Что интересного случилось за апрель в Совете по МСФО?

Обзор МСФО
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 4 мая 2020


По материалам: IFRS

Карантин – не повод отменять ежемесячные отчеты по итогам проделанной работы, которая в IASB активно продолжается, пусть и на удаленных условиях. Вот и с традиционными подкастами – которые, как и в прошлом месяце, записываются пока в дистанционном режиме во избежание заражения – приверженность многолетней уже традиции следует соблюдать. Тем более что в этом месяце встреч было не одна, а целых две. Ханс Хугерворст (Hans Hoogervorst) и Сью Ллойд (Sue Lloyd), председатель и вице-председатель Совета по МСФО, в деталях расписывают усилия своей организации, направленные на оказание помощи составителям МСФО-отчетности в таких непростых условиях. Выделяются в этом плане, в первую очередь, изменения в рабочем плане на оставшуюся часть странного 2020 года и предложенные изменения к стандарту по учету аренды IFRS 16 (по которым Европейская консультативная группа по финансовой отчетности буквально на днях уже успела представить свои комментарии). Кроме того, руководство IASB поговорит немного об изменениях к IFRS 17 “Договоры страхования” (опять), поделится новостями по теме изучения практической эффективности IFRS 10, IFRS 11 и IFRS 12, расскажет о проекте модернизации управленческой отчетности.

Ханс Хугерворст отмечает, что, несмотря на технические возможности, позволяющие им продолжать свою работу пусть в не совсем привычных и удобных, но все же терпимых условиях на “удаленке”, COVID-19 продолжает собирать свою, что называется, “дань” с их организации и их стейкхолдеров в том числе. Стараясь по мере своих возможностей облегчить стейкхолдерам жизнь, Совет по МСФО одним из первых представил разъяснения касательно применения модели ожидаемых кредитных потерь в условиях коронавируса. В первую очередь разъяснения пригодились банкам, которые вынуждены постоянно заниматься оценкой ожидаемых кредитных потерь по роду своей деятельности и, безусловно, испытали на себе сильнейшее влияние кризиса. После этого Совет представил руководство по применению стандарта по учету аренды, IFRS 16, в рамках которого сегодня приходится учитывать послабления по аренде, предоставляемые арендаторам по всему миру вследствие пандемии.

Ханс подчеркивает, что все эти материалы никак не меняют требований стандартов. Собственно, даже корректировки к IFRS 16, по которым EFRAG в пятницу высказала свое мнение - речь там идет всего лишь об исключении из требований, тогда как сами требования остались неизменными. К тому же исключение, что немаловажно, носит добровольный характер - просто если организация-составитель отчетности принимает решение им все-таки воспользоваться, она обязана сделать соответствующее раскрытие.

Переходя к двум прошедшим в этом месяце совещанием. Дополнительное совещание прошло первым - оно состоялось 17 апреля. Влияние COVID-19 на отдельные проекты и сроки их реализации было одним из двух основных тем той встречи - рассказывает Сью Ллойд. Проекты можно в этом плане условно разбить по нескольким группам. Несмотря на обеспеченные пандемией коронавируса сложности, отдельные проекты необходимо продолжать разрабатывать в обычном режиме - решил Совет по МСФО. Реализация этих проектов очень чувствительна к фактору времени, и примером являются, конечно, изменения в нескольких стандартах МСФО в ответ на реформу IBOR и в стандарте IFRS 17 “Договоры страхования”. По реформе IBOR Совет представил в этом месяце окончательную версию изменений в рамках второй фазы своей работы, однако с учетом того, что время “поджимает”, консультационный период по ней необычно короткий – всего 45 дней. Попечители Фонда МСФО в виде исключение дали свое разрешение на это.

С другой стороны - продолжает Сью Ллойд - они прекрасно понимают, что людям сегодня может потребоваться больше времени на то, чтобы как-то реагировать на результаты их работы, а возможности для этого ограничены. Принимая это в расчет, было принято решение продлить сроки представления комментариев по трем довольно крупным проектам, которые, однако, не столь чувствительны к фактору времени, как предыдущие два случая. На прошедшем собрании было решено отложить на три месяца окончание консультаций по изменениям в порядке подготовки основных форм отчетности, информационному запросу относительно будущего пересмотра стандарта МСФО для малых и средних предприятий и дискуссионному документу по теме объединения бизнеса, гудвилла и его обесценения.

Еще одна отсрочка - причем на один год, а не на три месяца - скорее всего, ждет уже измененный стандарт IAS 1. Здесь также про представление финансовой отчетности, только тема намного более узкая, чем новые требования к подготовке отчета о движении денежных средств и отчета о доходах - классификация обязательств в качестве краткосрочных или долгосрочных. В то же время тема достаточно серьезная для того, чтобы Совет по МСФО эту отсрочку выставил на всеобщее обсуждение, потому что кто-то может и не согласиться с такой перспективой.

Также, рассказывает Сью, IASB принял решение отложить сроки выхода публикаций по ряду проектов, которые планировались на ближайшее время. Среди таковых - публичные консультации по долгосрочным планам будущей работы Совета по международным стандартам финансовой отчетности. Отсрочка тут достаточно серьезная - до марта 2021 года.

Второй из двух основных тем на дополнительном собрании был учет аренды, однако по нему в опубликованных у нас материалах, в том числе совсем недавних, уже было сказано немало, все основные аспекты разобраны, поэтому отдельно останавливаться здесь смысла не видим. Зато традиционное ежемесячное заседание, которое прошло на неделю позже, также отметилось рядом интересных тем для обсуждения.

Для примера, стандарт IFRS 17 по причине завершения основных обсуждений у нас теперь так подробно уже не разбирается, но это не значит, что он пропал с радаров самого Совета по международным стандартам финансовой отчетности. Пусть все решения были приняты в окончательном варианте еще в марте, сейчас как раз идет работа по подготовке измененного стандарта к выходу. Проект по страховой отчетности IASB относит к высокочувствительным к фактору времени проектам (помимо него, сюда же можно отнести разве что изменения в ответ на реформу базовых процентных ставок). Как следствие, техническая команда не собирается откладывать запланированную публикацию измененной версии IFRS 17 ни на день, а все возможные вопросы, которые иногда возникают уже в процессе работы с конечным документом, будут решаться оперативно. Пока что все идет согласно плану, и выход стандарта ожидается во втором квартале (конкретный месяц еще не назвали).

И конечно, по теме страховых контрактов Ханс Хугерворст не мог не упомянуть свою новую статью, которая вышла буквально на днях. Речь в ней идет о требованиях к агрегированию страховых контрактов - а именно, зачем нужно это жесткое требование, гласящее, что в рамках одной группы договоры не могут отличаться друг от друга по времени выпуска более чем на год, и почему Совет по МСФО так и не согласился внести туда даже ограниченные исключения, хотя его очень об этом просили. Все разъяснения от председателя Совета по МСФО - здесь.

Далее, “многострадальный" проект по изучению практики применения сразу трех стандартов - IFRS 10 “Консолидированная финансовая отчетность”, IFRS 11 “Совместная деятельность” и IFRS 12 “Раскрытие информации о долях участия в других компаниях”. “PIR” (от “Post-Implementation Review”) является обязательным этапом проверки эффективности работы стандартов МСФО спустя минимум три года после их вступления в силу, однако в этот раз Совет по МСФО почему-то задерживается, и в плане работы три стандарта висят уже давно. Когда в начале прошлой недели вышли очередные изменения в рабочих планах на ближайшее время, по этому проекту вдруг указали решение запустить публичные консультации в формате информационного запроса. Что же там случилось?

Как объясняет Ханс Хугерворст, на самом деле ничего особенно необычного тут нет. Обычно проверки “PIR” проходят в два этапа, и только что завершился первый из них: Совету представили на рассмотрение результаты проведенного анализа по всем трем стандартам, которыми Совет остался доволен. Но если первая фаза - это анализ “своими силами”, то вторая фаза - это обращение уже к самим составителям отчетности, чтобы своим мнением по поводу итогов первой фазы поделились они.

Формальный информационный запрос должен выйти ближе к концу года. Он будет в основном акцентировать внимание на следующих вещах:

По стандарту IFRS 10:

  • влияние на объект инвестиций
  • связь между влиянием и доходностью от инвестиций, в контексте определения агентских отношений
  • требования учета в отношении изменений в долях владения
  • исключения по консолидации для инвестиционной организации

По стандарту IFRS 11:

  • соглашения о сотрудничестве, не охватываемые действием стандарта
  • классификация совместного соглашения в качестве совместной операции на основе других фактов и обстоятельств
  • требования учета в отношении совместных операций

По стандарту IFRS 12:

  • качество раскрываемой информации, и насколько хорошо действующие требования к раскрытию информации отвечают целям раскрытия

Еще один крупный проект в работе - пересмотр PS 1 “Комментарии руководства”, одного из двух необязательных руководств у Совета по МСФО (использовать два раза подряд одно и то же слово, пусть и с разным значением, не очень красиво, поэтому для простоты мы иногда именуем этот проект “управленческой отчетностью”). Проект нельзя назвать особо чувствительным к фактору времени, однако по той причине, что выход пересмотренной версии PS 1 ранее планировался на самый конец года, Ханс Хугерворст не считает, что COVID-19 как-либо здесь сможет помешать, поэтому они продолжают двигаться в соответствии с планом.

На прошедшем заседании Совет по МСФО формально определил основную задачу дополнительных отчетов от менеджеров компаний, написанных в более доступном для понимания свободном стиле изложения: помогать основным пользователям финансовой отчетности с оценкой будущих денежных потоков компании и качества управления. В этой связи также обсудили три основных типа раскрытий в управленческих отчетах:

  1. Бизнес-модели (то, как организация создает стоимость и генерирует денежные потоки)
  2. Стратегии управления (по поддержанию и дальнейшему улучшению способности организации создавать стоимость и генерировать денежные потоки в будущем)
  3. Ресурсы и деловые отношения (от которых зависит как бизнес-модель, так и стратегия управления)

Совет по МСФО согласился со всеми рекомендациями технической команды разработчиков и остался доволен результатами, потому что, по его ощущениям, все составляющие содержания будущих управленческих отчетов сочетаются друг с другом очень хорошо. В ходе будущих встреч они собираются обсудить требования к раскрытию информации по рискам и операционному окружению.

В ходе основного апрельского заседания его участники обсудили еще один важный проект, детали которого в самом подкасте опустили, однако считаем необходимым о нем также рассказать, тем более что на самом сайте разработчиков МСФО подробная информация имеется. Речь идет о финансовых инструментах с характеристиками капитала.

В 2018 году по этой теме выходил изрядно распиаренный и наделавший много шума дискуссионный документ, но с тех пор тема стала не очень заметна, хотя работа по ней продолжается. В этот раз, например, Совет продолжил обсуждение актуальной сейчас задачи - уточнить базовые принципы классификации финансовых инструментов, выплаты по которым производятся собственными акциями выпустившей их организации. Предварительно было решено, что для того, чтобы производный на собственный капитал финансовый инструмент отвечал оговоренному в IAS 32 критерию “fixed-for-fixed”, или обмена фиксированного числа акций на фиксированную сумму денежных средств (потому что это означает классификацию в качестве капитала), число единиц функциональной валюты, подлежащей обмену на каждый базовый инструмент капитала, должно быть фиксированным либо варьироваться вместе с допустимыми корректировками*.

*…которые необходимы для поддержания относительно статуса-кво экономических интересов держателя производного инструмента и держателя базового инструмента капитала, либо для компенсации эмитенту отсроченной во времени выплаты по производному инструменту. Это один из ключевых принципов, который гласит, что эти два типа корректировок не будут означать нарушения принципа с фиксированным обменом акций на денежные средства, который очень подробно изложен в п.16 IAS 32

Совет также предварительно решил классифицировать в качестве капитала любые договоры, выплаты по которым производятся путем обмена фиксированного числа непроизводных инструментов капитала на фиксированное число непроизводных инструментов капитала другого типа.

Кроме того, Совет по МСФО предварительно решил, что организации необходимо классифицировать производные на собственный капитал финансовые инструменты в качестве капитала, если корректировки первого из упомянутых выше двух типов требуют от организации поддерживать статус-кво по экономическим интересам будущих акционеров в масштабе, равном или меньшем, чем экономические интересы действующих акционеров. А что касается корректировок второго типа (по времени), то тут организация будет классифицировать производные на собственный капитал финансовые инструменты в качестве капитала, если эти корректировки: а) предопределены заранее либо варьируются только с течением времени, или б) фиксируют число единиц функциональной валюты в расчете на один базовый инструмент капитала с точки зрения приведенной стоимости.

Теги: Совет по МСФО  IASB  IFRS 16  IFRS 17  учет аренды  договоры страхования  МСФО-отчетность  управленческая отчетность  IFRS 10  IFRS 11  IFRS 12  Ханс Хугерворст  Hans Hoogervorst  Сью Ллойд  Sue Lloyd  COVID-19  ожидаемые кредитные потери  коронавирус  па