Часть 1: Сравнение расходов по главе 25 с действующим законодательством (расходы, принимаемые в целях налогообложения).
С 01.01.2001 в соответствии с Законом РФ N110-ФЗ от 06.08.2001 «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах» вводится в действие глава 25 Налогового кодекса РФ, устанавливающая порядок исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий. С момента вступления в силу главы 25 утратят силу действующие в настоящее время законы и подзаконные нормативные акты, регулирующие порядок налогообложения прибыли, в том числе Закон РФ N2116-1 от 27.12.1991 «О налоге на прибыль организаций», Инструкция МНС РФ N62 от 15.06.2000, Положение о составе затрат, утв. Постановлением Правительства РФ N552 от 05.08.1992 с многочисленными изменениями и дополнениями (далее – Положение о составе затрат) и др.
Введение в действие главы 25 существенным образом изменит порядок исчисления и уплаты налога на прибыль по сравнению с ныне действующим порядком (в настоящей статье не рассматриваются особенности формирования и налогового учета расходов банков, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов, организаций потребительской кооперации и иностранных организаций). Наиболее значительными нововведениями являются:
- Введение понятия «экономическая обоснованность произведенных расходов»
- Введение понятия «налогового учета»
- Изменения в порядке применения налогоплательщиками метода начисления и кассового метода налогового учета доходов и расходов
- Введение в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, новых видов расходов (например, процентов по займам, расходов организаций, использующих труд инвалидов, направленных на цели социальной защиты инвалидов, расходов по договорам гражданско-правового характера, заключенных с индивидуальными предпринимателями и др.)
- Изменение состава нормируемых и ненормируемых расходов (например, затраты на ремонт основных средств будут приниматься в целях налогообложения в пределах норматива, а затраты по добровольному страхованию имущества – в сумме фактических расходов)
- Изменение нормативов по нормируемым расходам (расходы на рекламу, представительские расходы и др.)
- Изменения в порядке начисления амортизации основных средств и другого амортизируемого имущества
- Включение убытков от реализации иностранной валюты в состав внереализационных расходов и др.
В данной статье рассматриваются основные изменения, которые произойдут в налоговом учете расходов с введением в действие главы 25 Налогового Кодекса РФ.
Понятие расходов.
В соответствии со статьей 252 расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, любые затраты могут быть приняты в уменьшение налогооблагаемой прибыли (с учетом ограничений, установленных в главе 25) при одновременном соблюдении следующих условий:
- Затраты связаны с деятельностью, приносящей доход;
- Затраты экономически обоснованы;
- Затраты документально оформлены.
Следует обратить внимание, что Налоговый кодекс РФ предусматривает, что в целях налогообложения могут быть учтены любые расходы, если они будут экономически обоснованы. При этом остается непонятным, в соответствии с какими критериями может быть подтверждена экономическая обоснованность тех или иных расходов. Например, в случае, если по итогам отчетного (налогового) периода предприятием был получен убыток, а расходы при этом были учтены в соответствии с правилами, установленными главой 25, будет ли это означать, что расходы не были экономически обоснованными, поскольку привели к образованию убытка в налоговом учете. И будет ли принят такой убыток в целях налогообложения? Вероятно, в разрешении данного вопроса смогут оказать помощь Методические рекомендации по применению главы 25, которые в настоящее время разрабатываются в Министерстве по налогам и сборам РФ.
Классификация расходов.
Глава 25 Налогового кодекса РФ предусматривает следующую классификацию расходов:
- расходы, связанные с производством и реализацией;
- внереализационные расходы.
Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:
- расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);
- расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
- расходы на освоение природных ресурсов;
- расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
- расходы на обязательное и добровольное страхование;
- прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Также расходы, связанные с производством и (или) реализацией, группируются по следующим элементам:
- материальные расходы;
- расходы на оплату труда;
- суммы начисленной амортизации;
- прочие расходы.
Кроме того, для налогоплательщиков, определяющих расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные (статья 318 Налогового кодекса РФ).
При этом к прямым расходам отнесены:
- затраты на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) – подпункт 1 пункта 1 статьи 254;
- расходы на оплату труда – статья 255;
- амортизационные отчисления по основным средствам, используемым при производстве товаров (работ, услуг).
К косвенным расходам относятся все иные расходы, осуществленные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде (порядок распределения и списания прямых расходов рассмотрен далее).