Развитие профессионального рынка аудита в связи с принятием федерального закона «Об аудиторской деятельности»

Информационный бюллетень
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Дарья Долотенкова

Вступивший в силу Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» отвечает нормам мирового законодательства по аудиту и, несомненно, является шагом вперед с точки зрения существовавшего до недавнего времени несовершенства законодательства в области аудита и бухгалтерского учета. Отличительной чертой закона является, в частности, четко выстроенная система по контролю качества аудита, в которой определены три уровня контроля качества аудита:

  • во-первых, федеральный уровень – контроль со стороны федерального органа по аудиторской деятельности;
  • во-вторых, уровень профессиональных объединений – система контроля профессиональных аудиторских объединений;
  • в-третьих, внутрифирменный контроль качества аудита.

Актуальность контроля качества, закрепленного законодательно, заключается в проблеме борьбы с «черным аудитом» в нашей стране. Данное явление приобрело необычайно широкий размах, в особенности в регионах. Именно отсутствие законодательной базы предоставляло благоприятные условия для процветания «черного» и «карманного» аудита. Сейчас, после введения закона осуществлять некачественный аудит станет существенно сложнее. В законе заложены также определенные предпосылки для укрупнения рынка, связанные с появлением положения закона о том, что в штате каждой аудиторской фирмы должно состоять не менее пяти аттестованных аудиторов. Еще одно существенное с точки зрения цивилизации рынка аудиторских услуг новшество закона – положение о том, что только аудиторские организации могут проводить обязательный аудит.

Важная новация закона – появление главы, посвященной аудиторской тайне. В предыдущем законодательстве данное понятие не освещалось, а ведь именно аудиторская тайна является одним из ключевых аспектов профессии аудитора. Также в законе подробно отражены права, обязанности и ответственность и аудиторов, и аудируемых лиц, и то есть, определены основы для того, чтобы аудит осуществлялся на всех предприятиях ему подлежащих, а также для того, чтобы аудиторы отвечали за качество проводимых ими проверок

В законе подробно прописана система регулирования аудита как на федеральном уровне, так и на уровне Совета по аудиторской деятельности, который будет сформирован при федеральном органе, и именно в функции Совета в соответствии с новым законом будет входить разработка общероссийских стандартов аудита. Институт профессиональных аудиторов поддерживал данную поправку депутатов Государственной Думы Г.В.Кулика, В.М.Резника. Третий уровень регулирования аудита, прописанный в законе – это аккредитованные профессиональные саморегулируемые объединения. Основными критериями саморегулируемых профессиональных объединений является наличие у них профессиональных стандартов деятельности, обязательных для соблюдения всеми их членами, и обязательных процедур контроля качества. Институт профессиональных аудиторов был создан с целью стать саморегулируемым аудиторским объединением. Принципы саморегулирования в ИПАР отражены как в его Уставе, так и в реальной деятельности Института. Кроме того ИПАР единственное российское профессиональное аудиторское объединение, в котором приняты в качестве обязательных Международные стандарты аудита.

В ИПАР в настоящее время реализуется проект «Внедрение и распространение процедур контроля качества аудиторских услуг в Российской Федерации». Проект проводится при поддержке фонда «Евразия». Проект заключается в том, что ИПАР выстраивает систему проверок равного равным так, как это делается во всех профессиональных объединениях во всем мире. Причиной, по которой ИПАР проводит эту непростую работу, является то, что ИПАР пытается помогать своим членским организациям совершенствовать бизнес. ИПАР осуществляет методическую, методологическую помощь для своих членов, а также организационную для решения их проблем в разных государственных и негосударственных органах, в которых представлен Институт. Кроме того, ИПАР проводит консультирование и обучение своих членов. Основной результат, который возможно достичь в рамках данного проекта по контролю качества – создать основу для уменьшения количества компаний по стране, которые представляют некачественные аудиторские услуги. Комитет по качеству ИПАР разработал подробную методологическую базу, включающую в себя следующие компоненты системы контроля качества ИПАР – Концепция оценки качества работы аудиторской фирмы (аудитора) ИПАР, Методики контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов – членов ИПАР, Положение о принципах отбора контролеров качества ИПАР, методические указания по проверке качества аудиторских заключений (отчетов), по результатам аудита федеральных государственных унитарных предприятий за 1999 год (совместно с Аудиторской палатой России), критерии определения стоимости аудиторских услуг и др.

13 сентября 2001 года состоялся семинар – совещание контролеров по контролю качества Института профессиональных аудиторов. Конкурсный отбор прошли 16 аудиторов – контролеров из разных городов, таких как Тюмень, Новосибирск, Пермь, Краснодар, Москва, Владивосток, Самара и другие. Отбор происходил по весьма строгим критериям – контролеры ИПАР занимают должности не ниже заместителя руководителя аудиторской компании и имеют длительный опыт работы именно по контролю качества в своих фирмах.

Само по себе появление такого профессионального термина, как «контролер качества» – по сути, появление новой профессии, новой специальности. Обязательные стандарты аудита, обязательный контроль качества – это основа саморегулирования профессии, заложенная в законе.

Проверки качества идут одновременно в 15 городах России. По итогам проекта ИПАР составит список тех компаний, которые успешно прошли проверку качества, список будет опубликован. Что касается тех компаний, которые по каким-то причинам не смогут пройти проверку, то это останется конфиденциальной информацией (ибо все контролеры ИПАР дают относительно каждой проверяемой компании специальную подписку о неразглашении информации). Информация о нарушении системы качества никогда не выйдет за пределы не только ИПАР, но и даже Бюро контролеров-проверяющих.

Долгосрочным результатом проекта будет то, что компании-члены Института, во-первых, смогут наладить или усовершенствовать внутреннюю систему контроля качества, во-вторых, смогут получить консультации и помощь через территориальные институты профессиональных аудиторов. В настоящее время существуют следующие территориальные ИПАР:

  • Сибирский межрегиональный институт,
  • Самарский территориальный институт,
  • Пермский территориальный институт,
  • Тюменский территориальный институт,
  • Сахалинский территориальный институт,
  • Башкирский территориальный институт,
  • Нижегородский территориальный институт,
  • Приморское представительство ИПАР.

Готовятся документы по созданию территориальных институтов в Оренбургской области и на юге России, а также ведутся переговоры представителей ряда других регионов по созданию территориальных институтов ИПАР. В соответствии с внутренними регламентами Института любой субъект Российской Федерации может создать у себя территориальный институт, если на территории данного субъекта Российской Федерации территориального ИПАР еще не создано.

На оставшиеся месяцы 2001 года и на 2002 год ИПАР планирует, во-первых, развивать проект по контролю качества за счет обучения и консультаций, во-вторых, совершенствовать работу с физическими лицами – членами Института, с октября 2001 года ИПАР собирается предоставлять своим членам дополнительное обслуживание по налоговому консультированию (новый проект ИПАР). Также в 2002 году ИПАР планирует проведение масштабного проекта по обучению в регионах и развитие научно-методологической и экспертной деятельности.

Еще одной важной инициативой ИПАР является объединение профессиональных аудиторских объединений в единую саморегулируемую организацию. После выхода закона об аудиторской деятельности стало понятно, что наличие такого большого количества объединений реально вредит развитию профессии. Например, недостатки закона об аудите, в том числе опечатки, содержащиеся в тексте, связаны исключительно с несогласованностью действий профессиональных аудиторских организаций. Разногласия не позволили заложить в закон некоторые очень важные положения, в частности обязательное членство в профессиональных организациях для всех участников рынка. В настоящее время тезис контроля качества заложен в законе как делегирование полномочий по контролю качества, а фактически эту всю работу должны взять на себя профессиональные объединения. Однако доверие федеральных органов и международных организаций возможно только при наличии единой и сильной саморегулируемой организации, такой, в частности, как в США.

9 августа 2001 года по инициативе ИПАР состоялась встреча руководителей крупнейших профессиональных объединений как федерального масштаба, так и региональных, с участием представителей компаний «Большой пятерки», Министерства финансов и Министерства экономического развития, а также большого количества журналистов – эта тема вызвала немалый интерес. На встрече была одобрена идея создания Координационного совета российских профессиональных аудиторских объединений и сформирована рабочая группа из представителей аудиторской и бухгалтерской профессий с привлечением в качестве наблюдателей представителей государственных и международных организаций. Основными направлениями деятельности рабочей группы являются разработка концепции развития аудита в РФ на период до 2005 года, выработка согласованной позиции по вопросу внесения изменений и дополнений в текст Федерального закона «Об аудиторской деятельности», разработка принципов саморегулирования аудиторской профессии.

ИПАР ставит своей целью всемерно развивать данную инициативу, так как только совместными усилиями можно решить задачи, стоящие перед аудиторским сообществом.

Дарья Константиновна Долотенкова является председателем Правления Института профессиональных аудиторов России. С ней можно связаться по телефону (095) 135 4479 или электронной почте ipar@sops.ru.

 

Все статьи цикла « Бюллетень Август/Октябрь 2001»

(состоит из 22 статей)

КМСФО: новые приоритеты Правления (16 Сентября 2005)

Комментарий к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» (16 Сентября 2005)

Закон «Об аудиторской деятельности». Комментарии (16 Сентября 2005)

Развитие профессионального рынка аудита в связи с принятием федерального закона «Об аудиторской деятельности» (16 Сентября 2005)

Новые положения по бухгалтерскому учету (16 Сентября 2005)

Проект совместной стратегии развития банковского сектора Российской Федерации (16 Сентября 2005)

Налогооблагаемая прибыль и учетная прибыль (16 Сентября 2005)

Зачем нужен российский кодекс корпоративного управления? (16 Сентября 2005)

Новый взгляд на глобализацию стандартов (16 Сентября 2005)

Новости КМСФО (16 Сентября 2005)

Новости ПКИ (16 Сентября 2005)

К вопросу о реформировании отечественной системы бухгалтерского учета (16 Сентября 2005)

Новости Международной федерации бухгалтеров (16 Сентября 2005)

Отчетность Правительства Гонконга будет составляться по методу начисления (16 Сентября 2005)

Краткие новости (16 Сентября 2005)

В Московской аудиторской палате (16 Сентября 2005)

Образовательная программа по бухгалтерскому учету и аудиту для специалистов налоговых служб в Российской федерации (16 Сентября 2005)

Реализация образовательной программы по бухгалтерскому учету и аудиту для специалистов налоговых служб в Учебно-методологическом центре при МНС России (16 Сентября 2005)

Международная квалификация бухгалтера – дополнительное образование или необходимость (16 Сентября 2005)

Как финансисту найти хорошую работу (16 Сентября 2005)

Новые публикации (16 Сентября 2005)

Завершение проекта МЦРСБУ по разработке учебного пособия «Вводный курс по МСФО» (16 Сентября 2005)