Виталий Палий
Примечание редактора: Настоящая статья представляет собой обзор основных положений выступления профессора В.Ф. Палия на международной научно-практической конференции «Международный опыт и российская практика применения МСА при осуществлении аудиторской деятельности». Статья состоит из следующих разделов: введение, краткое содержание основных тезисов и выводы. Читатели «Accounting Report», желающие ознакомиться с полным текстом выступления, могут связаться с МЦРСБУ или непосредственно с профессором В.Ф. Палием.
Введение
Развитие рыночных отношений в России требует оценки пригодности информационной модели бухгалтерского учета для решения задач рыночной экономики. Встает вопрос о необходимости и возможности применения в российском бухгалтерском учете международных стандартов. Одни отстаивают самобытность российского учета, другие считают необходимым полностью и немедленно перейти на модель, формируемую международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
Две концепции информационных моделей бухгалтерского учета в течение полутора веков противоборствовали в различных странах. Первая концепция предполагала формирование информации о ликвидности предприятия, достаточности активов (в реальной рыночной оценке) для погашения обязательств всем кредиторам. Вторая — формировала информацию для оценки эффективности применения активов предприятия, рентабельного использования собственного и заемного капитала.
Эти концепции подпитывались реальными экономическими условиями в разных странах. Первая применялась там, где капитал компании формировался преимущественно за счет займов и банковских кредитов. Вторая – там, где корпоративный капитал формировался на фондовой бирже путем привлечения непосредственных инвесторов. Методология отражения информации в этих моделях имела существенные различия, что обобщенно представлено на следующей схеме:
Традиционный российский (и советский) бухгалтерский учет основан на преимущественном применении первой концептуальной модели, англо-американский – на второй. Но и та, и другая концепция ни здесь, ни в других странах давно не применяется в чистом виде. Смещение учетных методологий объективно основано на смещении различных форм инвестирования капитала (биржевой и банковской).
В последние десятилетия возник устойчивый интерес к информации о потоках денежных средств и направлениях их использования. В состав бухгалтерской отчетности стали включать отчетность о движении денежных средств, которая не характерна для обеих рассматриваемых концепций. Продолжающееся развитие глобализационных процессов в экономике побуждает к преодолению национальных особенностей, к переходу на единую концепцию бухгалтерского учета, объединяющую лучшие черты традиционных методов. Такую концепцию как раз и формируют МСФО.
Краткое содержание основных тезисов доклада
В докладе приводится краткая историческая справка о формировании МСФО как информационной модели бухгалтерского учета начиная с 70-х годов, а также рассматриваются цели, которые преследует Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) при разработке МСФО. К задачам КМСФО относятся удовлетворение запросов инвесторов, кредиторов и других заинтересованных потребителей прозрачной, понятной и полной финансовой отчетности организаций, стабилизация рыночных отношений и фондового рынка, а также обеспечение подотчетности менеджеров и советов директоров компаний. Кроме того, рассматривается существующее противоречие между прозрачностью и конфиденциальностью финансовой информации, которое можно преодолеть точным соблюдением требований МСФО по раскрытию информации в финансовой отчетности.
В докладе достаточно подробно освещается следующая информация:
- практика применения МСФО в мире (более 40 тысяч крупных корпораций) и объемы сделок с ценными бумагами на фондовом рынке (360 триллионов долларов, что почти в десять раз больше мирового ВНП);
- исторические этапы официального признания МСФО, в том числе инициативы стран «Большой семерки», переход на МСФО стран ЕС, ожидаемое слияние двух систем учета: GAAP.ru США и МСФО;
- завершение плана «Основные стандарты» и ход работы над другими стандартами: отчетность банков, страхование, добывающие отрасли, сельское хозяйство и т.п., а также предполагаемые изменения в стандартах по составлению отчета о финансовых результатах;
- историческая справка о реформировании бухгалтерского учета в России, причины, в силу которых не ставилась задача «полного приближения к требованиям МСФО», что отрицательно сказывается на применении российских стандартов бухгалтерского учета, а также трудности и проблемы, возникающие в связи с подчинением формирования бухгалтерской информации специфическим требованиям налогового законодательства;
- обременительность как трансформации российской бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО, так и формирования объемной системы многочисленных субсчетов для ведения параллельного учета (в целях представления налоговых деклараций и составления финансовой отчетности по МСФО), что часто приводит к зависимости от аудиторских фирм;
- информация о состоявшихся в мае 2000 г. Парламентских слушаниях в Государственной Думе, заявлении Правительства и ЦБ РФ об экономической политике на среднесрочную перспективу, других позитивных фактах, свидетельствующих о стремлении правительственных и законодательных органов к обеспечению перехода на МСФО.
Особого внимания заслуживают два замечания Профессора Палия в отношении подчинения учетной политики требованиям Министерства по налогам и сборам:
- бухгалтерская отчетность, ориентированная на требования налогового законодательства, приводит к искажению финансовой информации, на основании которой сложно определить реальную капитализацию организации и установить ее действительное финансовое положение.
- консервативное отношение МНС к МСФО снижает приток инвестиций в российскую экономику, увеличивает цену поступающих капиталов и в конечном итоге не способствует расширению налоговой базы.
Выводы
Бухгалтерский учет, осуществляемый в соответствии с МСФО, можно рассматривать в качестве фактора, способствующего повышению полноты и прозрачности составляемой финансовой отчетности. Тем организациям, которые перейдут на ведение бухгалтерского учета по МСФО, нужно разрешить не вести параллельно бухгалтерский учет и не составлять бухгалтерскую отчетность по российским ПБУ. Похоже, что правительственные органы готовы к этому, но требуются дополнительные меры организационно-правового характера:
- необходимо отменить норму налогового законодательства, требующую обязательного представления бухгалтерского отчета в налоговые органы;
- разрешить организациям представлять налоговые декларации, отчеты и расчеты к ним на основе достоверного аналитического учета и отменить необоснованные налоговые санкции за отклонения в ведении бухгалтерского учета при отсутствии нарушений и ошибок в налоговой отчетности;
- отменить или упорядочить некоторые нормативные предписания по первичному документальному оформлению отдельных хозяйственных фактов;
- разрешить организациям переходить на продвинутый План счетов бухгалтерского учета европейского типа, обеспечивающий отражение на счетах всей необходимой информации, требуемой для составления отчетности по МСФО;
- предоставить право организациям вести бухгалтерский учет на основе принятой ими учетной политики, полностью соответствующей требованиям МСФО и не требовать ведения бухгалтерского учета в соответствии с российскими ПБУ;
- учредить Высшую школу международного учета для подготовки квалифицированных специалистов по применению МСФО.
План счетов бухгалтерского учета, обеспечивающий отражение, обобщение и детализацию информации в полном соответствии с требованиями МСФО разработан специалистами ЗАО «Союзаудит» по заданию Министерства финансов РФ, которое разрешает его применение по запросу отдельных заинтересованных организаций. План счетов создавался с активным участием Ордена экспертов бухгалтеров Франции. Неоценимую помощь разработчикам оказали эксперты Жильбер Жилар, Алан ле Бирс, Жан Поль Мелло, Серж Зелински.
Однако российские компании, заинтересованные в применении МСФО, неохотно соглашаются на применение продвинутого Плана счетов бухгалтерского учета, полагая, что можно приспособить действующий сокращенный План счетов с помощью дополнительных субсчетов. Для сравнения: План счетов, предложенный Минфином в 2000 г., содержит 60 синтетических счетов, а предлагаемый продвинутый План счетов только для финансового учета позволяет применять до 450 синтетических счетов (без учета возможных субсчетов), до 150 счетов управленческого учета. На целый порядок больше!
Продвинутый План счетов содержит отдельные классы для счетов учета расходов и доходов (до 80 счетов в каждом классе), что позволяет дополнительно получать все необходимые группировки данных для расчета налогооблагаемой прибыли. Трансформационная методика, позволяющая формировать налогооблагаемую базу по всем российским налогам, уже разработана для некоторых крупных российских компаний.
Разработана также методика составления финансовой отчетности с полным раскрытием информации по требованиям МСФО, увязанная с данными, полученными на счетах бухгалтерского учета.
Методика бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности по МСФО существует. Ее нужно только адаптировать к условиям конкретной компании. Это, по-моему, существенно облегчает крупным российским организациям выполнение Правительственной программы применения МСФО для бухгалтерского учета и составления отчетности. Нужно ответственное понимание важности и ответственности поставленных задач, настойчивая работа по их решению.
Как показывает наша практика, внедрение МСФО в бухгалтерский учет российских компаний, даже при наличии квалифицированных специалистов — консультантов, идет тяжело, не просто. Нужно переучивать бухгалтеров, менять их отношение к международным стандартам, преимущественно налоговому аспекту бухгалтерского учета, боязни оторваться от привычного плана счетов. Полагаю, что профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов России обязаны принять на себя бремя по приведению менталитета специалистов бухгалтерского профиля в соответствие с возрастающими требованиями рыночной экономики на этапе ее глобализации.
Виталий Федорович Палий, доктор экономических наук, профессор, является главным консультантом ЗАО «Союзаудит». С ним можно связаться по телефону (095) 263 9941 или по электронной почте saudit@aha.ru.