Автор: Maria L. Murphy, CPA, журналист-фрилансер
Источник: Journal of Accountancy
Перевод: GAAP.RU
7 путей влияния упрощения отчетности на финансовый мир
Ни для кого не будет сюрпризом услышать, что бухгалтерские стандарты становятся все сложнее год от года. Как, впрочем, и транзакции – в результате появления новых продуктов, услуг и финансовых инструментов, становящихся сложнее в масштабах мировой экономики. Тем временем пользователи финансовой отчетности требуют больше финансовой информации и желательно быстрее, что и привело к реакции разработчиков, которые предъявляют повышенные требования к раскрытиям для обеспечения прозрачности. По мере того как объем информации, содержащейся в финансовой отчетности, растет, тема упрощений стала в последние годы одной из основных для регуляторов и разработчиков финансовых стандартов.
И те, и другие прекрасно осведомлены, что инвесторы могут частенько запутаться в отчетах, а составителей отчетности давно захлестнула сложность бухгалтерских стандартов, вместе с этим и наполнение, и объемы информации, представляемой ими в отчетности. Американский Совет по стандартам финансовой отчетности (FASB) и SEC работают над проектами, связанными с упрощением раскрытий (см. приложение “В погоне за упрощениями”). Совет по стандартам частных компаний (PCC) работает над упрощением US GAAP под нужды, соответственно, представителей частного сектора. “Основы финансовой отчетности для малых и средних организаций” (FRF for SMEs) от Американского Института сертифицированных бухгалтеров спроектирован таким образом, чтобы наделить составителей простым и эффективным способом представления дополнительной информации (не по стандартам GAAP).
“Сложность финансовой отчетности несет издержки и инвесторам, и компаниям” – сказал председатель FASB Рассел Голден в декабре на конференции AICPA по текущим наработкам SEC и PCAOB (Совета по надзору за учетом в публичных компаниях). – “Для инвесторов сложные финансовые отчеты часто закрывают собой важную информацию, которая нужна для принятия адекватных решений по распределению капитала. Для составителей же запутанные, трудные в плане понимания стандарты закрывают собой основное значение. И даже если бухгалтерский подход в целом понятен, его применение стает длинным, трудным и дорогим”.
Любое упрощение может иметь значение. Топ-менеджеры компаний и команды финансовых экспертов часто жалуются на перегруженные требования регуляторов. 60% руководителей бухгалтерских департаментов, принимавших участие в финансово-экономическом опросе AICPA в 2013 году, сообщили, что от своих сотрудников они теперь требуют большей производительности либо большее количество рабочих часов по сравнению с предыдущими пятью годами. Это стало прямым результатом возросшего давления со стороны регуляторов. Конечно, более простые стандарты учета и отчетности могли бы сделать работу бухгалтерских команд намного проще, ведь помимо этого они сегодня очень заняты другими своими обязанностями.
Однако усилия по упрощению отчетности не идут гладко. В отдельных случаях сопротивление в самих компаниях может значительно затруднить любой отход от привычной учетной практики. Время и издержки на изменение, в том числе в плане внедрения нового подхода и обучения персонала, менеджеров, да и самих советов директоров, заставляет в отдельных случаях задуматься, а стоит ли оно того (см. приложение “Будьте готовы упрощать!”). В ситуации когда, например, FASB предоставляет частным организациям альтернативный вариант учета, компании и бухгалтерские специалисты, которые там работают, волей-неволей принимаются за анализ выгод и издержек по традиционному и новому подходу в каждом случае. И, по крайней мере, некоторые возможные подходы, предназначенные для “частников”, все равно могут быть для них крайне нежелательными, если в дальнейшем компания планирует листинг на организованном рынке или собирается слиться с публичной организацией в будущем. В таких случаях ей потом придется ретроспективно пересчитывать альтернативно проведенные раскрытия, а это может свести на нет все прежние преимущества упрощенного метода.
В отдельных случаях составители и аудиторы могут придерживаться другой логики: они просто считают безопасным следовать каждой букве сложных правил по раскрытиям. Это особенно справедливо для публичных компаний, к которым особое внимание со стороны регуляторов. Они следует этой установке, даже если иногда эти правила приводят к типично “шаблонным” раскрытиям, значительно удлиняющим отчетность, но не несущих при этом особой пользы тем, кто их читает.
Впрочем, пользователи отчетности могут иногда противиться упрощению, хотя разработчики стандартов стараются в процессе упрощения минимизировать потерю важной финансовой информации и прямо заявляют об этом. Хотя в последние годы FASB значительно продвинулся вперед с отдельными требованиями для частных организаций, все равно даже сейчас находятся оппоненты этой идеи, которые продолжают утверждать, что такой подход создает двойную систему стандартов GAAP, а упрощение идет рука-об-руку с ухудшением сопоставимости.
Невзирая на все эти трудности, попытки снижения сложности финансовой отчетности не прекращаются, потому что в финансовом мире все равно больше тех, кто уверен, что преимущества упрощений неисчислимы. Вот семь возможных путей их влияния в мире финансовой отчетности, которые профессионалы уже прочувствовали на себе или ожидают этого в будущем.
1. Положительное влияние на составителей
Не все, но многие составители отчетности положительно относятся к инициативам по упрощению отчетности. “Никому не нравится идея изменений ради самих изменений” – говорит Крис Роджерс (Chris Rogers), CPA, CGMA, финансовый директор Infragistics Inc. (компания-разработчик программного обеспечения из Нью-Джерси). – “Но если они при этом способствуют рациональным финансовым решениям и делают жизнь проще, я только за”.
Дэвид Даквиц (David Duckwitz), CPA, директор контроля качества RubinBrown, говорит: “FASB проделал хорошую работу, взвешивая перспективы различных сторон. Пользователи, понятно, всегда желают большего, поэтому это непростая задача”.
2. Экономия издержек для частных компаний
Упрощение раскрытий и повышение их эффективности должно в идеале приводить к более простой и дешевой отчетности. Для частных компаний это особенно справедливо. Упомянутый выше Крис Роджерс, который в прошлом некоторое время состоял в действовавшей тогда Комиссии по финансовой отчетности для частных компаний в составе FASB, полагает, что Совет уже сейчас добился многого с внедрением поправок в US GAAP. Сегодня над ними работает уже PCC, упрощая учет и раскрытия. “Требования к раскрытиям и анализ с позиции соотношения выгод/ затрат в действительности радикально отличаются для частных и публичных организаций” – отмечает он.
Разница хотя бы в том, что пользователям нужна разная информация в каждом случае. В то же время завышенные требования пользователей привели к раскрытиям более объемной информации по каждому формату – в большем объеме, чем необходимо компании для управления бизнесом, а в отдельных случаях даже большем, чем того требуют сами стандарты. Роджерс считает, что упрощение учета и раскрытий в исполнении PCC имеет смысл, потому что “частники” более открыты перед своими пользователями.
“Частная компания может сообщить своим банкирам информацию, которую не может сообщить публичная организация, либо довести до их сведения информацию более логичным путем, например, сопроводив все специальной иллюстративной схемой и объяснив, как в ней ориентироваться”, - говорит он. – “Аудированная финансовая отчетность частных компаний должна включать дополнительное примечание типа “Дополнительная информация направлена на имя такого-то”.
3. Более эффективные раскрытия публичных компаний
Влияние на публичные структуры также связано с улучшением эффективности раскрытий. Сьюзан Каллаган (Susan Callahan), CPA, директор глобальной и американской учетной политики в Ford Motor Co., отмечает, что между тем, что считают полезным инвесторы, и тем, чего требуют стандарты, не всегда можно поставить знак равенства.
“Наша цель, в довесок к простому выполнению требований, в том чтобы раскрывать полезную для инвесторов информацию для принятия ими решений. Наши инвесторы часто задают вопросы о бизнесе, и на протяжении многих лет, где только это возможно, мы модифицировали наши раскрытия, чтобы предоставить интересующую их информацию. Это не всегда четко соотносится с тем, чего требуют стандарты. Довольно часто бывает непросто найти оптимальный баланс в раскрытиях между тем, что требуется, и тем, чего просят инвесторы, особенно если речь идет о раскрытии чего-то несущественного, либо когда объем и содержание раскрываемой информации потенциально способны затуманить важные данные”.
Каллаган поддерживает глобальную конвергенцию стандартов, поскольку считает, что последовательные финансовые стандарты позволят глобальным компаниям избавиться от ненужных сложностей. Она полагает, что система финансовой отчетности должна наделять менеджеров представлением о том, как представлять отчетность, что отнюдь не похоже на те стандарты, которые жестко требуют не только содержание, но и формат (из чего можно сделать вывод, что она является приверженцем МСФО – GAAP.RU). – “Как минимум, компании, следуя требованиям, должны иметь возможность решать, будет ли повествовательный стиль изложения более или же менее предпочтительным, чем “табличное”, шаблонное раскрытие”.
4. Перераспределение финансовых ресурсов
Сниженный уровень сложности требований может привести к экономии издержек через повышение эффективности и снижение численности необходимого персонала. Но даже более вероятным исходом – полагают эксперты – станет перераспределение свободных ресурсов на улучшение качества отчетности или любые другие потребности бизнеса на усмотрение руководства.
“Каждый доллар, потраченный на финансовый департамент – это издержки регулирования” – говорит Крис Роджерс. – “Но сотрудники финансового отдела могут начать сотрудничество как внутри самой организации, так и со сторонними клиентами ради обеспечения оптимальных деловых решений. Или, например, могут скооперироваться с IT-отделом и подправить действующие системы - в общем, обеспечить пользователей реальной финансовой информацией. Младшие бухгалтеры могут заняться аналитикой и начать анализировать незнакомые им области – например, маркетинг – чтобы улучшить показатель доходности на инвестиции (ROI)”.
С ним согласна Сьюзан Каллаган, которая отмечает, что упрощение окажет положительное влияние не только на качество раскрытий, но и на ресурсы составителей. “Как только отчетность будет упрощена и процесс раскрытий войдет в нужный ритм, людей следует освободить для анализа и планирования более стратегического характера. И чем активнее мы будем следовать глобальным, основанным на принципах стандартам (мы все-таки не ошиблись – GAAP.RU), как, например, новый стандарт по выручке, тем больше свободного времени должно уделяться на такие вещи как предварительный анализ, документирование, а то и просто более эффективные раскрытия”.
5. Минимальные изменения для аудиторов и их комиссий
Каллаган, впрочем, не думает, что что-либо существенно измениться в плане аудиторских комиссий в результате упрощения, если принять во внимание требуемую сегодня аудиторскую документацию и давление со стороны регуляторов, включая PCAOB.
Сами аудиторы говорят, что более широкое распространение упрощенных стандартов для “частников” - в принципе, позитивный момент. У многих фирм случались большие трудности с применением US GAAP в неблизких им областях, таких как обесценение гудвилла и нематериальных активов, справедливая стоимость, производные финансовые инструменты и хеджирование, консолидация компаний с переменным долевым участием. Эти трудности, в свою очередь, создали проблемы и для аудиторов. Время, которые они проводили над отчетностью, вовсе необязательно означало больше полезной или значащей информации для ее пользователей. Конечно, упрощение в этих областях должно привести к экономии времени и издержек.
Аудиторы публичного сектора заинтересованы в инициативах по упрощению, принимая во внимание положительный эффект для своих клиентов, компаний и сотрудников. Это влияние будет, однако, зависеть от того, клиенты какого типа у них преобладают, и как много среди них значится частных организаций, которым разрешен альтернативный режим учета. Малые компании, конечно, выигрывают, но это не означает существенного снижения аудиторской нагрузки в целом.
“Предложенные PCC изменения в US GAAP приживутся и принесут пользу малому бизнесу, на который вовсе необязательно распространяются более сложные варианты полных версий стандартов” – замечает Харольд Монк (Harold Monk), CPA, партнер Carr, Riggs & Ingram. – “Для аудиторских фирм это в конечном итоге приведет к определенному снижению времени, затрачиваемого на проверки, но я не считаю, что перемены будут настолько значимыми и заметными, что это повлияет на общую выручку. Это лишь значит, что мы просто сможем вовремя выполнять больший объем работы”.
Дэвид Даквиц добавляет, что инициатива в отношении отчетности частных компаний даст передышку и, определенно, будет тепло встречена самими компаниями и их аудиторами, но для клиентов конкретно своей организации, RubinBrown, не ожидает серьезных перемен. “Для большинства компаний среднего звена области, где они ощутят облегчение, очень узкие, поэтому я не считаю, что мы своими глазами увидим заметное облегчение для финансовых специалистов. Мы не ждем существенных перемен для нашего бизнеса в целом или его нагрузки, и вообще это относительно небольшая часть всех наших аудиторских проверок”.
6. Новое образование, новые коммуникации
Фирмам, наверное, придется учесть новые и измененные основы отчетности и стандарты в рамках обучения своего персонала, контроля качества и прочих процедур. “В компаниях, где отсутствует централизованный надзор за правилами и подходами к изучению новой (бухгалтерской) литературы… новые модели отчетности могут потенциально стать еще большим вызовом” – предупреждает Даквиц.
Поэтому так важно для дипломированных бухгалтеров сообщать своим клиентом обо всех новых упрощенных моделях отчетности, что уже существуют. Малые компании могут просто не быть в курсе предоставленных им возможностей, которые, возможно, принесут пользу пользователям их отчетности, и причина для этого банальна: они просто не смогли направить необходимые ресурсы на подготовку к новым стандартам, осуществление перехода.
“В частности, в области FRF for SMEs, где составители и пользователи наиболее вероятно оказываются в затруднении по поводу новых систем отчетности, сертифицированные бухгалтеры могут объяснить ключевые отличия, объяснить, что новая система может подойти, так как устраняет собой некоторые сложности оригинальных стандартов” – говорит он.
Харольд Монк от себя добавляет, что расширение образовательных программ и тренингов для их клиентов по поводу альтернативных учетных систем для малых предприятий - в том числе для того, чтобы фирмы лучше понимали налоговые последствия и влияние на денежные потоки – вероятно, приведет к более активному переходу на них. “Эти перемены принесут пользу малому бизнесу, только если он их понимает”.
7. Трудности останутся, и придут новые
Хотя сегодня делается очень многое для упрощения отчетности, новые стандарты по признанию выручки и лизингу только добавят сложности в ходе внедрения. Влияние таких новых стандартов – в плане упрощения отчетности и повышения последовательности ее представления – необходимо будет переоценивать с течением времени, по мере того как идет внедрение и возникают новые трудности.
Например, риск для компаний, желающих использовать более простой подход и, значит, убрать какую-то информацию из отчетности, может исходить со стороны их аудиторов, которые желают видеть больше и противятся устранению прежней информации. При прочих равных во многих случаях аудиторам почему-то легче фиксировать соответствие своего клиента стандартам, если в отчетности, наоборот, раскрывается больше информации. Это становится особенно актуальным в случае с аудиторами публичных компаний, к которыми повышенное внимание со стороны американского PCAOB. Получается, что они перекладывают собственные проблемы на клиентов.
Разработчики стандартов через свои инициативы по упрощению доводят до сведения всех четкое сообщение о своих ожиданиях: они ожидают увидеть последовательную, адекватную и эффективную финансовую информацию, которая несет пользу для всех. Наверное, и аудиторам, и составителям стоит держать ухо востро и всегда быть готовыми принять предлагаемые им упрощения вместе со всеми преимуществами, которые они несут.
По мере того как регуляторы и разработчики стандартов разрабатывают новые правила, составители и аудиторы могут к этому лучше приготовиться, например:
- Всегда оставаясь в курсе новых наработок в области учета и отчетности, в том числе в курсе того, что сегодня происходит конкретно с отчетностью малых предприятий (если брать США, то тут речь идет о системе отчетности для МСП - FRF for SMEs), в курсе изменений, предлагаемых сегодня консультативным советом PCC
- Не позволяя застать себя врасплох. Это связано с предыдущим пунктом, но тут следует следить за временными рамками, ведь отдельные стандарты можно будет использовать досрочно, а какие-то из них должны при этом применяться ретроспективно к отчетности за предыдущий период. Досрочное использование таит в себе риски. Сначала взвесьте все как следует, насколько они близки вашей организации, и обсудите по возможности заранее результирующее влияние на вашу отчетность с основными ее пользователями
- Аудиторам – расширяя свое, условно говоря, мировоззрение (в профессиональной сфере) и оставаясь открытыми к обсуждению стандартов с клиентами
- Составителям отчетности – по-новому взглянув на примечания к отчетности. Делать это, впрочем, и так нужно каждый год, чтобы быть уверенными, что они по-прежнему актуальны и соответствуют требованиям к раскрытиям. После этого попробуйте взглянуть на них с иных перспектив – операционной и с точки зрения инвесторов – чтобы убедиться, что они по-прежнему полезны и прозрачны
- Аудиторам, еще раз – думая в процессе своей работы не о самих правилах раскрытия, а о том, чего FASB желал бы обеспечить своими правилами в плане раскрытий
- И конечно - более активно участвуя в различных инициативах по упрощению. Больше читайте. Постоянно улучшайте свои профессиональные навыки в этих областях. Войдите по возможности в более тесный контакт с профессиональными ассоциациями типа AICPA. Если кому позволяет возможность, можно даже вернуться к своей прежней профессии, если это позволит лучше оставаться в курсе последних наработок в стандартах учета и отчетности
В погоне за упрощениями
Финансовые регуляторы и разработчики стандартов не только в США, но и на глобальном уровне продолжают работать над упрощениями. Вот что было сделано до настоящего времени:
FASB: Масштабный проект упрощения раскрытий имеет своей основной целью “улучшить эффективность раскрытий в примечаниях к финансовой отчетности за счет доведения до сведения пользователей финансовой отчетности информации, наиболее для них важной”. Отчасти этот проект реализуется через разработку основ для принятия решений Советом в процессе создания стандартов и пересмотре действующих требований. В июне 2014 года FASB запустил Инициативу по упрощениям, идентифицировав ряд узконаправленных проектов, проанализировав которые, он может быстро сделать вывод о необходимых изменениях для снижения затрат и сложности.
PCC: Консультативный совет в составе FAF, сформированный в 2012 году. Определяет, когда необходимо вносить изменения в US GAAP с учетом потребности упростить отчетность для частных организаций в сложных областях. Предлагает альтернативы действующим в US GAAP подходам (которые впоследствии должны еще получить одобрение у FASB, а уже в случае одобрения их имеют право использовать “частники”). Отстаивает интересы частного сектора в FASB.
FRF for SMEs: “Основы финансовой отчетности для малых и средних организаций”. Разработаны AICPA в 2013 году (воспринятые поначалу довольно неоднозначно – GAAP.RU). Это не US GAAP, но это стандарты, которые имеют право использоваться частными предприятиями определенной категории, если они желают упростить свой учет и свою отчетность.
SEC: Руководство Комиссии по ценным бумагам и биржам в декабре 2013 года рекомендовало персоналу заняться полным пересмотром действующих требований по раскрытиям, и начать это следовало с общего упрощения и повышения эффективности раскрытий для всех компаний в целом. Проект SEC по повышению эффективности ставит перед собой задачу сделать раскрытия менее затратными и более полезными для инвесторов.
Совет по МСФО: Международный разработчик запустил, как известно, свой масштабный проект в декабре 2012 года в попытке изучить, каким образом можно улучшить и упростить действующие требования МСФО. В этот проект входит большое число более мелких проектов улучшения к стандартам. Например, в декабре прошлого года IASB привлек внимания бухгалтерской общественности к вопросу существенности. Тогда же он отметил, что составителям в этой связи необходимо пользоваться профессиональным суждением, определяя, где именно и в каком порядке раскрывать информацию.