Фото: http://www.ifrs.org
Председатель международного разработчика стандартов отчетности Ханс Хугерворст (Hans Hoogervorst) подчеркнул особую необходимость в качественной отчетности сегодня (и особенно – в отношении пенсионной отчетности). Из его логики следует, что сопоставимая и надежная информация должна иметь наивысший приоритет “даже если ее некомфортно читать”. Совет по МСФО готов отказаться от своих прежних намерений максимально облегчить пользование финансовой информацией инвесторами? Прямо этого он, конечно, не утверждает. Посмотрим, о чем он заявил на днях в ходе своего выступления на конференции Британской Национальной ассоциации пенсионных фондов (NAPF) в Эдинбурге.
Эдинбург – по-своему удивительный город. Здесь родился Адам Смит, которого многие называют “отцом современной экономики”. Больше всего известен его монументальный труд “Исследование о природе и причинах богатства народов” и, конечно, всеохватывающая концепция “невидимой руки” рынка. Согласно ней рациональный интерес участников делает возможным ведение торговли на взаимовыгодных интересах.
Чуть менее известен и другой его трактат, “Теория нравственных чувств”, в котором он описывает, как наблюдение за поведением других дает человеку представление о моральности собственного поведения. Эти концепции были актуальны в 18 столетии, и тем более они остаются актуальны сейчас.
По мнению главы Совета по МСФО Ханса Хугерворста, Адам Смит, живи он сейчас, несомненно, стал бы большим “фанатом” МСФО, потому что какая еще система стандартов позволяет “невидимой руке” действовать поистине на международном уровне. Только международные стандарты финансовой отчетности помогают инвесторам идентифицировать выгодные возможности вложения капитала во всем мире. Капиталовложение осуществляется максимально эффективным способом, при этом снимается с повестки дня вопрос противоречия национальных режимов отчетности в разных странах мира. Кроме того, Адам Смит одобрил бы МСФО и по второй немаловажной причине: только они позволяют инвесторам наблюдать, как другие – а именно, менеджеры компаний - управляют своими ресурсами, наблюдать тот самый “моральный аспект”.
Понятие “ответственного руководства” – не пустой звук, ведь оно критически важно для благополучия мировых финансовых рынков. В нашем мире большинство людей, работающих в области финансовых услуг, неизбежно работают с деньгами, которые им не принадлежат - чужими деньгами. Моральный риск буквально везде, и этот факт особенно наглядно высветил финансовый кризис.
Что до Совета по МСФО, то он играет свою небольшую, но немаловажную роль в том, чтобы в меру своих возможностей поддерживать “честность” всей этой системы. Его роль заключается в разработке и поддержании в надлежащем состоянии единого глобального языка финансовой отчетности, который помогает снизить этот моральный риск. Они добиваются этого, устраняя информационную асимметрию между инвесторами и получателями капитала. Они устраняют ее, обеспечивая пользователей – таких же как ВЫ, например - надежной и сопоставимой финансовой информацией.
Поговорим о пенсиях
Тема, так уж сложилось, популярная сегодня не только в мире МСФО, но и в России – правда, по разным причинам. Если в отношении международных стандартов мы обсуждаем преимущественно нововведения в IAS 19, то в непростых кризисных условиях все чаще заводят разговор о продлении заморозки накопительной части пенсий или, например, об увеличении пенсионного возраста. Так или иначе, все найдет свое отражение в отчетности, в том числе и составленной по международным стандартам.
“Если вы хотите знать, насколько важна правильная отчетность по пенсиям, просто обратите свое внимание на области, где ощущается в ней недостаток. Я, конечно, говорю о пенсионной отчетности в государственном секторе” – говорит председатель Совета по МСФО г-н Хугерворст.
В самом деле, во многих странах пенсионные обязательства государственных организаций не признаются и не измеряются. В смысле, вообще. Слава Богу, так далеко не везде, но даже в, казалось бы, экономически развитых юрисдикциях пенсионные обязательства не всегда в полной мере консолидируются на балансах публичных компаний. Недостаток качественной отчетности прячет от публичного взора весьма неприглядную правду.
Ведь если приоткрыть истину, окажется, что пенсионные обязательства в отдельных организациях общественного сектора зачастую превышает долг греческого правительства! [1] Только вот о греческом долге мы имеем представление, а о дефиците пенсионных планов – далеко не всегда. По крайней мере, не в полной мере. Никаких программ коррекции, ничего не применяется до момента неизбежной реструктуризации, когда уже слишком поздно. Воистину, плохая отчетность – плохая политика.
В частном секторе, безусловно, требования к отчетности более строгие. МСФО требуют от компаний актуальной и сопоставимой информации по пенсионным обязательствам. Это хорошие новости. Плохие новости в том, что раскрываемые в отчетности цифры, хотя и лучше, чем в отчетности общественных организаций, но все равно пока что не совершенны.
Согласно данным консалтинговой организации Mercer, пенсионный дефицит в крупнейших британских компаниях практически удвоился за последние годы, дойдя до рекордных цифр. [2] У некоторых компаний даже группы FTSE 100 пенсионные обязательства выше, чем их рыночная капитализация! [3]
Чем объяснить этот дефицит? Например, продолжительным периодом действия очень низких процентных ставок. Кроме того, средняя продолжительность жизни просто увеличилась (мы говорим о британских реалиях, разумеется). Для компаний это плохие новости, ведь они несут ответственность за пенсионное обеспечение, но, по крайней мере, инвесторы с МСФО-отчетностью об этом знают. Поэтому ничего удивительно в том, что они продолжают вкладывать в интересующие их компании, даже если у тех очень большой дефицит пенсионных планов. [4]
По крайней мере, международные стандарты финансовой отчетности выводят проблемы на всеобщее обозрение. Вопрос, однако, остается актуальным: правильно ли мы это делаем? Несомненно, многие тут же скажут, что мы слишком уж большое внимание уделяется справедливой стоимости – допускает г-н Хугерворст. Многие отметят, что это ведет к повышенной зависимости результатов от рыночной волатильности, а кроме того – малополезен для долгосрочных инвестиций. В полной мере согласиться с такой логикой он не может, но, по крайней мере, понимает, откуда она идет. “Краткосрочная ориентация” (или простая недальновидность, если угодно) – бич современного финансового рынка.
На самом деле рынок может пребывать в заблуждении весьма продолжительные периоды времени: именно так, “гипотеза эффективного рынка” уже неоднократно себя дискредитировала. Поэтому долгосрочных инвесторов ни в коем случае не должны вводить в заблуждение краткосрочные колебания на рынке и необычное поведение инвестиционной активности.
В то же время любой мало-мальски осмысленный долгосрочный проект инвестиций будет на постоянной основе оценивать, каким образом изменения на рынке способны повлиять на его способность к достижению поставленных целей. Когда-то экономист Кейнс сказал, что нет ничего более опасного, чем рациональная инвестиционная политика в иррациональном мире. Сегодняшние рыночные условия наглядно это демонстрируют. Экстремальные в отдельных случаях монетарные политики все когда-то были запущены в качестве краткосрочных экстренных мер. Например, денежная политика нулевой процентной ставки (решение принято Банком Японии 13 февраля 1999 года с целью сдержать процентные ставки овернайт на уровне, близком к нулю) [5]. Сейчас, 16 лет спустя, та же краткосрочно ориентированная политика продолжает оставаться в действии – более того, она стала в чем-то даже более экстремальной.
Сегодня Европа ощущает реальную угрозу в образе колоссальной величины долга частного и публичного секторов. Нетрадиционные денежные политики в таких условиях, скорее всего, пока останутся в действии. Большинство центральных банков прекрасно понимает, что низкие процентные ставки идут во вред деятельности страховых компаний и пенсионных фондов. Однако есть серьезные основания полагать, что они воспринимают это в качестве неизбежных трудностей в довесок к их усилиям как-то управлять долговой нагрузкой. То есть все как бы “в пределах нормы”. Что более пугает, так это то, что нетрадиционные политики могут стать такой себе “новой нормой”.
“К чему я веду. Стало очень трудно отличить краткосрочные скачки от чего-то, что становится долгосрочным трендом. Вот почему в финансовой отчетности раскрытие текущей информации – не только лишь исторической стоимости – может быть так важно” – подчеркивает председатель Совета по МСФО.
Будучи мировыми разработчиками глобальных стандартов, они, безусловно, пытаются отыскать правильный баланс. Взять для примера последние поправки к стандарту IAS 19 “Вознаграждения работникам” от ноября 2013 года и, в частности, решение убрать оттуда так называемое “правило коридора” (решение было принято разработчиками еще раньше, где-то в 2011 году). То правило (“corridor method”) позволяло откладывать признание актуарных потерь или актуарной прибыли. Теперь пенсионные активы и обязательства на балансе показывают фактическую ситуацию с финансированием пенсионных планов. Несомненно, инвесторы всего мира восприняли это как улучшение.
Но в то же время было введено в действие дополнительное требование, которое гласит, что чистые пенсионные активы и обязательства должны теперь раскрываться в прочем совокупном доходе (OCI). Эти изменения позволяют избежать потенциально очень значительных скачков текущего статуса финансирования, источником которых является не менее важный отчет о прибылях и убытках и финансовый показатель прибыли на акцию.
Отрицательной стороной исключения пенсионных обязательств из P&L стало то, что проблемы теперь могут продолжаться весьма протяженные периоды времени. Разумно ли, например, компаниям продолжать выплачивать дивиденды, когда пенсионный дефицит мало-помалу “съедает” их баланс? Многие полагают, что если бы все осталось в прибылях и убытках, это позволило бы действовать более оперативно.
Но в любом случае, мало кто усомнится, что возросшая прозрачность современной отчетности позволила менеджерам справляться со своими проблемами быстрее. Пенсионные схемы трансформируются ловким движением руки. Менее четверти компаний FTSE 100 сегодня по-прежнему предлагает значительной части своих сотрудников пенсионные планы с фиксированными выплатами (мы говорим о “defined benefit”). [6]
Вместо этого многие компании в Европе и во всем мире постепенно смещаются в сторону гибридных схем. Они на самом деле более доступны компаниям, только вот с точки зрения отчетности возникают проблемы: эти схемы не вписываются в категории “фиксированных выплат” и “фиксированных взносов” по двум основным формам пенсионных планов, как их определяет стандарт IAS 19. Напротив, между этими двумя экстремальными вариантами сегодня можно встретить сколько угодно промежуточных вариантов всего многообразия, с самыми различными формами разделения рисков между участниками пенсионных планов. “Дискретный” – или бинарный, если угодно - вариант текущего варианта стандарта пытается с этим многообразием справиться, но далеко не всегда это удается.
Вот почему Совет по МСФО решил дать старт исследовательскому проекту, который охватит все современные схемы. В своей работе над ним эксперты IASB, безусловно, будут отталкиваться от уже имеющихся на данный момент наработок по страховой отчетности. Однако работая над общей моделью пенсионной отчетности, имеет смысл уделять внимание и другим важным практическим вопросам – например, определению доходности по надежной облигации.
Конечно, пока что прошло немногим более двух лет с момента вступления в силу пересмотренной версии IAS 19. Для Совета по МСФО сейчас очень важно посмотреть, как “вписались” те последние изменения, прежде чем переходить к работе над новыми. Ханс Хугерворст и не отрицает, что завершение их сегодняшнего проекта займет следующие несколько лет, но работа будет идти тем эффективнее, чем более активное участие в ней будут принимать заинтересованные стороны – то есть ВЫ.
В заключение
Нельзя отрицать очевидного: пенсионная отчетность проходит сегодня череду колоссальных изменений. Финансовый кризис поставил все с ног на голову. Сегодня бизнес-модели находится под очень серьезным давлением по причине действия нетрадиционных монетарных политик, о которых мы говорили выше. Ситуация отягощается изменениями в стандартах учета, только добавляющими “градус”. Но, по мнению руководителя Совета по МСФО, составителям и пользователям отчетности, очевидно, не станет легче оттого, что они будут пользоваться некачественными стандартами, лишь создающими видимость финансовой стабильности за счет распыления негативных результатов на несколько отчетных периодов. Наибольшую пользу инвесторам и компаниям принесут стандарты, правильным образом и вовремя отражающие экономические реалии. По крайней мере, это заставляет вас бороться с проблемами, вместо того чтобы позволять им постепенно овладеть вами.
[1] “Towards Better Consideration of Pension Liabilities in European Union Countries”, EDHEC-Risk Institute (2013), www.edhec-risk.com
[2] “Low interest rates double FTSE 350 DB pension scheme deficits from £56 bn to £107 bn over 2014”, Mercer (2015), www.mercer.com
[3] “Sainsbury’s £592m pension deficit poses a “material risk to business”, Ruddick, The Telegraph, 14 July 2014
[4] “Corporate Pension Plans as Takeover Deterrents”, London Business School, Cocco & Volpin (2012), www.london.edu
[5] Ito (2005), “Japanese Monetary Policy: 1998-2005 and Beyond”, Bank of International Settlements, www.bis.org
По материалам: http://www.ifrs.org