Проект совместной стратегии развития банковского сектора Российской Федерации

Информационный бюллетень
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Правительством Российской Федерации был одобрен проект программы развития банковского сектора страны на ближайшую перспективу, разработанной Банком России.

В Проекте определены практические задачи по реформированию банковского сектора: укрепление финансового состояния действующих кредитных организаций, выведение с рынка банковских услуг нежизнеспособных кредитных организаций, повышение уровня капитализации кредитных организаций и качества капитала, расширение деятельности по привлечению средств населения и предприятий, а также по усилению взаимодействия банков с реальной экономикой.

Решение указанных задач будет реализовываться по следующим важнейшим направлениям:

В сфере законодательства:

  • приближение основных правовых условий функционирования кредитных организаций к международно-признанным нормам, в том числе определенным в документе Базельского комитета по банковскому надзору «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора»;
  • создание условий для перехода на международные стандарты финансовой отчетности.

В сфере банковского регулирования, надзора и соблюдения рыночной дисциплины:

  • развитие системы регулирования банковской деятельности и практики осуществления банковского надзора на основе внедрения международно признанных подходов;
  • внедрение системы оценки деятельности кредитных организаций на основе применения международных стандартов финансовой отчетности;
  • повышение эффективности и качества аудиторской деятельности на базе внедрения международных стандартов аудита и финансовой отчетности;
  • развитие прозрачности кредитных организаций.

В сфере налогообложения:

  •  – продолжение работы по совершенствованию системы налогообложения банковской деятельности с учетом необходимости введения международных стандартов финансовой отчетности.

В сфере укрепления роли банков в системе финансового посредничества и финансовых рынков:

  • развитие инструментов управления ликвидностью;
  • принятие мер по раскрытию информации на основе отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, всеми участниками рынков.

Для развития конкурентной среды и более эффективного действия фактора рыночной дисциплины должны быть приняты меры по повышению прозрачности кредитных организаций. Важным инструментом повышения прозрачности является перевод на международные стандарты финансовой отчетности всех хозяйствующих субъектов.

Для привлечения иностранных инвестиций в экономику России, в частности, в ее банковский сектор, повышения доверия иностранных партнеров к банковскому сектору предстоит улучшить законодательное обеспечение прав инвесторов, повысить качество корпоративного управления на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики, обеспечить снижение некоммерческих рисков вложений и свободную репатриацию прибыли, ускорить переход предприятий и организаций на международные стандарты финансовой отчетности.

В целях повышения качества управления рисками банки должны активно использовать рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, а также применяемые в международной банковской практике методы управления рисками, включая в случае применимости экономико-статистические оценки вероятности неблагоприятных для банка событий.

Проект придает важное значение устойчивости создаваемой системы гарантирования вкладов. В систему гарантирования вкладов должны допускаться только финансово устойчивые банки, состояние которых оценено на базе использования международно признанных подходов, в том числе финансовой отчетности, составляемой в соответствии с международными стандартами. До введения в России международных стандартов финансовой отчетности формирование системы гарантирования вкладов может осуществляться на базе принципа добровольного участия в ней банков, с временным сохранением за банками, не являющимися участниками системы гарантирования, права на привлечение вкладов. После введения международных стандартов финансовой отчетности система гарантирования вкладов должна стать обязательной. При этом правом привлекать вклады населения будут обладать только банки-участники системы.

Основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности, банковского надзора и внешнего аудита является внедрение в полном объеме международно признанных подходов к их методике и организации. Это потребует внесения изменений в действующее законодательство, а также улучшения практики его применения.

Задачи укрепления правопорядка в банковском деле наряду с вопросами банковского надзора связаны с такими проблемами, как контроль за валютными операциями, соблюдение налогового и антимонопольного законодательства в банковской сфере, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Совершенствование законодательной и правоприменительной практики по данным направлениям также должно проводиться с использованием международного опыта.

В сфере текущего надзора важнейшей задачей является внедрение системы оценки деятельности кредитных организаций на основе внедрения международно признанных подходов.

Важнейшей предпосылкой повышения эффективности регулирования и банковского надзора является переход на международные стандарты финансовой отчетности. В целях подготовки перехода кредитных организаций на международные стандарты финансовой отчетности с 1 января 2004 года одновременно с другими секторами экономики Правительство Российской Федерации и Банк России в течение 2001 года определят меры организационно-правового характера, необходимые для перехода кредитных организаций на бухгалтерский учет и отчетность в соответствии с международными стандартами, и разработают график реализации указанных мер.

Переход на международные стандарты финансовой отчетности требует изменения нормативной базы, организации бухгалтерского и управленческого учета, разработки, апробации и внедрения новых программных комплексов, обучения и переподготовки бухгалтерских, управленческих, аудиторских кадров, а также специалистов банковского надзора. Решение данной задачи предполагает принятие Федерального закона «О бухгалтерском учете» в новой редакции и внесение определенных корректив в налоговое законодательство, которые должны создать возможности для практического внедрения учетных принципов, основанных на международных стандартах финансовой отчетности.

Банк России примет меры по оптимизации системы отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России. Указанные меры будут направлены в первую очередь на устранение дублирования и излишней детализации представляемой в Банк России информации, оптимизацию сроков представления отчетности. Банк России в рамках деятельности Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России приступил к разработке нормативной базы для внедрения международных стандартов финансовой отчетности и их апробации на группе «пилотных» банков.

Внешний аудит призван играть возрастающую роль в развитии прозрачности деятельности кредитных организаций, усилении дисциплины рынка и совершенствовании систем корпоративного управления и внутреннего контроля. Основной задачей на ближайшие годы является внедрение стандартов аудита в соответствии с требованиями международной практики и международных стандартов финансовой отчетности. В рамках реализации указанной задачи Правительство Российской Федерации проведет работу по:

 – приведению стандартов аудита в соответствие с требованиями международной практики,

 – повышению роли саморегулируемых профессиональных организаций в допуске аудиторов на рынок и контроле за качеством аудита.

Важный вклад в разработку подходов и осуществлению практических мер по реформированию российского банковского сектора вносит взаимодействие с российскими и зарубежными экспертами, органами банковского надзора и международными организациями. Ведущую роли в этих процессах играет функционирующий с марта 1999 года под эгидой Банка России Межведомственный координационный комитет содействия развитию банковского дела в России (МКК), в работе которого, помимо представителей российских органов государственной власти участвуют представители международных и зарубежных организаций (МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, зарубежные эксперты).

С полным текстом Проекта совместной стратегии развития банковского сектора можно ознакомиться на странице Правительства РФ в сети Интернет: http://www.government.ru.

Проект совместной стратегии развития банковского сектора комментирует председатель комитета Ассоциации российских банков (АРБ) по реструктуризации банковской системы, президент Пробизнесбанка Сергей Леонтьев:

Программа, предложенная Банком России в банковском реформировании и одобренная Правительством, уделяет достаточно много внимания переходу банков на международные стандарты финансовой отчетности и совершенствованию системы банковского надзора.

Но при всем этом, программа имеет ряд существенных недостатков.

На мой взгляд, целью реформирования банковского сектора является одновременное достижение количественного и качественного роста банковской системы (структурной реформы). С точки зрения количественных параметров целью является выход по уровню обеспеченности экономики кредитов на уровень, характерный для большинства стран Центральной и Восточной Европы (увеличение доли активов банков в ВВП до уровня не менее 50-60% к 2010 году). С точки зрения качественных параметров целью является структурная реформа банковского сектора, направленная на создание конкурентной банковской системы, способной к эффективному распределению кредитных ресурсов и обладающая высоким запасом финансовой устойчивости, который исключал бы возможность повторения системного банковского кризиса. В рамках структурной реформы должна существенно возрасти доля сектора независимых рыночных банков, ориентированных в первую очередь на финансирование производственного сектора.

В рамках достижения указанных целей должны быть решены следующие стратегические задачи: формирование и развитие банков, действующих на основании рыночных принципов; развитие инфраструктуры финансового рынка, которая бы обеспечивала эффективное размещение ресурсов в банковской системе, защиту основных групп кредиторов и максимизацию выплат при сокращении сроков кредиторам пострадавших банков; структурная реформа банковской системы, направленная на усиление конкуренции и реализацию нерыночных преимуществ отдельных банков; на стимулирование развития сектора независимых рыночных коммерческих банков; на реформу государственного участия в капитале банков; на развитие пассивной базы банковского сектора за счет реализации механизма гарантирования вкладов граждан, на вовлечения в финансирование народного хозяйства ресурсов накопительной пенсионной системы.

Ядром данной концепции банковской реформы является комплекс мероприятий, нацеленных на создание стимулов для ведения банковского бизнеса в соответствии с международными стандартами, результатами чего будет рост числа и доли банков с рыночной ориентацией и снижение диспропорций в распределении кредитов в экономике страны.

Государство должно выполнять две базовые задачи: формирование инфраструктуры регулирования и надзора за деятельностью банков, формирование благоприятной налоговой, инвестиционной и иной среды развития банковского сектора. Участие государства осуществляется не путем развития сектора государственных банков (банков с государственным участием), а посредством реализации специальной Программы развития финансовых учреждений.

Программа развития финансовых учреждений (ПРФУ) является специализированной государственной программой, направленной на обеспечение структурного реформирования банковского сектора и возрастание количественных характеристик сектора независимых рыночных банков. В рамках программы формируется инфраструктура фондов развития, находящаяся под управлением органов государственной власти, задачей которых является адресное выделение ресурсов для финансирования программ экономического развития. Фонды развития выделяют финансирование конечным заемщикам через сеть коммерческих банков-агентов.

Банки агенты отбираются на публичных принципах. Основными критериями являются: наличие положительного капитала по МСФО, прозрачная структура акционерного капитала, выполнение требований надзорных органов по изменению (т.н. «программы коррективных мер»).

Банки осуществляют поиск заемщиков и несут солидарную ответственность с заемщиками по выданным кредитам, что повышает вероятность возврата кредитных ресурсов. Программа предусматривает условную уступку требований по кредитам в случае неплатежеспособности банков-агентов, т.е. при банкротстве банка обслуживание кредита переводится по отработанной схеме в другой банк агент на рыночных основаниях.

Основные преимущества данной программы:

  • Обеспечение качественного развития (структурного реформирования) банковского сектора, направленного на увеличение доли банковского сектора в финансировании экономического роста
  • Формирование адекватного механизма в лице банковского сектора, обслуживающего инвестиционные потоки по управляемому финансированию экономического роста
  • Формирование прозрачного и транспарантного ядра банковского сектора, способного привлекать ресурсы международных финансовых организаций для структурного реформирования экономики России.

Программа базируется на опыте реализации программ Мирового банка и Министерства финансов РФ в 1996-2001 годах, т.е. имеет положительный накопленный опыт и инфраструктуру реализации.

Программа направлена на действительное развитие конкуренции, не ограничивает перспективы роста небольших и средних банков и предусматривает сокращение затрат на содержание существующих государственных банков.

Программа не предусматривает масштабного финансирования банковской реформы – выделяемые ресурсы адресно направляются на финансирование проектов экономического развития. Рекапитализация банков осуществляется за счет обслуживания инвестиционных потоков.

Сергей Леонтьев является председателем комитета Ассоциации российских банков (АРБ) по реструктуризации банковской системы и президентом Пробизнесбанка.

 

Все статьи цикла « Бюллетень Август/Октябрь 2001»

(состоит из 22 статей)

КМСФО: новые приоритеты Правления (16 Сентября 2005)

Комментарий к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» (16 Сентября 2005)

Закон «Об аудиторской деятельности». Комментарии (16 Сентября 2005)

Развитие профессионального рынка аудита в связи с принятием федерального закона «Об аудиторской деятельности» (16 Сентября 2005)

Новые положения по бухгалтерскому учету (16 Сентября 2005)

Проект совместной стратегии развития банковского сектора Российской Федерации (16 Сентября 2005)

Налогооблагаемая прибыль и учетная прибыль (16 Сентября 2005)

Зачем нужен российский кодекс корпоративного управления? (16 Сентября 2005)

Новый взгляд на глобализацию стандартов (16 Сентября 2005)

Новости КМСФО (16 Сентября 2005)

Новости ПКИ (16 Сентября 2005)

К вопросу о реформировании отечественной системы бухгалтерского учета (16 Сентября 2005)

Новости Международной федерации бухгалтеров (16 Сентября 2005)

Отчетность Правительства Гонконга будет составляться по методу начисления (16 Сентября 2005)

Краткие новости (16 Сентября 2005)

В Московской аудиторской палате (16 Сентября 2005)

Образовательная программа по бухгалтерскому учету и аудиту для специалистов налоговых служб в Российской федерации (16 Сентября 2005)

Реализация образовательной программы по бухгалтерскому учету и аудиту для специалистов налоговых служб в Учебно-методологическом центре при МНС России (16 Сентября 2005)

Международная квалификация бухгалтера – дополнительное образование или необходимость (16 Сентября 2005)

Как финансисту найти хорошую работу (16 Сентября 2005)

Новые публикации (16 Сентября 2005)

Завершение проекта МЦРСБУ по разработке учебного пособия «Вводный курс по МСФО» (16 Сентября 2005)