По материалам: IFRS
Фото: https://www.ifrs.org
Уходящий в этом году в отставку председатель Совета по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) Ханс Хугерворст выступил с прощальной речью на недавнем Международном форуме разработчиков стандартов отчетности (IFASS), который, в связи с пандемией, проходил в этот раз в онлайн-формате. Его выступление, вполне ожидаемо, стало подведением итогов десяти годам руководства организации, ответственной за создание МСФО. Как развивались они все это время, и чем лично для него стал этот важный период в его профессиональной деятельности?
В словах Ханса Хугерворста слышится скорее удовлетворение, нежели сожаление по поводу приближающегося завершения двух подряд сроков председательствования в организации, ответственной за современный облик международного финансового учета - взять хотя бы небольшую шутку, которую он отпускает в самом начале. Скорое завершение полномочий, оказывается, уже находит вполне конкретные проявления: если раньше его приглашали выступить на подобных мероприятиях со вступительным словом, то теперь дали слово лишь в конце. Не думаем, что у организаторов IFASS был именно такой умысел, но в определенном символизме ситуации не откажешь.
Шутливый тон продолжается констатацией того факта, что Ханс покидает свой пост абсолютно мирным путем. Это действие не будет сопровождаться никакими вооруженными восстаниями ни со стороны его приспешников, ни со стороны представителей многочисленных разработчиков стандартов из разных стран мира, которые вдруг решат вместе заглянуть в новый офис Совета по МСФО на Кэнэри-Ворф (куда они переехали три года назад) и высказать, что они думают по поводу прошедших десяти лет его работы. Это невозможно хотя бы по той причине, что здание закрыто по причине продолжающегося локдауна, и там никого нет – продолжает сохранять полусерьезный тон пока что действующий глава IASB.
В отличие от предыдущего главы Совета по МСФО в аналогичной ситуации много лет назад, сегодня имя преемника Ханса Хугервоста уже известно. Собственно, еще осенью прошлого года было объявлено, что им станет Андреас Баркоу (Andreas Barckow), бывший президент Комитета по стандартам финансовой отчетности Германии (Accounting Standards Committee of Germany - ASCG). Пробыв несколько лет частью национального разработчика учетных стандартов Германии, этот человек знает точно, чего именно могут хотеть национальные разработчики стандартов от Совета по МСФО – подчеркнул Ханс.
Решение в пользу выбора Ханса Хугерворста на пост главы IASB на тот момент представлялось рискованной игрой со стороны Фонда МСФО, потому что, как признается он сам, тогда у него не было за плечами богатого опыта в сфере учета, тем более технического плана. Бытность министром финансов Нидерландов и главой технического комитета IOSCO, конечно, многое значит, но это не совсем тот опыт, который необходим в первую очередь. Трудно поверить, но многие технические аспекты МСФО для Ханса представлялись – тогда, по крайней мере – абракадаброй. Но эта игра с неопределенным исходом окупилась. Для него самого так точно, поскольку все эти годы почти непрерывных путешествий по миру (и “миру” финансовой отчетности в том числе) ни разу не дали повода пожалеть о своем решении принять предложение.
Мировой кризис более чем десятилетней давности он встретил еще в роли финансового регулятора Нидерландов. Именно тогда действующие подходы к учету финансовых инструментов впервые подверглись столь жесткой критике, а банковские организации и надзорные органы вместе бросились указывать обвиняющим перстом на правила финансового учета, стремясь скинуть с себя всякую ответственность за произошедшее. Однако реальный источник проблемы был гораздо ближе.
Лично для Ханса Хугервоста с самого начала было ясно, что виной всему стандарты пруденциального регулирования в банковской сфере, позволявшие капиталу банков незаметно истощаться в течение десятилетий. Говоря так, он встает на защиту стандартов финансовой отчетности даже в том их несовершенном виде, какими они были в те годы. Обвинять во всем только лишь бухучет – все равно что стрелять в посланника, доставившего плохие известия, так считает он. По крайней мере, считал тогда, когда выступил с речью в защиту и МСФО и призывом воздержаться он необдуманного решения срочно отказаться от любого учета по справедливой стоимости. То его выступление заметили в Совете по МСФО, а к чему это привело – мы уже знаем. “Будьте осторожны с тем, что вы говорите!” – продолжает шутить Ханс Хугервост.
Этими десятью годами по праву можно гордиться. Были завершены все необходимые реформы, которых потребовал финансовый кризис. Были значительно усовершенствованы подходы к учету финансовых инструментов, аренды, признанию выручки. Во многих случаях предложенные идеи наталкивались на волну ожесточенного сопротивления со стороны тех, кто не хотел ничего менять. Отдельным предметом гордости для главы IASB стал стандарт по учету страхования, IFRS 17, который устранил многочисленные пробелы в учете. А обновленные при нем же “Концептуальные основы” теперь стали действительно полноценной основой для разработки стандартов.
“Второй срок” Ханса Хугерворста охарактеризовался смещением стратегического фокуса на представление информации. Если до тех пор они занимались латанием дыр в отчетности, выявленных мировым финансовым кризисом, то здесь появилась возможность чуть выдохнуть и поработать над улучшением эффективности раскрытий, добавив им смысла и превратив из разрозненного подчас скопления финансовых данных в полноценный инструмент для принятия деловых решений инвесторами. Параллельно шли улучшения Таксономии МСФО, потому что современный мир вообразить без электронной отчетности уже невозможно.
Проект по основным формам отчетности значится среди тех, которые Ханс Хугерворст оставляет “в наследство” своему преемнику, поскольку завершить его они не успели. Тем не менее, он уверен, что после доработки он значительно улучшит структуру отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств, что очень важно в свете распространяющегося по миру представления финансовой информации в электронном виде.
Тот же самый проект улучшит прозрачность и строгость подходов в отношении использования не оговоренных стандартами показателей “non-GAAP”. А грядущее обновление Практического руководства PS 1 “Комментарии руководства” поможет составителям отчетности нагляднее раскрывать факты, лежащие у них в основе создания долгосрочной стоимости (бизнес-модели, нематериальные активы, вопросы устойчивости), которые пока что находят весьма ограниченное отражение в традиционной финансовой отчетности, если находят вообще.
В этот период также очень многое делалось для того, чтобы международные стандарты финансовой отчетности, во-первых, применялись во всем мире, а во-вторых – чтобы они применялись полностью, с минимальными отличиями от их оригинальной версии. Ханс Хугерворст до сих пор вспоминает резкое охлаждение в отношении МСФО со стороны США, крупнейшей экономики мира, в 2011 году. После этого многие предрекали, что системе МСФО скоро придет конец, однако этого не случилось, что продемонстрировал пример развивающихся экономик Азиатского региона. К сегодняшнему дню более 140 стран внедрили у себя международные стандарты, и это число продолжает расти, а многие ранее озвученные предубеждения (мол, эти стандарты слишком акцентируются на справедливой стоимости и содержании балансового отчета, к тому же их применение очень непоследовательно), в конце концов, оставили в покое.
Проделать всю эту колоссальную работу самому Совету по МСФО было бы не под силу без помощи национальных разработчиков стандартов, многие из которых воспринимаются исключительно как близкие друзья. Собственно, ежегодный Международный форум разработчиков стандартов отчетности уже служит прекрасным подтверждением сотрудничества людей со всех концов Земного шара, которые вместе трудятся над решением общих вопросов. И это тем более отрадно наблюдать в свете антиглобализационных мировых трендов последней пятилетки.
Личной задачей для Ханса Хугерворста все эти годы на посту главы Совета по МСФО было стимулирование и поддержание этого глобального сотрудничества. Будучи в прошлом своем политиком, он, по его утверждению, старался держать разработку как можно дальше от любой политики. Так развивалась под его руководством зародившаяся еще раньше “МСФО-модель” глобального сотрудничества на принципах, далеких от политики, и только с ней можно обеспечить реальную независимость разработки.
Право на эту независимость еще нужно заслужить и время от времени подтверждать, иначе есть риск утраты. Это подразумевает поддержание гармонии с экономическим и политическим окружением, но в то же время – всецелую приверженность качеству итогового результата и строгости формальных процессов в основе работы. В сухом остатке, впрочем, это все о нахождении верного, а не политически выгодного решения проблемы учета. А с практической точки зрения это значит перетягивание людей на свою сторону, которым для этого нужно объяснять снова и снова важность того, чем занимается Совет по МСФО, и важность решений, которые он при этом принимает.
Это работа над нахождением и поддержанием баланса – идея, вынесенная в заголовок как данного материала, так и оригинального выступления Ханса Хугерворста на форуме разработчиков. Баланс в большинстве случаев удавалось найти, хотя – делает тут оговорку пока еще действующий председатель – с IFRS 17 это вышло не сразу, и даже сейчас вокруг страхового стандарта озвучивается много противоречивых мнений.
Хорошие новости в том, что хотя бы все хотят его вступления в силу в 2023 году, хоть среди европейских составителей отчетности немало тех, кто просит регуляторов ЕС ограничить сферу действия одного из самых противоречивых требований о разбиении страховых контрактов по годовым группам (по этой теме весной прошлого года даже выходили разъяснения от самого Ханса, где было доходчиво изложено, почему без этого никак – GAAP.RU). В том, что это требование имеет ключевую важность, он уверен и сейчас, вновь указывая на тот факт, что в его отсутствие договоры страхования могут формально продолжать приносить прибыль даже после истечения своего срока. Насколько комфортно будет европейским страховым организациям пользоваться исключением из этого требования, если его вдруг одобрят, зная при этом, что инвесторы воспримут такое решение исключительно в качестве меры, искусственным образом улучшающей видимость их финансового состояния? И разве это не противоречит интересам отрасли, которая желала бы в полной мере получать преимущества от последовательного применения стандарта во всем мире? Вопросы, конечно, риторические.
К своим обязанностям на посту главы IASB Ханс Хугерворст когда-то приступил в самый разгар кризиса в 2008 года. Сегодняшняя ситуация во многом напоминает события тех лет, однако нынешнее проблемное состояние мировой экономики самого Ханса заставляет нервничать даже больше, чем десять лет назад. Теперь это “странный” мир – говорит он. Деньги никогда еще не были настолько дешевыми. Мы дожили до того, что некоторым инвесторам приходятся еще и приплачивать, чтобы дать в долг погребенным под долговыми обязательствами правительствам (образно выражаясь, естественно – просто процентные ставки по мусорным гособлигациям настолько низкие, что речь идет о потере капитала, а ведь когда-то такие ставки предлагали по высоконадежным ценным бумагам эмитентов с наивысшими рейтингами).
Долг подмял под себя весь мир. Последние данные свидетельствуют, что текущий уровень мирового долга к мировому ВВП достиг уже 355% и продолжает расти (по оценкам Института международных финансов - Institute of International Finance, IIF). Такого не было никогда за всю историю. В то же самое время обесценившиеся деньги взвинтили цены на активы до небес. В разгар продолжающейся рецессии вследствие пандемии, на фоне роста безработицы, котировки акций и цены на недвижимость продолжают ставить рекорды.
Никто не знает точно, когда и как именно все это закончится – говорит Ханс Хугерворст - но это точно мало кому понравится. Когда, наконец, прорвется наружу нараставшее все это время экономическое давление, лично он несильно удивится, если все снова бросятся обвинять во всем бухучет, как это было в 2008 году. Но даже если так, это как раз та причина, почему правильные подходы в бухучете настолько важны. Ведь рассказывать правду всегда было работой бухгалтеров, и неважно, насколько она при этом неприглядна.