По материалам: IFRS
В этом месяце руководство Совета по МСФО в лице его председателя Ханса Хугерворста (Hans Hoogervorst) и вице-председателя Сью Ллойд (Sue Lloyd) по традиции делятся последними новостями, среди которых можно выделить:
- Изменения во внутреннем руководстве этой организации по формальным процессам работы со стандартами
- Поправки к стандартам IAS 39 и IFRS 9 как ответ на будущую реформу межбанковских процентных ставок
- Обсуждения специализированных корректировок в требованиях к раскрытиям отдельных стандартов в рамках проекта “Инициатива по раскрытиям”
- Обсуждения новой версии руководства по менеджерским отчетам
- А также такие темы как: тарифное регулирование, гудвилл и обесценение, грядущий пересмотр стандарта “IFRS for SMEs”
- (M.T.) Добро пожаловать на подкаст Фонда МСФО, посвященный майской встрече Совета по международным стандартам финансовой отчетности, которая прошла в Лондоне 14-16 мая 2019 г. Меня зовут Мэтт Тиллинг, я член технического состава разработчиков в IASB. Сегодня со мной председатель Совета Ханс Хугерворст и вице-председатель Сью Ллойд, чтобы обсудить последнюю встречу и другие новости… Ханс, начнем с темы управления, а конкретнее – с предложенных поправок к Положению Фонда МСФО по рабочим процессам. Просто как напоминание – Положение представляет собой документ, который определяет процедуры в рамках процесса разработки стандартов.
- (H.H.) Все верно. Конечно же, Положение по рабочим процессам имеет огромную важность для Совета в том смысле, что оно, среди прочего, определяет, как мы работаем, и как проводим консультации со стейкхолдерами. Попечители Фонда МСФО периодически данное Положение пересматривают. Последний такой существенный пересмотр имел место в 2013 году, так что самое время для обновления.
Пересмотром сегодня занимаются сами попечители, и они уже предложили некоторые изменения – ничего экстраординарного, но просто чтобы убедиться, что рабочие процессы отвечают своим задачам и по-прежнему отражают наилучшие практики. Самые главные изменения касаются обновления процедур, связанных с проведением анализа результирующих эффектов - того, что мы и сами улучшали с течением времени, анализируя вероятный эффект новых или измененных стандартов МСФО. Сейчас в Положении мы хотим четко зафиксировать, что такой анализ должен иметь место на протяжении всего процесса разработки, а не только лишь в самом конце.
Также проясняется значение опубликованных решений Комитета по Интерпретациям для стандартов: здесь наблюдается отсутствие четкого понимания насчет статуса таких решений. Мы хотим прояснить, что хотя такие решения новых стандартов МСФО и не создают, они дают представление о применении МСФО в определенных ситуациях, на которые обратили внимание Комитета по Интерпретациям.
Консультации заканчиваются 29 июля этого года, с прицелом на публикацию пересмотренного Положения в самом начале 2020 года.
- (M.T.) Говоря о консультационных документах… Положение по рабочим процессам – не единственное, что сегодня находится в процессе обсуждений?
- (S.L.) Совершенно верно, Мэтт. Мы только что выпустили предварительный вариант, который касается особенностей учета в связи с реформой базовых процентных ставок (сокращенно – реформой “IBOR”). Здесь мы пытаемся помочь составителям отчетности с переходом на новые ориентировочные ставки, которые влияют на контракты стоимостью в сотни триллионов долларов. В данный момент продолжается период неопределенности, когда нам приходится просто сидеть и ждать, чтобы увидеть, как будут выглядеть итоговые ставки во всем мире.
Мы предложили кое-какие изменения к IFRS 9 и IAS 39 - “новому” и “старому” стандартам по финансовым инструментам. Мы имеем в виду кое-какие специфические послабления по прогнозным требованиям к учету хеджирования, без которых это может привести к прекращению отчетности хеджирования исключительно из-за неопределенности, связанной с реформой базовых ставок.
Это отражает первую стадию нашей работы (проект мы разбили на две части). В рамках первой фазы мы, как и говорили, хотим разобраться с проблемами людей в этот период неопределенности, до того как в их договоры будут фактически внесены изменения. По мере получения информации о том, как будут выглядеть ставки на замену, Совет изучит потенциальное влияние на учет фактических изменений ставок и решит, не требуются ли здесь дополнительные меры. Назовем это “стадия 2 проекта IBOR”.
- (M.T.) Спасибо, Сью. Ханс, перейдем к встрече Совета в этом месяце, и начнем со страхования. Обсуждались лишь некоторые итоговые вопросы перед подготовкой и публикацией дискуссионного документа?
- (H.H.)Так и есть. Совет обсудил четыре небольших технических вопроса, которые требовали решения, и теперь специалисты могут подготовить дискуссионный документ с предложенными изменениями, выходящий в конце июня. Также мы решили установить период консультирования в 90 дней – относительно короткий, но мы считаем, что это оправданно, так как люди желают продолжать внедрение. Большинство изменений должно помочь людям быстрее завершить внедрение. Решение установить 90 дней было 23 апреля одобрено группой, осуществляющей надзор за рабочими процессами.
-(M.T.) Сью, Совет обсудил “Инициативу по раскрытиям” – говоря конкретнее, целевые (на уровне отдельных стандартов) требования к раскрытиям?
- (S.L.) Верно. У кого хорошая память, может, помнят, что мы решили выбрать два стандарта для “тестирования” нашего нового подхода, чтобы попробовать сформулировать требования к раскрытиям, которые могли бы улучшить качество раскрытий в финансовой отчетности. Два стандарта, на примере которых мы решили посмотреть на требования к раскрытиям – это не такой уж древний IAS 19 “Вознаграждения работникам” и относительно новый IFRS 13 “Измерение справедливой стоимости”.
На протяжении последних шести месяцев специалисты-разработчики и отдельные члены Совета проводили публичные консультации со стейкхолдерами по теме этих требований к раскрытиям. Особенно много времени они провели с инвесторами, аналитиками, пользователями отчетности, чтобы понять, какого рода раскрытия им на самом деле необходимы по вознаграждениям работникам и измерению справедливой стоимости, и как они эту информацию используют. Также они с составителями отчетности довольно много говорили о расходах на предоставление этой информации, и немало времени провели с инвесторами.
На встрече в этом месяце мы обсуждали анализ, живой отклик и рекомендации, полученные по ходу консультаций. На основе этих обсуждений Совет предварительно решил далее подробнее рассмотреть раскрытие несколько другой информации по вознаграждениям работникам, которая будет более полезна стейкхолдерам, чем текущие требования в IAS 19. А что касается измерения справедливой стоимости, то здесь мы изучим, как можно помочь составителям отчетности проводить оценку существенности, когда те пытаются понять, что она собой представляет. А это действительно необходимо в измерениях справедливой стоимости. Так что впереди еще много интересных обсуждений, но это два неплохих тестовых случая, чтобы посмотреть, как мы можем подойти к разработке требований к раскрытиям.
- (M.T.) Ханс, Совет взглянул на разработанный специалистами подход к пересмотру Практического руководства №1 по МСФО, которое касается менеджерских отчетов?
- (H.H.) Да. Совет отметил, что главное назначение практического руководства заключается в оказании помощи с подготовкой менеджерских отчетов – представляющих собой, иначе говоря, нарративную составляющую годового отчета - но таким способом, который лучше отвечает запросам основных пользователей финансовой отчетности, обеспечивая улучшенное руководство, учитывающее все инновационные изменения в нарративной отчетности (таких, например, как отчетность устойчивого развития, интегрированная отчетность). Хотя оно по-прежнему должно основываться на принципах, оно также должно быть достаточно детальным, чтобы обеспечивать строгость применения. Действующая версия руководства по менеджерским комментариям в этом плане слишком уж общая. Нужно быть более четкими относительно руководства, которое мы предлагаем.
Следующим шагом для Совета станут обсуждения того, как качественные характеристики полезной финансовой информации (упомянутые в наших “Концептуальных основах”) используются в отношении менеджерских отчетов в свете их основного назначения.
- (M.T.) Сью, одним из проектов, который удостоился внимания Совета в этом месяце, было тарифное регулирование, и произошло это по ходу образовательной сессии?
- (S.L.) Да, по ходу этой сессии разработчики представили нам ряд документов, которые дали представление о принципах в основе модели, разрабатываемой нами для учета активов и обязательств в рамках тарифного регулирования, возникающих у организаций в случае, когда в отношении них действует установленное регуляторами предложение товаров и услуг. Для Совета это была прекрасная возможность выделить ключевые моменты в описании модели, готовясь к дальнейшим решениям по данной теме. Мне это описание кажется интересным, поэтому для тех, кто заинтересован данным проектом, документы этого месяца могут стать способом действительно свести все воедино. Так что если тарифное регулирование – ваша тема, я искренне рекомендую с ними ознакомиться.
- (M.T.) Ханс, довольно долгие обсуждения были посвящены проекту гудвилла и обесценения. Сначала Совет смотрел на раскрытие информации по объединению бизнеса…
- (H.H.) Да, довольно продолжительные обсуждения по теме учета гудвилла ведутся сегодня во всем мире. Ясно, что очевидного и правильного ответа на вопрос о том, как учитывать гудвилл, просто нет. Но тема, обсуждениям которой мы уделили довольно много времени, касалась того, как определить лучшие раскрытия по объединению бизнеса, и в какой мере они учитывают цели приобретения одной компанией другой компании. Совет обсудил дальнейший анализ потенциальных улучшений касательно целей раскрытий и требований к раскрытиям в IFRS 3 в ответ на отзывы, полученные по итогам апрельского заседания Совета.
- (M.T.) …А вторым вопросом стало возможное освобождение от обязательного ежегодного теста на обесценение.
- (H.H.) Второй целью проекта является упрощение учета гудвилла. Как хорошо известно, ежегодный тест на обесценение – затратное мероприятие. Так что мы действительно рассматриваем возможное освобождение от ежегодного обязательного количественного тестирования на обесценение – например, на случай, если отсутствуют признаки того, что обесценение в самом деле наличествует. Кроме того, мы рассматриваем возможность применения того же самого послабления в случае с нематериальными активами с неопределенным сроком использования.
- (M.T.) Сью, последней темой на сегодня является тема пересмотра стандарта “IFRS for SMEs”.
- (S.L.) Полагаю, мы провели достаточно продолжительные и интересные обсуждения стандарта “IFRS for SMEs”. Совет напомнил о своем предыдущем решение опубликовать запрос на предоставление информации, чтобы получить представление о мнении стейкхолдеров относительно того, нужно ли нам его менять, и если да, то как именно. Например, в какой мере мы должны сблизить этот документ с полной версией МСФО, в частности, с новыми стандартами, которые пока еще не включены в “IFRS for SMEs”.
Совет решил, что пойдет в больше степени методологическим путем определения того, нужно ли сближать с отдельными стандартами “IFRS for SMEs”. Эта оценка будет проводиться на основе трех принципов:
- Актуально ли это для МСП?
- Есть ли возможности упрощения основного стандарта по тем или иным вопросам?
- И если да, что будет представлять собой правдивое отражение информации?
Таким способом мы будем смотреть на “кандидатов” для включения. Баланс найти непросто: с одной стороны, хотелось бы добиться как можно большей схожести между “большой книгой” МСФО и “IFRS for SMEs”, но с другой - мы не хотим слишком большой нагрузки для тех, кто применяет сегодня “IFRS for SMEs”. Найти этот баланс будет непросто. Однако мы следуем строгому процессу и надеемся, что сведем воедино полученные отклики, которые обеспечат достаточно специфических данных. Что все заинтересованные стороны смогут узнать наши мысли на этот счет, и поделиться мнением по поводу того, в какой мере нам следует обновлять документ. Затем уже мы перейдем к разработке предварительной версии изменений.