что это поможет им лучше управлять своими компаниями, полнее удовлетворять нужды заинтересованных сторон да еще и уменьшит вероятность того, что регулирующие ведомства навяжут им произвольные, излишне детализованные стандарты.

К тому же менеджеры должны уразуметь, что решение проблемы средствами внешнего регулирования, скорее всего, приведет к господству правил, тогда как решение на основе рыночного саморегулирования – к господству принципов. В главе 6 разбирались преимущества второго подхода к финансовым показателям; применительно ко всем другим показателям действует совершенно та же логика.

Вторая причина желательности рыночного решения заключается в том, что при этом в установление стандартов вовлекаются рынки капитала и другие заинтересованные стороны. Такое решение явственно воплощает собой признание того факта, что акционеры и другие заинтересованные группы являются конечными пользователями информации, распространяемой компаниями через внешнюю отчетность. Стало быть, есть все основания прислушаться к ним. Они «работают с цифрами» и знают, что хотят из них извлечь – как при оценке результатов по конкретному фактору стоимости, так и при изучении взаимосвязей между разными показателями.

Поскольку эти пользователи приучены поглощать и анализировать всякую информацию, какую только могут раздобыть, они должны иметь хотя бы некоторое представление о показателях и методологиях оценки, разработанных другими – консультационными фирмами, компаниями, специализирующимися на базах данных, и проч. Кое-какие из них могут составить неплохую основу набора общепринятых стандартов для нефинансовых показателей.

Как дела у настоящих регулировщиков?

Положим, все необходимые стандарты уже созданы. Как тогда быть внешним регулировщикам? От всей души надеемся, что они в конце концов опомнятся и примкнут к процессу. Вопрос только – когда и как.

По мере дальнейшего совершенствования и распространения стандартов большинство компаний поймет, что промедление с переходом на эти стандарты поставит их в очень невыгодное конкурентное положение. Это подчеркивает нужду в том, чтобы каждая компания или организация применяла к своей отчетности общие стандарты, выработанные отраслевым консорциумом. В том числе и регулировщики с их нормами регулирования.

Конечно, есть надежда, что в конечном итоге образуется «монолит» регулирования. Это скорее всего случится, если отраслевые консорциумы ответственно и вдумчиво отнесутся к своей обязанности разработать добротные стандарты и надежные методологии оценки, а затем сами будут строго им следовать.

Заказать книгу можно здесь


 

Все статьи цикла «Глава 13 "Разработчики стандартов"»

(состоит из 10 статей)

Как превратить поле битвы в поле жатвы (20 Сентября 2010)

Зачем миру нужны стандарты? (20 Сентября 2010)

Великий почин. (20 Сентября 2010)

Выработка стандартов. (20 Сентября 2010)

Насколько стандартными должны быть стандарты? (20 Сентября 2010)

Пример из Интернета (20 Сентября 2010)

Можем ли мы рассчитывать на бухгалтерские фирмы? (20 Сентября 2010)

Как вернуть утраченные высоты (20 Сентября 2010)

Это им по плечу? (20 Сентября 2010)

Врач, да исцелися сам! (20 Сентября 2010)