Автор оригинального материала: Перри Уиггинс (Perry D. Wiggins), CPA, секретарь и заведующий финансовым отделом в APQC – некоммерческой организации в Хьюстоне, занимающийся исследованиями и анализом в бизнесе
По материалам: CFO
Планы, бюджеты, прогнозы – все это может быть очень ценным добавлением к стоимости бизнеса, создаваемым финансовыми департаментами: в идеале они должны помогать компаниям обходить “препятствия на дороге”, оставаться достаточно гибкими и двигать бизнес вперед. В то же самое время планирование, бюджетирование и прогнозирование могут оказаться весьма затратными мероприятиями, требуя больших вложений в виде трудозатрат, внутренних систем, накладных расходов и расходов на аутсорсинг. Получают ли компании адекватную отдачу на эти вложения?
Чтобы дать ответ на этот вопрос, американская исследовательская организация APQC в прошлом месяце обратилась к данным по расходам на процесс, условно названный “осуществление планирования/бюджетирования/прогнозирования” в расчете на каждые $1,000 выручки.
Как видно из диаграммы внизу, этот показатель существенно варьируется от одной отрасли к другой. Например, в автомобильной отрасли медианное значение оказалось самым низким ($.028, или 28 центов) – при этом отрасль характеризуется очень сложными цепочками поставок и интенсивным процессом планирования. Управляться с такими сложными системами поставок представители отрасли научились благодаря управлению своими отношениями с поставщиками, которое характеризует тщательное интегрированное планирование. Все это помогает держать расходы на процесс на низком уровне, создавая в то же время существенную стоимость для бизнеса. Вообще же в каждой отрасли свои особенности, проблемы и возможности, которые и объясняют различия в медианных значениях показателя.
Однако расходы – это далеко не все. Было бы ошибочным считать, что наиболее эффективные организации – это те, которые тратят на данный процесс меньше ресурсов, а у тех, кто тратит больше, большие затруднения. Основная задача процесса – обеспечить планирование, бюджетирование и прогнозирование на уровне, обеспечивающем надежное руководство и рациональное принятие решений. Таким образом, главный фактор здесь – не то, сколько организации вообще тратят на процесс, а приносит ли он им более эффективные решения. Иначе говоря – исходя из любого выбранного уровня инвестиций, получают ли они то, за что платят?
Источник: https://www.apqc.org
Чтобы определить эффективность расходов, организациям стоит сравнить их с медианными по своей отрасли. Если расходы существенно выше - это значит, что и добавленная стоимость для бизнеса также должна быть выше. Если же это не так, необходимо разобраться, в чем может быть проблема.
Партнерство создает стоимость
О каком партнерстве здесь идет речь? Наилучшие практики планирования, бюджетирования и прогнозирования требуют глубокого понимания ключевых факторов создания стоимости. Если брать самих авторов исследования, компанию APQC, то один из ключевых факторов сопряжен с входящими в нее членскими организациям. Задача компании – создавать стоимость уже для них в виде возможности работать быстрее, эффективнее и с большей уверенностью в себе. Если это осуществляется успешно, число членских организаций растет, а уже действующие - регулярно продлевают свое членство.
Понимание алгоритмов работы бизнеса позволяет этим отношениями APQC с членскими организациями обеспечивать непрерывный поток экономических данных и благодаря этому еще больше улучшать отношения. И вне зависимости от того, какую стоимость приносит каждая отдельная организация, эффективный финансовый департамент у нее всегда будет играть роль бизнес-партнера, моделируя алгоритмы ведения деловой деятельности и помогая своему бизнесу сфокусироваться на инвестициях, обеспечивающих наилучший результат.
Последнее из проведенных APQC исследований процесса финансового планирования и прогнозирования (“FP&A”) показало, что самые эффективные организации используют широкий спектр современных передовых технологий, повышая с их помощью эффективность процесса. Роботизация бизнес-процессов, машинное обучение и облачные вычисления – все это помогает снизить и даже вообще устранить не приносящую стоимость работу по сбору данных (вручную). Кроме того, руководители, отвечающие за финансовое планирование и анализ, также отмечают, что такие направления деятельности как скользящие прогнозы (то есть прогнозы, учитывающие течение времени), сценарное планирование и предикативный анализ позволяют им приносить своим организациям большую стоимость в форме поддержки с принятием решений и способности всегда оставаться гибкими в условиях перемен.
Внедрение этих передовых методов вкупе с технологиями в практику планирования, бюджетирования и прогнозирования делает финансовое планирование и анализ более ценным процессом в глазах деловых партнеров. Как показывает опыт APQC, удовлетворение ключевых стейкхолдеров является одной из самых важных качественных характеристик процесса “FP&A” – на которую, впрочем, довольно часто не обращают внимания, и очень зря.
Чтобы определить, что расходы на процесс представляют собой эффективную инвестицию, участникам FP&A необходимо находиться в диалоге с остальной частью бизнеса, иначе нельзя понять, обеспечивают ли результаты их работы лучшее принятие решений руководителями бизнеса. Тесное бизнес-партнерство и сотрудничество выгодно обеим сторонам: про руководителей уже было сказано только что, а члены команды, ответственной за финансовое планирование и анализ, получают возможность со временем занять свое место за общим столом для совещаний.
Когда FP&A находится в бизнес-партнерстве и тесном диалоге с остальной частью бизнеса, все сложности, проблемные места планов, бюджеты и прогнозы становятся “видимыми” намного быстрее. Если весь бизнес работает потом с ними вместе с командой FP&A, расходы на процесс приносят организации большую стоимость, и тогда можно говорить об окупаемости инвестиций.
Другие материалы этого автора:
- Важный фактор в управлении любой компанией: планы преемственности (15/04/2019)
- Проекты, не выходящие за рамки бюджета (15/04/2019)
- Полезный показатель этого месяца: число статей в плане счетов (13/03/2019)
- Ключевой показатель месяца: ежедневная денежная позиция (04/02/2019)
- Численность состава финансовой команды – еще один важный фактор (14/01/2019)
- Выручка на одного сотрудника – повод обратить внимание (07/12/2018)
- Ключевой показатель месяца: время прогнозирования (18/10/2018)
- Время обучения сотрудников: на что стоит обратить внимание (17/09/2018)
- Еще один важный показатель: количество отклоненных вариантов бюджета (07/08/2018)
- Еще один важный индикатор: несобранные долги (19/07/2018)
- Важный показатель: срок погашения дебиторской задолженности (08/06/2018)
- “Время закрытия” – еще один полезный KPI (19/03/2018)