Ключевые проблемы стратегии управления активами группы компании
Типовой является модель развития, при которой компания имеет ключевой бизнес, и при этом ведет несколько других проектов, периодически входя/выходя в новые бизнесы
По сути, это смешение двух разных моделей – инвестфонда и монокомпании, которые требуют разных компетенций для успешного развития. Кроме того, важное противоречие смешанной модели состоит в том, что ресурсы и усилия постоянно перераспределяются между разными бизнесами
Развитие ключевого бизнеса – монокомпания | Управление портфелем проектов – инвестиционный фонд | |
Суть | Развитие одного бизнеса , реализация идей и целей основателя | Покупка пакетов в перспективных компаниях – проектах с целью продажи по более высокой цене |
Ключевые факторы успеха | Идея , предпринимательский и менеджерский талант | Эффективный отбор проектов ; участие в выработке ключевых решений ; поиск покупателя и своевременный выход |
Включенность в бизнес | 100%, полноценное оперативное управление | Редкое вмешательство в оперативное управление ; Совет директоров , консалтинг |
Компетенции топ – менеджеров | Понимание бизнеса и отрасли | Финансовая аналитика , консалтинг |
Цели | Развитие , реализация видения и целей основателей | Продажа по выгодной цене |
Выход из бизнеса | Редко чётко определяются , возможна передача по наследству | Обязателен через 3-5-7 лет |
Примеры | Калина , Лебедянский , Евросеть | Barring Vostok Capital, Интеррос , Базэл |
Успешный пример модели инвестфонда – компания Baring Vostok Capital Partners
Неопределенность позиции собственников в том, хотят ли они развивать один бизнес или им интереснее работать как инвесторы, ослабляет основной бизнес и в некоторых случаях тормозит развитие новых проектов
- Компания входит в новые бизнесы-проекты, которые отбираются не целенаправленно, а появляются случайно
- Новые несвязанные бизнесы запускаются в рамках компании, ведущей ключевой бизнес – логика развития для многих топов непонятна
- Собственники активно включаются в управление новыми проектами, не отходя от старых – эффективность падает и там, и там
- Отсутствуют четкие критерии входа/выхода, а также оценки и единой системы взаимодействия с компаниями-проектами
- Четкой ориентации на продажу нет
Диверсифицироваться или специализироваться?
Классические аргументы «за» диверсификацию и специализацию
Исследование эффективности 70 крупных* зарубежных компаний за период 1999-2003 гг. показало, что специализированные компании демонстрируют лучшие результаты, чем диверсифицированные
Компании, которые являются крупнейшими в Fortune-500 и долго удерживают топ-позиции, в большинстве – специализированные ТОР 20 списка Fortune 500 за 2004 год
№ | Компания | Выручка , млн .$ | Прибыль , млн . $ | Отрасль |
1 | Wal-Mart Stores | 258 681 | 9 054 | Розничная торговля |
2 | Exxon Mobil | 213 199 | 21 510 | Нефтяная |
3 | General Motors | 195 645 | 3 822 | Автомобилестроение |
4 | Ford Motor | 164 496 | 495 | Автомобилестроение |
5 | General Electric | 134 187 | 15 002 | Диверсифицированная |
6 | ChevronTexaco | 112 937 | 7 230 | Нефтяная |
7 | ConocoPhillips | 99 468 | 4 735 | Нефтяная |
8 | Citigroup | 94 713 | 17 853 | Финансовые услуги |
9 | IBM | 89 131 | 7 583 | Компьютеры , IT – услуги |
10 | American Intl. Group | 81 300 | 9 274 | Страхование |
11 | Hewlett-Packard | 73 061 | 2 539 | Оргтехника , IT – услуги |
12 | Verizon Communications | 67 752 | 3 077 | Связь |
13 | Home Depot | 64 816 | 4 304 | Розничная торговля |
14 | Berkshire Hathaway | 63 859 | 8 151 | Страхование |
15 | Altria Group | 60 704 | 9 204 | Табачная и пищевая |
16 | McKesson | 57 129 | 555 | Фармацевтика |
17 | Cardinal Health | 56 829 | 1 405 | Биотехнологии |
18 | State Farm Insurance Cos | 56 064 | 2 825 | Страхование |
19 | Kroger | 53 790 | 314 | Розничная торговля |
20 | Fannie Mae | 53 766 | 7 904 | Финансовые услуги |
Диверсификация или специализация: российские аргументы. Компании-лидеры на порядки меньше своих зарубежных конкурентов. Следовательно, ресурсов на развитие у них тоже на порядки меньше!
Отрасль | Компания | Выручка . млн . $ |
Парфюмерия | Калина | 173 |
L'Oreal | 18 894 | |
Фармацевтика | Нижфарм | 56 |
Акрихин | 54 | |
Merck | 22 485 | |
Безалкогольные напитки | Вимм – Билль – Данн | 938 |
Pepsico Inc | 26 971 | |
Розничная торговля | Седьмой континент | 500 |
Wal-Mart Stores | 244524 | |
Одежда | Глория Джине | 100 |
VFC | 5 207 | |
Мебель | Шатура | 119 |
Ethan Allen Interiors Inc. | 907 | |
Пищевая промышленность | Балтимор | 103 |
HEINZ | 8 237 | |
Пивоварение | Балтика | 994 |
Heineken | 12 031 | |
Продажа телефонов | Евросеть | 968 |
Carphone | 3 086 |
Диверсификация – специализация. Пример компании Nokia. На протяжении своей истории компания Nokia прошла несколько периодов диверсификации. Однако, лидерства на мировом рынке компания добилась, когда сконцентрировалась на одном бизнесе -телекоммуникациях, и продала все остальные – непрофильные
Диверсификация или специализация: резюме. В ситуации, в которой сейчас находятся российские компании, специализация является более перспективной для реализации амбициозных целей альтернативой, чем диверсификация
- Российские компании на порядки меньше своих зарубежных конкурентов. Следовательно, диверсификация бизнеса приводит к распылению и без того дефицитных ресурсов
- Российские компании менее эффективны, чем зарубежные конкуренты. Следовательно, в условиях активной экспансии международных компаний и укрепления рубля, диверсификация снижает шансы сократить разрыв по эффективности
- На практике, вхождение компании в новые бизнесы приводит к ослаблению основного бизнеса. Например, время и энергия собственника и команды топов тратятся, преимущественно, на новые проекты. Кроме того, существенные финансовые ресурсы часто переводятся в новый бизнес
- Как показывает практика, часто решение о диверсификации является следствием неуверенности в перспективах развития основного бизнеса