Формирование стратегии развития холдинга с целью повышения возврата на инвестированный капитал
АЛЕКСЕНКО Г. А. -УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР КОМПАНИИ
Григорий обладает обширным опытом в сфере стратегического консалтинга, проработав пять лет в ведущей международной консультационной компании Bain & Company (офисы в Москве, Йоханнесбурге, Сиднее), где он координировал проекты по стратегии, развитию и оптимизации бизнеса ведущих мировых корпораций, а также работал на проектах по реструктуризации компаний-клиентов.
До прихода в компанию Григорий Алексенко занимал руководящую должность в инвестиционно-банковском управлении компании «Ренессанс Капитал», участвуя в сделках по слиянию/поглощению и прямым инвестициям, а также по выходу компаний – клиентов на рынки капитала.
Григорий окончил Московский Государственный Университет (1994), Высшую школу бизнеса МГУ (1995), а также получил степень МВА в Международной школе бизнеса INSEAD во Франции (2001). Свободно владеет английским и хорошо испанским языками.
СТРАТЕГИЯ – основополагающая долгосрочная концепция действий бизнеса(ов), с четко обозначенной Целью, Показателями деятельности, по которым можно оценивать эффективность выполнения поставленных задач, и разработанным Планом работ по наиболее важным Направлениям.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АКЦИОНЕРОВ
Собственниками Холдинга могут ставиться перед бизнесом различные цели и задачи. Среди наиболее рациональных хотелось бы выделить следующие стратегические задачи:
- Увеличение капитализации Холдинга и его активов с созданием требуемого уровня ликвидности
- Максимизация возврата на вложенные средства для Акционеров
НАШИ ПОДХОДЫ: ПОИСК ОТВЕТОВ НА ПРАВИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Для формирования стратегии развития холдинга с целью повышения возврата на инвестированный акционерный капитал необходимо найти ответы на целый ряд вопросов:
Потенциал капитализации и потенциал возврата на вложенные средства?
- Как активы расположены на шкале потенциал капитализации / потенциал максимизации текущих доходов?
- Какой стратегический подход должен быть применен к каждому активу?
Что такое бизнес Холдинга сегодня каким он должен быть завтра?
- В каких бизнесах Холдинг находится сегодня?
- Какие бизнесы являются профильными для Холдинга?
- Существуют ли синергии между бизнесами?
- На каких бизнесах Холдинг должен сфокусироваться и в каких бизнесах должен находиться в будущем?
- Что нужно сделать для того, чтобы выполнить поставленные цели?
- Сколько будет стоить достижение поставленных целей сточки зрения:
- размера необходимых инвестиций?
- возврата на вложенные средства?
- Каков будет возврат?
НАШИ ПОДХОДЫ: СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ АКТИВОВ
Капитализируемые активы = активы, потенциально выводимые на фондовый рынок или привлекательные для стратегических инвесторов.
КРИТЕРИИ:
- «Прозрачность» или потенциальная способность быть таковым
- «Понятность» бизнеса для инвестора
- Перспектива и потенциал роста бизнеса
- Эффективность корпоративного управления
РОЛЬ – основной локомотив роста стоимости Холдинга путем:
- Роста собственной стоимости за счет:
- Повышения внутренней эффективности
- Внешних обоснованных поглощений
- Возможности привлечения более дешевого финансирования
- Создания определенного уровня ликвидности
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ – формирование структуры с:
- Понятной для инвесторов и оптимальной для отрасли бизнес – моделью
- Стандартной и прозрачной отчетностью
- Привлекательной инвестиционной и кредитной историей
- Динамичным ростом результатов деятельности
ГОРИЗОНТ ПЛАНИРОВАНИЯ: 5 лет +
«Cash-ируемые» активы = активы Холдинга, обеспечивающие высокий уровень возврата на вложенные средства, но которые трудно капитализировать:
КРИТЕРИИ:
- Высокий уровень реального возврата на инвестиции
- Контроль денежных потоков
- Наличие безопасных и доходных схем
- Значимость административного ресурса
РОЛЬ – основа текущих прибылей и источника инвестиций для Акционеров за счет:
- Дивидендов
- Дополнительных доходов
- Выгодного выхода через продажу или обмен
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ – вывод на максимальную эффективность в кратчайшие сроки
ГОРИЗОНТ ПЛАНИРОВАНИЯ: 2-3 года
«Нейтральные» активы = активы Холдинга, которые не подходят ни под определение «капитализируемых», ни «cash-ируемых»:
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ – вывод из Холдинга за счет продажи/обмена
ГОРИЗОНТ ПЛАНИРОВАНИЯ: 1-2 года
НАШИ ПОДХОДЫ: ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА КАПИТАЛИЗАЦИИ
Для классификации активов Холдинга по категориям «капитализируемых», «cash-ируемых» или «нейтральных» активов мы предлагаем использовать шкалу «cash-ируемость / капитализируемость»:
ОЦЕНКА ПРОФИЛЬНОСТИ АКТИВОВ
ФОКУС ПРИ ОЦЕНКЕ:
Рынка:
- размер
- масштаб (региональный/федеральный/международный)
- темпы роста
Рыночной позиции актива:
- рыночная доля и ее динамика
- положение в технико-экономической цепочке
- конкурентные преимущества
Способности актива генерировать доход:
- размер вложенных средств Акционера
- объем продаж
- объем и устойчивость денежных потоков
- прибыльность основной деятельности бизнеса
Взаимодействие с другими активами Холдинга:
- наличие бизнес-логики, связывающей между собой различные активы Холдинга
- наличие синергии:
- текущих
- потенциально возможных
ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ АКТИВОВ ХОЛДИНГА
ВОПРОС О ПРИВЛЕЧЕНИИ ПАРТНЕРА
Стратегический Инвестор | Финансовый Инвестор |
+ Отраслевая экспертиза
+ Управленческий опыт + Снижение стоимости заемного капитала для компании + Возможный вариант выхода + PR | + Совпадение интересов (сроки и форма выхода, максимизация возврата)
+ Возможность снижения стоимости заемного капитала для компании + Потенциально выше уровень возврата на вложенные средства (строгая финансовая дисциплина, премия за продажу бизнеса стратегу) |
– Долгий инвестиционный горизонт
– Ограниченность вариантов выхода (IPO и продажа другому стратегу исключаются) – Вероятность несовпадения взглядов на построение вертикально-интегрированного холдинга Конфликт интересов (выход) | – Отсутствие отраслевой экспертизы
– Недостаток управленческого опыта – Вероятность несовпадения взглядов на построение вертикально-интегрированного холдинга |
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
- Как измерить успешность стратегии?
- Доля на рынке?
- Объем продаж?
- Объем производства?
- Уровень рентабельности?
- Инвестиции
- Капитальные затраты
- Операционные затраты
ПРОЦЕСС ВНЕДРЕНИЯ СТРАТЕГИИ
Процесс внедрения стратегии необходимо тщательно проработать до начала его реализации. Ключевые составляющие данного процесса: