По материалам: IFRS
Разработчики международных стандартов финансовой отчетности собирались на очередное заседание 25-28 октября и за эти четыре дня успели обсудить целый ряд актуальных и важных проектов:
- Пенсионные вознаграждения, зависящие от доходности на активы
- Изучение практики применения стандартов IFRS 10, IFRS 11 и IFRS 12
- Отрасли на тарифном регулировании
- Метод долевого участия
- Гудвилл и обесценение
- Основные формы отчетности
- Второй полноценный пересмотр стандарта для малых и средних предприятий “IFRS for SMEs”
Пенсионные вознаграждения, зависящие от доходности на активы
В этот раз обсуждались результаты проведенной исследовательской работы и будущая судьба проекта. Все исследования решено было приостановить, а дальнейшая судьба решится по итогам окончательного определения будущей долгосрочной рабочей программы на следующие пять лет (“Third Agenda Consultation”).
Изучение практики применения стандартов IFRS 10, IFRS 11 и IFRS 12
Совет по МСФО встретился, чтобы обсудить итоги проведенного в этом году опроса по теме практической эффективности IFRS 10 “Консолидированная финансовая отчетность”, IFRS 11 “Совместная деятельность” и IFRS 12 “Раскрытие информации об участии в других организациях”:
- Работают ли все три стандарта, как надо, и
- Есть ли проблемные области, требующие дальнейшего внимания.
По первому вопросу мнение едино: да, стандарты на практике действительно работают так, как планировалось. По втором вопросу: совсем скоро (во время определения рабочих проектов на следующие пять лет 2022-26 гг.) Совет по МСФО рассмотрит возможность добавления туда нескольких проектов, имеющих высокий приоритет и связанных со стандартами IFRS 10-12, а именно
- “Инвестиционные организации” - дочерние предприятия, относящиеся к категории инвестиционных,
- Соглашения о сотрудничестве, не подпадающие под охват IFRS 11.
Скорее всего, это будут именно эти темы. Есть пара других, менее приоритетных потенциальных проектов: 1) “Инвестиционные организации” - определение инвестиционной организации и 2) “Компании-оболочки” (специализированные предприятия – SPV). И есть также еще одна тема, имеющая небольшой приоритет в глазах разработчиков: транзакции, меняющие отношения между инвестором и объектом инвестирования.
В следующий раз IASB продолжит разбор тем для будущих потенциальных проектов, связанных с этими тремя стандартами.
Отрасли на тарифном регулировании
Разработчики обсудили отзывы на выходивший в конце января этого года предварительный вариант будущего стандарта. В том случае, если предложенная новая модель учета “дозреет” до полноценного стандарта, он придет на замену временному варианту в лице IFRS 14 “Счета отложенных тарифных разниц”. Пока что трудно сказать, как все получится, потому что никаких решений в этот раз не принималось. Возможно, ясности прибавится на будущих встречах.
Метод долевого участия (в контексте IAS 12 “Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия”)
Совет по МСФО продолжил обсуждение исследовательского проекта по этой теме по части практического использование модели, а также обсудил следующие шаги. По мнению руководства, техперсоналу следует далее поисследовать последствия расхождений между принципами учета в IAS 12 и принципами других стандартов, также относящихся к теме консолидации и объединения бизнеса. Это необходимо сделать в первую очередь - даже до того как переходить к вопросам практического применения модели.
В следующий раз техперсонал должен представить результаты проведенного исследования в соответствии с полученным заданием, а Совет по МСФО решит, какие еще связанные с применением вопросы стоит включить в охват проекта.
Гудвилл и обесценение
Совет по МСФО продолжает обсуждать возможности дальнейшего улучшения требований к учету в IFRS 3 “Объединения бизнесов” с целью улучшить цели раскрытия и требования к раскрытию информации, обеспечив тем самым пользователей более качественной финансовой отчетностью по объединению бизнеса. Выходивший в марте прошлого года дискуссионный документ описал лишь предварительные взгляды разработчиков МСФО, но работа требует продолжения.
В этот раз члены IASB предварительно решили, что, следуя логике “Концептуальных основ МСФО”, можно требовать раскрытия в финансовой отчетности информации о будущих выгодах, ожидаемых менеджерами организаций от сделок по объединению бизнеса, а равным образом и о том, в какой мере оправдались ожидания менеджеров. Таким образом, мы говорим здесь о дальнейшем (в периоды, следующие за объединением) раскрытии информации об эффективности проведенной сделки и количественной информации об ожидаемой в будущем синергии.
Встает, правда, вопрос практического свойства: в этом случае речь, очевидно, зайдет о прогнозной информации, тогда как финансовая отчетность у нас традиционно относится к прошлым событиям. Совет по МСФО рассматривает возможность проведения здесь дополнительных исследований, прежде чем всерьез задумываться о новых требованиях к раскрытию информации.
Основные формы отчетности
Предварительный вариант будущего нового стандарта выходил в декабре 2019 года. Основными темами обсуждений в этот раз стали:
- Классификация и представление доходов и расходов от ассоциированных и совместных организаций в отчете о прибылях и убытках,
- Представление операционных расходов в отчете о прибылях и убытках, раскрытия в примечаниях,
- Операционная прибыль до амортизации и обесценения как промежуточная статья отчета.
По первой теме разработчики предварительно решили одобрить в окончательном варианте свои ранние предложения, согласно котором составители отчетности будут классифицировать доходы и расходы по классифицированным в качестве капитала долям в ассоциированных и совместных организациях вне операционной категории статей обновленного отчета о прибылях и убытках.
При этом было решено не вводить новой промежуточной статьи с названием “операционные прибыли/убытки и доходы/расходы от интегрированных совместных и ассоциированных организаций”. Также решено не требовать от организаций по отдельности представлять доходы и расходы от интегрированных и не-интегрированных совместных и ассоциированных организаций, поскольку данное предложение, мы помним, встретило неоднозначную реакцию в ходе публичных консультаций.
Также касательно будущей структуры P&L решено было потребовать включать доходы и расходы классифицированных в качестве капитала долей в ассоциированных и совместных организациях после операционной прибыли и до промежуточного показателя прибыли до финансирования и налогов на доходы. При этом необязательно, чтобы они шли немедленно после показателя операционной прибыли - такого требования не будет.
По этому последнему решению вышла любопытная ситуация. Голоса состоящего из 12 членов Совета разделились ровно поровну: 6 - за, и 6 - против. Новый глава Совета по МСФО Андреас Баркоу (Andreas Barkow) использовал свое право председателя на дополнительный голос и довел соотношение голосов до 7 к 6, тем самым “продавив” принятие решения.
А вот сопутствующее решение о том, включать ли обозначенные выше доходы и расходы в состав инвестиционной категории, было отложено до того момента, когда будет принято окончательное решение по определению данной категории статей в новой структуре отчета P&L.
По второй теме, касающейся представления операционных расходов, Совет по МСФО предварительно решил выпустить дополнительные разъяснения по использованию метода “function of expense” (“функция расходов”), о котором идет речь в параграфе 70 выходившего в декабре 2019 г. предварительного варианта стандарта. Метод подразумевает распределение и комбинирование операционных расходов на основе видов деятельности, к которым они относятся.
Совет по МСФО не будет вводить специального определения для “cost of sales” (что можно перевести как “реализационные расходы”) в рамках данного проекта. При этом возможно появление еще одного разъяснения, которое оговорит, что реализационные расходы, как минимум, должны включать расходы на приобретение запасов, рассчитанные согласно требованиям одноименного стандарта IAS 2.
Совет по МСФО также может сохранить озвученное ранее требование для организаций проводить анализ и представлять операционные расходы в отчете о прибылях и убытках, опираясь на их характер (природу) или функцию.
Зато озвученный ранее запрет на смешанное представление может быть отменен, а вместо этого добавят дополнительное руководство в целях улучшения сопоставимости и правдивости представления информации. Также, вероятно, будет введено руководство по определению того, какой метод стоит использовать организации для обеспечения пользователей финансовой отчетности наиболее полезной им информацией, но при этом модифицировав его с учетом “изъятия” из списка предложений запрета на смешанное представление.
Что касается раскрытия информации в примечаниях, то IASB предварительно решил не давать ходу частичному послаблению по части раскрытия информации об операционных расходах, разделенных в соответствии с их природой, если организация при этом представляет в своем отчете о прибылях и убытках анализ расходов согласно их функции. При этом решение по охвату самого требования о раскрытии этой информации в примечаниях пока не принято, но будет принято после дополнительного анализа полученных откликов.
По третьей теме (промежуточный показатель операционной прибыли до амортизации и обесценения) Совет по МСФО предварительно решил:
- Оговорить данный показатель без учета обесценения активов, рассчитываемого согласно требованиям одноименного стандарта IAS 36;
- Переименовать показатель в “операционная прибыль до амортизации и обесценения, и специфицированные обесценения” (таким образом, это будет “замена” уже предложенного промежуточного показателя, а не добавление еще одного промежуточного);
- Не запрещать прямо использовать аббревиатуру EBITDA для этого показателя, но при этом, если составители отчетности решают озаглавить его именно так, они должны будут в примечаниях указать, что “EBITDA” на самом-то деле не является точным отражениям сути;
- Никаких других специальных требований в отношении показателя не вводить.
Второй полноценный пересмотр стандарта “IFRS for SMEs”
Совет по МСФО постепенно приближается к тому моменту, когда на публичные обсуждения будет выставлен предварительный вариант уже пересмотренного с учетом всех полученных ранее замечаний стандарта.
В этот раз он решил предложить изменения к стандарту “IFRS for SMEs”, лишающее применяющих его организаций возможности использовать в отношении финансовых инструментов требования по признанию и оценке в согласно требованиям полного комплекта МСФО.
Далее, IASB решил при этом оставить неизменными действующие требования по теме хеджирования из Раздела 12 “Прочие вопросы финансовых инструментов”. И первое, и второе решение было поддержано единогласно.
По теме оценки справедливой стоимости - здесь Совет по МСФО решил предложить изменения к стандарту, которые:
- Приведут определение справедливой стоимости в соответствие с определением стандарта IFRS 13;
- Приведут требования к оценке справедливой стоимости в соответствие с требованиями все того же одноименного стандарта IFRS 13;
- Включат в раздел по справедливой стоимости примеры по определению иерархии справедливой стоимости, актуальные для малого и среднего бизнеса. Сам раздел, кстати, будет идти отдельно - это будет уже не прежний “Раздел 12”.
Также для малых и средних предприятий планируют включить требования по оценке активов и обязательств на тарифном регулировании. Кажется, что тема для МСП не очень актуальна, но, по-видимому, Совет по МСФО может пойти на такой шаг в свете грядущего пересмотра стандарта IFRS 14.
И по теме учета выручки по договорам с покупателями - здесь было, само собой, решено переписать Раздел 23 и привести требования в большее соответствие с более современным стандартом IFRS 15. При этом организациям дадут небольшое послабление переходного характера: разрешено будет применять ныне действующие подходы к признанию по всем договорам, которые либо еще не закончили действие на момент перехода, либо заканчивают свое действие в течение ограниченного промежутка времени сразу после момента перехода.
Это еще не все предложения по будущему пересмотренному варианту “IFRS for SME”, Совет по МСФО продолжит обсуждения в следующий раз.
Улучшение действующих стандартов и последовательности применения
Также несколько тем было рассмотрено в рамках отдельного направления работы по улучшению стандартов и последовательности их применения. Первым в списке значатся ограниченные корректировки к стандарту IFRS 17 “Договоры страхования”, которые представили в июле этого года. Они должны расширить возможности по классификации для решения досадной проблемы со сравнительной отчетностью. Совет по МСФО в ходе обсуждений в этот раз решил несколько расширить их охват следующим образом:
- Если организация впервые применяет IFRS 17 и IFRS 9 “Финансовые инструменты”, ей будет разрешено использовать послабление в отношении любого финансового актива, по которому еще не было произведено пересоставления сравнительной информации для стандарта IFRS 9;
- Если организации уже применяет IFRS 9, ей будет разрешено использовать послабление в отношении финансового актива, который был бы реклассифицирован согласно параграфу С29 IFRS 17, если бы в отношении него не было принято решение о прекращении признания в сравнительный период.
Все июльские предложения по обесценению и раскрытию информации решено перенести в итоговую версию без изменений.
Также члены IASB обсудили сентябрьские решения Комитета по Интерпретациям. Решено было одобрить в окончательном варианте разъяснения по:
- Невозвращаемому НДС по арендным платежам (IFRS 16 “Аренда”);
- Учету варрантов, классифицируемых при первоначальном признании в качестве финансовых обязательств (IAS 32 “Финансовые инструменты: представление информации”).
По более ранней теме финансирования поставок уже в процессе написания стандарта возникло замечание, в ответ на которое в этот раз Совет по МСФО решил добавить еще один пункт. Организации, использующие такую схему финансирования поставок, должны будут по состоянию на начало и на конец отчетного периода раскрывать в примечаниях информацию о статьях баланса, содержащих финансовые обязательства в рамках использующейся схемы. Стандарт, кстати, должен выйти буквально в этом месяце.
Обновление Таксономии МСФО
Под занавес довольно кратко обсудили грядущее очередное обновление Таксономии МСФО за текущий год. Детально его обсуждать, полагаем, смысл будет уже после выхода, поскольку в этот раз оговорили всего лишь сокращение продолжительности публичных обсуждений : в самом деле, решено было отвести на них лишь 30 дней. Это объяснимо с учетом приближения конца года и того факта, что ставить более долгий срок, наверное, было бы уже нецелесообразно, ведь большое (ежегодное) обновление Таксономии МСФО случается каждый год в марте.