Итоги сентябрьской встречи Совета по МСФО

Обзор МСФО
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 27 Сентября 2020


По материалам: IFRS

Так получилось, что в августе Совет по международным стандартам финансовой отчетности так и не заседал, даже удаленно. Это никак не связано с коронавирусом, а, скорее с традицией, ведь август - традиционное время отпусков. Зато буквально несколько дней назад встреча по итогам сразу двух месяцев все же состоялась, само собой, в режиме видеоконференции (с учетом наступающей второй волны понятно какой болезни). Основных тем в этот раз рассмотрели ровно пять:

  • Отрасли на тарифном регулировании
  • Комментарии руководства
  • Объединение бизнеса под общим контролем
  • Добывающие отрасли
  • Различные улучшения стандартов в целях более последовательного их применения

Предлагаем также ознакомиться с материалом по соседству, посвященном итогам прошедшего чуть раньше заседания Комитета по Интерпретациям.

Отрасли на тарифном регулировании

Проект по теме отраслей на тарифном регулировании в последний раз обсуждался довольно давно - еще в марте. В тот месяц, когда ежемесячную встречу впервые организовали в дистанционном формате, тему тарифного регулирования поставили едва ли не первой в списке, поскольку шла активная работа над написанием предварительной версии будущего стандарта. Кроме того, в ходе обсуждений удалось обсудить некоторые важные для него понятия, вроде “целевой прибыли”. Посмотрим, что нового удалось наработать за истекшие полгода.

Как оказалось, за эти полгода работа над предварительной версией будущего стандарта приблизилась к завершению, поскольку на заседании занимались в основном “подчищением хвостов”, как часто называют данный этап работы над любым стандартом. Для примера, удалось окончательно согласовать ключевые определения регулируемых активов и обязательств и регулируемого дохода на активы, которые пока не готовы к использованию. Также оговорили ориентировочную дату вступления будущего стандарта в силу и продолжительность публичных обсуждений по его предварительной версии.

Чтобы сразу иметь представление о терминологии будущего стандарта:

  • Совет по МСФО считает, что регулируемым активом следует считать “действующее, созданное регулятивным соглашением юридическое право добавить определенную величину при определении регулируемой ставки, которая будет выставляться клиентам в будущие периоды, поскольку часть общей разрешенной компенсации за уже переданные товары или услуги будет включаться в будущие доходы”. Суть этой формулировки несколько ускользает, но будем надеяться, что все прояснится с выходом документа и иллюстративных примеров, которые его сопроводят. Определение, скорее всего, останется в тексте, потому что его поддержали 13 членов IASB.
  • Регулируемое обязательство - это “действующее, созданное регулятивным соглашением юридическое обязательство вычесть определенную величину при определении регулируемой ставки, которая будет выставляться клиентам в будущие периоды, поскольку уже признанный доход включает величину, относящуюся на часть общей разрешенной компенсации за товары и услуги, которые будут переданы в будущем”. Здесь все аналогично, очень ждем более подробных разъяснений.
  • Регулируемый доход на балансовую величину, отражающую пока не готовые к использованию активы, также входит в состав общей разрешенной компенсации за товары или услуги, которые начнут предоставляться, как только актив станет готовым к использованию, и это будет происходить в течение всех оставшихся периодов, за которые организация возмещает себе балансовую стоимость актива через выставляемые ею регулируемые ставки. При этом организация должна обоснованно и последовательно подходить к определению того, как именно распределять доход по этой балансовой статье в течение оставшихся периодов.
  • Скорее всего, организациям разрешат применять итоговый вариант стандарта для годовых периодов, начинающихся полтора-два года спустя после его выхода. А консультации по предварительной версии хотят сделать на 30 дней дольше обычных, 150 дней вместо 120. Правда, в этом году, как планировалось раньше, она все-таки не выйдет, а лишь в январе следующего года.

PS 1 “Комментарии руководства”

“Комментарии руководства” (речь идет о проекте обновления Практического руководства PS 1) удостоились очень детального внимания членов Совета по МСФО в ходе июльских обсуждений, когда были разобраны такие темы как менеджерские оценки и показатели, бизнес-модели, раскрытие информации по финансовой позиции и финансовым результатам.

Собственно, так было и в этот раз, с учетом приближающихся сроков выхода предварительного варианта (в феврале следующего года). В этот раз члены IASB обсуждали довольно-таки базовые вещи вроде того, какой статус будет иметь обновленная версия PS 1, и предварительно решили, что:

  1. Новое руководство, как и прежняя его версия, будет представлять собой необязательные к использованию основы подготовки управленческой отчетности;
  2. Оно не станет новым стандартом МСФО;
  3. Из этого следует, что любая организация на МСФО-отчетности имеет право утверждать, что ее отчетность отвечает всем требованиям международных стандартов финансовой отчетности, не занимаясь при этом подготовкой менеджерских отчетов в соответствии с пересмотренной версией PS 1.

Кроме того, члены Совета по МСФО предварительно сошлись во мнении, что PS 1 должно:

  1. Требовать от тех, кто все же его применяет, включать в управленческие отчеты безоговорочное утверждение об их соответствии пересмотренной версии PS 1, если это действительно так (то есть если выполняются все его требования); и
  2. Разрешать организациям включать в управленческие отчеты утверждение (уже не безоговорочное) о частичном соответствии пересмотренной версии PS 1, если выполнены не все, но часть требований. В этом случае менеджерам придется в своих отчетах указать, какие именно требования они не выполняют.

Что еще, скорее всего, будут требовать от составителей управленческой отчетности в соответствии с обновленным руководством?

  • Если управленческие отчеты ссылаются на финансовую отчетность, то эту финансовую отчетность [судя по всему, выдержки из нее - GAAP.RU] следует либо приводить в самих управленческих отчетах, либо четко указывать ссылки на них, и
  • Четко указывать, какая именно информация входит в управленческую отчетность, и отделять ее от всей прочей информации в той же самой отчетности и в других отчетах.

Кроме того, составителям управленческой отчетности нужно будет указывать дату, когда управленческая отчетность была одобрена руководством для публикации, указывать в ней существенную информацию о событиях, которые произошли уже после окончания отчетного периода, но до даты, когда управленческая отчетность получила одобрение руководства на публикацию, а также указывать лиц или организационные структуры, которые одобрили публикацию.

Уже на следующей встрече Совет может дать разрешение на начало оформления всех этих решений в виде отдельного документа - будущего варианта обновленного руководства. Правда, перед этим он еще собирается проверить, адекватно ли все, что было наработано до сих пор, покрывает темы, представляющие сегодня особый интерес для инвесторов, кредиторов и других стейкхолдеров (речь идет в первую очередь о “ESG”-факторах и нематериальных активах, включая отношения с клиентами, бизнес-партнерами и так далее).

Объединение бизнеса под общим контролем

Тема объединения бизнеса под общим контролем не поднималась на заседаниях Совета по МСФО аж с февраля. На том заседании довольно подробно были согласованы обязательные раскрытия организациями-приобретателями на случай применения первого или второго из двух основных подходов – “подхода приобретения” и “подхода предшественника”. В первом случае требования к раскрытию ничем не отличаются от требований в IFRS 3 “Объединение бизнеса”, зато раскрытия для второго случая были расписаны более подробно.

Что интересно, на февральском заседании IASB предварительно решил, что по результатам всей этой многолетней работы где-то в середине года должна выйти публикация (в форме пока что дискуссионного документа, а не предварительного стандарта - и это тоже решили в феврале). Но коронавирус внес изменения в планы, поэтому документа, как видим, нет до сих пор. Однако в этом месяце члены Совета все-таки успели согласовать продолжительность периода обсуждений для него, когда он все-таки выйдет. Согласно сегодняшним ожиданиям, это произойдет в ноябре, а комментарии можно будет направлять в течение 180 дней после этого.

Добывающие отрасли

Добывающие отрасли - это довольно обширный проект, который до сих пор характеризовался отсутствием систематизации накопленных знаний. В последний раз тему поднимали в июле, а перед этим - в июне. Почему так интенсивно? Все очень просто: пока что проект относится к исследовательским, но после систематизации исследовательских данных, которой IASB все последнее время занимался, весьма вероятно, что он засядет за разработку “преемника” для действующего стандарта IFRS 6 “Разведка и оценка запасов минеральных ресурсов” (он, надо отметить, очень сильно нуждается в доработке, поскольку содержит лишь самые общие принципы учета и до сих пор служил скорее в качестве временного варианта).

В этот раз на заседании “подчищали хвосты” по исследованиям, которые не успели разобрать в прошлые разы - и, очевидно, продолжат пока заниматься этим, потому что никаких решений в этот раз принято так и не было. Когда с этим будет покончено, должны состояться образовательные сессии, в ходе которых станет чуть более ясно, как быть дальше с работой по этому направлению.

Различные улучшения стандартов в целях более последовательного их применения

Сегодняшняя основная тема – арендное обязательство в сделках с продажей и обратной арендой. Она, впрочем, ранее уже понималась (в программе обсуждений Комитета по Интерпретациям), и это вопрос, который необходимо решить перед выпуском очередных корректировок к стандарту IFRS 16. Необходимо четко разобраться в ситуации, когда продавец-арендатор применяет требования стандарта для измерения актива в форме права пользования и арендного обязательства, возникающего в таких транзакциях с продажей и обратной арендой.

В этот раз Совет по МСФО предварительно принял следующие решения:

  1. В будущей обновленной версии стандарта он оговорит, что применение параграфа 100(а) продавцом-арендатором для измерения актива в форме права пользования и арендного обязательства, возникающего в результате сделки обратной аренды, означает, что необходимо определить долю проданного актива, которая относится к сохраненному праву пользования. Сделать это можно будет, сопоставляя приведенную стоимость ожидаемых арендных платежей по рыночным ставкам (дисконтированную по ставке, оговоренной в параграфе 26* IFRS 16), и справедливую стоимость проданного актива. Собственно, ровно такой логики придерживался Комитет по Интерпретациям, когда разбирал эту ситуацию чуть раньше в этом месяце.
  2. Далее, продавцы-арендаторы в последующем будут измерять арендное обязательство, уменьшая его балансовое значение с учетом ожидаемых платежей по аренде.
  3. Все будущие изменения в IFRS 16 должны будут применяться продавцами-арендаторами на ретроспективной основе, как это оговорено в IAS 8 “Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки”, за исключением случаев, когда такой подход в отношении транзакций с продажей и обратной арендой будет приводить к оценкам “задним числом”. В этом случае составителям отчетности нужно будет определять ожидаемые платежи по аренде на начало годового периода, в который они впервые применяли измененную версию IFRS 16. Она, кстати, должна выйти уже в ноябре - с нетерпением ждем.

*“На дату начала аренды арендатор должен оценивать обязательство по аренде по приведенной стоимости арендных платежей, которые еще не осуществлены на эту дату. Арендные платежи необходимо дисконтировать с использованием процентной ставки, заложенной в договоре аренды, если такая ставка может быть легко определена. Если такая ставка не может быть легко определена, арендатор должен использовать ставку привлечения дополнительных заемных средств арендатором” (официальный текст стандарта на сайте Минфина России)

Теги: Совет по международным стандартам финансовой отчетности  Совет по МСФО  IASB  Комитет по Интерпретациям  IFRS 16  аренда  добывающие отрасли  PS 1  комментарии руководства  отрасли на тарифном регулировании  объединение бизнеса под общим контролем  корона