Сентябрьские наработки в Совете по МСФО

Обзор МСФО
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 11 Октября 2019


Источник: IFRS

В ходе традиционной ежемесячной презентации итогов работы за сентябрь глава Совета по МСФО Ханс Хугерворст (Hans HoogervorstH.H.) и вице-председатель Сью Ллойд (Sue LloydS.L.) в присутствии представительницы PR-службы Касьи Гилевской (Kasia Gilewska- K.G.) рассказывают о результатах работы и основных событиях за прошлый месяц. К таковым стоит отнести, конечно же, международную конференцию разработчиков стандартов, собирающую ежегодно около 150 представителей разработчиков учетных стандартов со всех концов земного шара, а также недавнюю встречу консультативного совета – органа, дающего рекомендации относительно вектора стратегического развития для Фонда МСФО и Совета по МСФО. Ханс подчеркивает в этой связи важность международного сотрудничества, а стандарты МСФО приводит в пример как итог плодотворной совместной работы людей со всех концов земного шара над единой целью.

Сью Ллойд рассказывает о последних обсуждениях проектов по финансовым инструментам – во-первых, обсуждений в Совете отзывов на прошлогодний дискуссионный документ по финансовым инструментам с характеристиками капитала, во-вторых – работе в связи с реформой базовых процентных ставок (таких как LIBOR). Далее она рассказывает о другом проекте по объединению бизнеса под общим контролем: очень важно, что в этом месяце IASB наконец-то принял решение относительно подходов к измерению, которые будут включены в дискуссионный документ.

Напоследок Ханс Хугерворст еще раз берет слово и рассказывает о запланированных на следующий год публичных консультациях по новому плану будущей работы Совета по МСФО.


- (K.G.) Привет из Лондона, и добро пожаловать на сентябрьский выпуск подкаста Фонда МСФО. Меня зовут Касья Гилевска, я рабою в службе по коммуникациям Фонда. Сегодня ко мне присоединились председатель Совета по международным стандартам финансовой отчетности Ханс Хугерворст, и также с нами Сью Ллойд, вице-председатель Совета. По ходу подкаста мы расскажем вам о том, что произошло в этом месяце в мире отчетности. Основным фокусом внимания будет встреча Совета этого месяца, которая заняла три дня, начиная с 25 сентября. Также мы затронем другие события прошлого месяца. Сентябрь, конечно, оказался занятым месяцем. У нас прошло множество встреч с ключевыми стейкхолдерами... Ханс, не могли бы Вы дать нам обзор этих встреч?

- (H.H.) Да, сентябрь, в самом деле, был занятым. Мы всегда проводим в это время в Лондоне конференцию мировых разработчиков стандартов. Это встреча представителей приблизительно сотни разработчиков со всего мира. Очень полезное мероприятие, проводимое нами ежегодно с 2002 года. Конференция представляет собой полезную платформу для обмена мнениями и идеями. Мы получаем “из первых рук” отклики со стороны наших стейкхолдеров во всем мире, а они, в свою очередь, получают взамен углубленную информацию о работе Совета – в том числе по грядущим консультациям (а у нас грядет очень много консультаций). Национальные разработчики играют очень важную роль в этих консультациях: недавно мы провели анализ того, как много писем с комментариями они прислали нам за последние несколько лет: за последние пять лет от них было более 1100 писем, и это больше четверти всех писем, которые мы получили в целом. Так что они [национальные разработчики] очень для нас важны. В ходе своего выступления на мероприятии я подчеркнул важность тесного сотрудничества с ними.

Оглядываясь назад – думаю, мы и в самом деле можем гордиться тем, чего удалось добиться с национальными разработчиками. В мире, где глобальные стандарты находятся под жестким давлением, МСФО по-прежнему сильны и отвоевывают новое пространство - в немалой степени благодаря доверию местных разработчиков стандартов к нам и отношениям с ними. Мероприятие оказалось очень информативным не только для самих разработчиков, но и для нас – мы получили реакцию “из первых рук” по всем проектам, которые сегодня у нас есть.

- (K.G.) Отлично! Перейдем теперь к встрече консультативного совета Фонда МСФО. Для тех из вас, кто не знает или, возможно, нуждается в напоминании: консультативный совет является органом, дающим формальные рекомендации Совету и попечителям. В консультативный совет входят представители широкого спектра организаций, заинтересованных темой международной финансовой отчетности… Ханс, как прошла встреча в этом месяце?

- (H.H.) В середине сентября у нас прошла двухдневная встреча. Мы проработали обширный план. Что оказалось особенно интересным на этот раз, так это панельные дискуссии с людьми, участвующими в предоставлении финансовых данных, которые делают это с применением множества технологий. Так что панельные дискуссии были посвящены влиянию технологий на инвестиционный процесс. Целиком понятно, что помимо той информации, которую люди получают из финансовой отчетности, они получают очень много дополнительной информации, например, из агрегаторов данных. Также понятно (и это важно для нашей работы), что все эти люди настроены на эффективную передачу финансовой информации с использованием технологий: очень важно, чтобы данные были хорошо структурированы. Это означает, что наша работа над Таксономией, которая делает финансовую отчетность понятной для машин, очень важна. Также очень важна для обеспечения информации с помощью технологий наша работа над проектом по основным формам отчетности, который придаст дополнительной структуры финансовым отчетам. Кроме того, упоминалась важность структурирования менеджерских комментариев – изложенной в повествовательном стиле информации о компании. Об этом стоит помнить в ходе нашей дальнейшей работы над практическим руководством по менеджерским комментариям.

- (K.G.) Прекрасно, спасибо, Ханс. Перейдем теперь к встрече Совета в этом месяце и начнем самой любимой темы Сью – финансовых инструментов. Не обсудить ли нам сначала тему финансовых инструментов с характеристиками капитала (сокращенно “FICE”)?

- (S.L.) Конечно. Это проект, который касается учета выпускаемых компаниями финансовых инструментов в ситуации, когда неясно, относить ли их к долгу или капиталу, и какую информацию необходимо предоставлять читателям их отчетности. Основной нашей задачей было улучшить способы доведения этой информации до инвесторов. В прошлом году мы выставляли дискуссионный документ, а последние две встречи Совета были посвящены детальному анализу отзывов на него и проработке того, что делать дальше.

- (K.G.) Хорошо, но что обсудили по теме “FICE”в этом месяце?

- (S.L.) Месяц оказался интересным. Технический персонал собрал вместе “группы” откликов, полученных в ответ на различные вопросы в документе, и попросил Совет определиться, в соответствии с каким подходом мы хотим, чтобы технический персонал далее обсуждал данный проект. Они предложили нам пять различных альтернатив – один из них очень обширный проект, который может “отправить” нас обратно к переосмыслению того, что представляют собой долг и капитал в “Концептуальных основах” (смеются). А другой подход сфокусирован только на представлениях и раскрытиях; остальные, с небольшими вариациями – где-то посередине. Как заметил Ханс, разработчики направили нас на нечто среднее, что можно считать подходящим усредненным вариантом. Мы согласились с рекомендациями техперсонала, которые сводятся к принятию сфокусированного подхода - обратить внимание, в частности, на области, охватываемые действующими стандартами, такими как IAS 32, которые создают сложности и расхождения в практике – и направить наши усилия на устранение этих сложностей. Одной из ключевых идей дискуссионного документа было “подтянуть” принципы, лежащие в основе IAS 32. Так что техперсонал хочет от нас очень сфокусированного подхода.

- (K.G.) Еще один связанный с финансовыми инструментами проект – это реформа базовых процентных ставок, более известная под акронимом “IBOR”. Сью, какими будут следующие шаги?

- (S.L.) Хорошие новости в том, что в конце сентября мы выполнили “план”, который заключался в публикации итоговых узконаправленных поправок к действующим стандартам по финансовым инструментам (IAS 39, IFRS 9 и IFRS 7), чтобы в этот период неопределенности помочь людям с формальными оценками в рамках отчетности хеджирования по стандартам МСФО. Мы закончили все в сентябре, поэтому надеемся, что люди смогут уже применять их в отношении своей отчетности по итогам этого года. Это то, что мы назвали “Фазой 1”.

Однако еще до публикации того документа, на той же неделе Совет начал обсуждать “Фазу 2” – вот где мы обговорим, какими должны быть, и какими будут последствия для учета, когда люди фактически поменяют свои договоры, чтобы заменить действующие сегодня базовые процентные ставки на новые процентные ставки. На сентябрьской встрече мы обсудили спектр предстоящих к рассмотрению в рамках “Фазы 2” вопросов и примерное расписание для этих обсуждений. Думаю, главное послания для людей, которые нас сейчас слушают: мы знаем, что должны двигаться как можно быстрее на второй фазе по аналогии с первой. Мы начнем обсуждения специфических тем второй фазы уже на октябрьской встрече.

- (K.G.) Поговорив о “FICE” и “IBOR”, полагаю, можно переходить к “BCUCC”. Тем, кто считает, что я говорю загадками – позвольте объяснить, что этот акроним означает “business combinations under common control” (проект по объединению бизнеса под общим контролем). В прошлом месяце Совет обсуждал альтернативные подходы к измерению, которые могли бы применяться в отношении транзакций, предполагающих объединение бизнеса под общим контролем. Сью, не хотели бы Вы поделиться новостями еще и по этому?

- (S.L.) Конечно. Как широко известно, большинство объединений бизнеса учитываются по стандарту IFRS 3. Однако в нем есть исключение: вы не обязаны его применять в случае с объединениями бизнеса под общим контролем. Это такие транзакции, где у вас имеется, например, общая материнская компания и две “сестринские”, и если одна из “сестринских” компаний решает приобрести другую – это будет объединением бизнеса под общим контролем. Целью проекта является определить, каким должен быть учет по транзакциям данного типа – то есть должно ли это быть что-то вроде учета по объединению бизнеса как с IFRS 3, или что-то еще.

В этом месяце мы приняли важное решение в отношении подхода к измерению в будущем дискуссионном документе. Мы решили, что не будем требовать единого подхода к измерению всех объединений бизнеса под общим контролем. Также мы решили, что именно будет в дискуссионном документе: мы оговорим там, когда нужно будет применять подход текущей стоимости в отношении таких транзакций, а когда – так называемый “подход предшественника” (“predecessor approach”).

- (K.G.) Сью, возможно, Вы бы могли кратенько объяснить эти два вида подходов?

- (S.L.) Задача непростая… Однако, говоря по-простому, “подход предшественника” означает по своей сути, что когда одна из компаний приобретает свою “сестру”, она ориентируется на действующую балансовую стоимость приобретаемых активов и обязательств для оценки, вместо того чтобы смотреть на их текущую справедливую стоимость на рынке. А подход текущей стоимости будет отвечать IFRS 3, то есть вы будете следовать логике учета приобретений и сравнивать величины, уплаченные вами за приобретение, с текущими (справедливыми) стоимостями приобретенных активов и обязательств.

- (K.G.) Прекрасно, вроде мы все поняли! Наша следующая тема, возможно, и не станет причиной вашей ночной бессонницы (скорее уж может послужить исцелению оной), однако она также очень важна для рабочей программы Совета на следующие пять лет. Я говорю о грядущих консультациях по самой программе. Просто чтобы освежить память наших слушателей: в рамках стандартной рабочей процедуры от IASB требуют, чтобы он проводил публичные консультации по своей рабочей программе каждые пять лет. Ханс, не хотели бы Вы рассказать нам об этом?

- (H.H.) Да, следущие консультации по программе пройдут только лишь в 2020 году, так что немного времени у нас еще есть, однако подготовку мы уже начали. Целью публичных консультаций является получение общественного мнения относительно стратегических направлений рабочей программы IASB, а также чтобы убедиться, что она хорошо сбалансирована. Техперсонал предположил, что сначала нам будет неплохо провести какие-то общественные обсуждения, чтобы определить, в каких темах люди могут быть больше заинтересованы. Далее он предложил – и мы это поддержали – представить нашим стейкхолдерами детальный список различных проектов и обеспечить их представлением о том, какие трудозатраты потребуются для реализации тех или иных проектов, чтобы люди могли определить наиболее интересные для них.

Таким образом, вместо того чтобы фактически составлять исчерпывающий список того, как, по нашему мнению, должна выглядеть итоговая программа, мы сначала хотим провести несколько публичных мероприятий, чтобы прийти к определенному “стартовому” списку проекту, а уже потом на его основе составим наш собственный, в рамках которого люди смогут определять приоритеты.

- (K.G.) Что ж, призываем всех наших стейкхолдеров принять участие в этих обсуждениях. А еще одни приближающиеся консультации касаются пересмотра стандарта “IFRS for SMEs”. Каковы последние новости относительно него, Ханс?

- (H.H.) Думаю, самое важное решение, которое принял здесь Совет в этом месяце, касалось охвата всего проекта “IFRS for SMEs”. Это постоянно возникающий вопрос. Как известно, “IFRS for SMEs” были написаны с целью создания упрощенной системы стандартов для компаний, которые не имеют листинга на публичных рынках. Обычно это небольшие компании. Но снова и снова люди спрашивают нас, не будет ли лучше сделать стандарт “IFRS for SME ” доступным также для малых компаний, которые имеют листинг (хоть они и маленькие). Мы снова решили не менять охвата, поскольку опасаемся, что если все-таки позволим использовать “IFRS for SMEs” компаниям с листингом, подсознательно или осознанно начнем смотреть на этот стандарт и думать, не сделать ли его чуть более сложным, чем он есть. Так что мы решили оставить все как есть.

- (K.G.) Хорошо… Знаете, не люблю говорить про Рождество в октябре, однако, говоря о рождественских подарках: запрос на информацию по стандарту “IFRS for SMEs” – это ведь не единственное, что последует. Как помнят наши слушатели, мы также собираемся опубликовать предварительный вариант стандарта по основным формам отчетности. Ханс, не могли бы Вы рассказать, что нового по этому проекту?

- (H.H.) Уже в июле мы приняли здесь основное решение, а именно – что следующим по списку будет публикация консультационного документа в форме предварительной версии, со сроком комментирования 180 дней. Техперсонала забрал проект в работу, чтобы доработать пару небольших тем. Ключевой вопрос: когда мы все-таки выпустим предварительную версию, должна ли она представлять изменения к действующей версии IAS 1, или же это должен быть новый стандарт под новым названием? Мы решили, что выберем второй вариант и будем представлять предварительную версию как абсолютно новый будущий стандарт.

- (K.G.) Кажется, я говорила вначале, что встреча Совета в этом месяце оказалась особенно загруженной: среди других вопросов, которые обсуждали – “Инициатива по раскрытиям”, проект по деятельности на основе тарифного регулирования, классификация обязательств в качестве текущих и долгосрочных, добывающие отрасли, менеджерские отчеты и дочерние предприятия, относящиеся к МСП. Поправьте, если я ошибаюсь, но как я это вижу, все вопросы сводятся либо к “чистке хвостов”, либо к обсуждениям без принятия решений. Были ли здесь решения, о которых особенно важно знать нашим слушателям?

- (H.H.) Никаких решений в этот раз не было. В основном мы обсуждали общее руководство по тому, как нам можно использовать качественные характеристики в “Концептуальных основах” для подготовки менеджерских отчетов. Мы смотрели на качественные характеристики как на правдивое отражение с такими характеристиками как полнота, нейтральность и отсутствие ошибок. В целом мы решили, что эти базовые принципы нам придется переформулировать в соответствии с более современным языком, потому что они очень непростые и в таком виде ориентированы скорее на сам Совет, чем на составителей отчетности. Так что это вещь, которая также имеет прямое отношение к написанию нами требований языком, который легко понятен людям.

- (S.L.) Я думаю, также стоит упоминания то, что мы добились определенного прогресса с проектом по узконаправленным изменениям – они касаются обременительных договоров. Мы собираемся прояснить, какие расходы люди должны принимать во внимание при определении того, являются ли их договоры обременительными, в частности – прояснить, что вообще значит термин “расходы на исполнение договора”. На октябрьской встрече мы будем обсуждать список расходов, которые связаны, и которые не связаны прямо с исполнением договора. Среди всего того, что Совет решил в ответ на поступившие отклики – это что он все-таки будет завершать данный проект с узконаправленными изменениями к IAS 37.

И в завершение, полагаю, я могу воспользоваться возможностью и сообщить – тем из вас, кто любит наши подкасты, полезно будет знать, что мы запустили еще одну серию подкастов по теме последовательного применения стандартов, в том числе по решениям, принятым Комитетом по Интерпретациям, так что теперь они тоже будут доступны на нашем сайте.

Теги: Совет по МСФО  Ханс Хугерворст  Hans Hoogervorst  Сью Ллойд  Sue Lloyd  финансовые инструменты  финансовые инструменты с характеристиками капитала  базовые процентные ставки  LIBOR  объединение бизнеса под общим контролем  IASB  Фонд МСФО  основные формы