Отражаем в учете доходы от штрафных санкций за нарушения условий контракта

Российский бухучет

Автор:
Источник: Журнал “Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение” №12-2018
Опубликовано: 10 декабря 2018

Пунктом 4 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Ситуаций, когда исполнитель нарушает условия договора, достаточно много. В этом материале автор рассматривает порядок отражения на счетах бухгалтерского учета начисления штрафных санкций за неисполнение или несвоевременное исполнение условий контракта.

Прежде чем рассматривать порядок отражения на счетах бухгалтерского учета начисления дохода от штрафных санкций за нарушение условий контракта (договора), хотелось бы сказать несколько слов о том, что работники Федерального казначейства при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений обращают внимание на исполнение норм Закона о контрактной системе. При этом часто встречаются такие нарушения (см. письма Федерального казначейства от 08.10.2018 № 07‑04‑05/21‑21405, от 13.07.2018 № 07‑04‑05/21‑14791 «О направлении обобщенной информации по результатам контрольных мероприятий»):

1) в нарушение требований, установленных ч. 6, 7 ст. 34 Закона о контрактной системе, п. 10 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила № 1042), а также условий заключенных контрактов отдельными заказчиками:

  • не начислены пени и не направлены требования об их уплате в адрес поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за несоблюдение ими сроков исполнения обязательств по контрактам;
  • занижены суммы пени, начисленные за нарушение поставщиками (подрядчиками, исполнителями) сроков исполнения обязательств по контрактам;
  • 2) в нарушение требований, установленных ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, п. 3 Правил № 1042, а также условий заключенных контрактов отдельными заказчиками не начислены штрафы за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактами, и не направлены требования об их уплате в адрес поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Таким образом, начисление штрафов и пеней исполнителю контракта (договора) за несвоевременное и (или) ненадлежащее исполнение своих обязательств в соответствии с условиями заключенного контракта (договора) является обязательным. Несовершение подобных действий со стороны заказчика квалифицируется проверяющими как нарушение проведения закупок товаров, работ, услуг.

Неустойка по контракту как объект бухгалтерского учета

В соответствии с п. 35 ФСБУ «Концептуальные основы» объектами бухгалтерского учета являются активы, обязательства, источники финансирования деятельности субъекта учета, доходы, расходы, иные объекты, в том числе факты хозяйственной жизни, установленные данным стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Пунктом 36 ФСБУ «Концептуальные основы» установлено, что для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. Поступления денежных средств или их эквивалентов субъекту учета либо в ходе выполнения субъектом учета бюджетных полномочий при исполнении бюджета в бюджет бюджетной системы РФ, возникающие при использовании актива самостоятельно или совместно с другими активами, признаются для целей бухгалтерского учета будущими экономическими выгодами, заключенными в активе (п. 38 ФСБУ «Концептуальные основы»).

Признание объекта бухгалтерского учета осуществляется при одновременном соблюдении следующих условий (п. 47 ФСБУ «Концептуальные основы»)

Объект бухгалтерского учета соответствует определению, установленному ФСБУ «Концептуальные основы», иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности

Существует уверенность субъекта учета в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с признаваемым объектом бухгалтерского учета

Есть возможность оценить стоимость объекта бухгалтерского учета с учетом положений ФСБУ «Концептуальные основы», кроме случаев, установленных иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности

На наш взгляд, применить положения п. 47 ФСБУ «Концептуальные основы» к доход от штрафные санкции в форме штрафов, пеней, начисленных за нарушение поставщиками (подрядчиками) условий контракта (договора), достаточно сложно. Тем не менее не вызывает сомнений, что начисленная сумма штрафов, пеней признается доходом учреждения. Как отмечено в Письме Минфина РФ от 18.10.2018 № 02‑07‑10/75014, доход признается в результате совершения фактов хозяйственной жизни или наступления событий, в результате которых ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими операциями (событиями), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена.

Отражение суммы неустойки на счетах бухгалтерского учета

Начисленная сумма пеней, штрафов признается доходом учреждения. При начислении этих сумм до 01.01.2018 применялся счет 0 205 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках». Приказом Минфина РФ от 31.03.2018 № 66н данный счет исключен из Инструкции № 174н. Вместо него при отражении таких операций используется счет 0 209 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)». Принимая во внимание необходимость формирования входящих остатков на 01.01.2018 с учетом перехода на применение федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, отметим, что показатели по счету 0 205 41 «Расчеты по доход от штрафные санкции за нарушение законодательства о закупках» необходимо перенести на счет 0 209 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» с использованием счета 401 30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (Письмо Минфина РФ от 18.10.2018 № 02‑07‑10/75014).

Здесь же укажем, что не всегда поставщики (подрядчики) согласны с размером выставляемой им неустойки. В случае если на момент предъявления требования по штрафным санкциям размер поступлений не определен ввиду оспаривания исполнения требования со стороны поставщика, критерии признания доходов в полной мере не выполняются. Поэтому до урегулирования требований, предъявленных недобросовестным исполнителям контрактов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, начисление задолженности (расчетов с дебиторами) следует отражать посредством применения счета 0 401 40 141 «Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)».

Применяемый счет учета доходов при начислении штрафа,

пеней недобросовестному исполнителю контракта

0 401 10 141 (если сумма неустойки не оспаривается исполнителем)

0 401 40 141 (если на дату признания дохода размер штрафа, пеней не урегулирован – при отражении оспариваемых требований)

Бюджетное учреждение в 2017 году заключило контракт на сумму 560 000 руб., согласно которому исполнитель обязан выполнить обусловленные контрактом работы в срок до 01.10.2017. Уплата аванса – в размере 30 % от стоимости контракта (168 000 руб.). Фактически работы были выполнены 15.02.2018. Размер штрафа и пеней за несвоевременное исполнение условий контракта составил 3 000 руб. Уплата неустойки была учтена при совершении расчетов по контракту. Оплата контакта производится за счет приносящей доход деятельности.

На счетах бухгалтерского учета операции по начислению суммы не­устойки, ее погашению и формированию входящих остатков в 2018 году будут отражены так:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Операции, совершенные в 2017 году

Произведена оплата аванса

2 206 26 560

2 201 11 610

168 000

Начислена сумма неустойки

2 205 41 560

2 401 10 140

3 000

Операции, совершенные в 2018 году

Произведена актуализация входящих остатков в меж­отчетный период

2 401 30 000

2 209 41 560

2 205 41 660

2 401 30 000

3 000

3 000

Начислены расходы по контракту в рамках принятых услуг

2 401 20 226

2 302 26 730

560 000

Уменьшены обязательства по контракту на сумму уплаченного аванса

2 302 26 830

2 206 26 660

168 000

Уменьшены расчеты с дебиторами на сумму неустойки

2 302 26 830

2 209 41 660

3 000

Произведена оплата по контракту

(560 000 ‑ 168 000 ‑ 3 000) руб.

2 302 26 830

2 201 11 510

389 000

Бюджетное учреждение заключило в сентябре 2018 года контракт на сумму 200 000 руб. (оплата контракта производится по КВД 4), произвело уплату аванса в сумме 50 000 руб. Условия контракта исполнителем выполнены не были, в связи с чем была начислена неустойка в размере 5 000 руб. Контрагент считает, что неустойка в отношении него была начислена неправомерно. Для разрешения конфликта стороны обратились в суд.

На счетах бухгалтерского учета описанная выше ситуация будет отражена так:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Произведена оплата аванса

4 206 26 560

4 201 11 610

50 000

Начислена сумма неустойки

2 209 41 560

2 401 40 140

5 000

Как разъяснено в Письме Минфина РФ № 02‑07‑10/75014, при принятии судом решения об отказе в удовлетворении исковых требований ранее принятая к учету дебиторская задолженность корректируется по дебету счета 0 401 40 141 «Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» и кредиту счета 0 209 41 660 «Уменьшение расчетов по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)». При этом обращено внимание на то, что согласно ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» корректировка оценочных значений не является ошибкой. Названный стандарт вступает в силу лишь с 01.01.2019, однако из разъяснений, приведенных в вышеназванном письме Минфина, можно сделать вывод о возможности применения его положений и в 2018 году.

Продолжим условия примера 2. Предположим, что суд вынес решение о взыскании с контрагента суммы неустойки в размере 2 800 руб.

На счетах бухгалтерского учета корректировка суммы неустойки будет отражена так:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Скорректирован размер начисленной неустойки

(5 000 ‑ 2 800) руб.

2 401 40 140

2 209 41 660

2 200

При наличии задолженности по уплате штрафов, пеней, сформированной на 01.01.2018, размер которой оспаривается поставщиком (подрядчиком), ее учет следует вести на счете 0 401 40 140 «Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» (операция совершается посредством использования счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»).

Бюджетное учреждение в 2017 году начислило неустойку поставщику в размере 7 200 руб. Поставщик считает, что размер неустойки должен составлять 5 200 руб. Позже судом размер неустойки определен как 5 800 руб. По состоянию на 01.01.2018 у учреждения имеется дебетовый остаток на счете 2 205 41 560 в сумме 7 200 руб. Кредитовый остаток на счете 2 401 10 140 в сумме 7 200 руб. в конце года был отнесен на счет 2 401 30 000.

На счетах бухгалтерского учета корректировка размера неустойки отразится так:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Скорректированы входящие остатки по учету операций по начисленной сумме неустойки

2 401 30 000

2 209 41 560

2 205 41 660

2 401 30 000

7 200

7 200

Отражена оспариваемая сумма неустойки в составе доходов будущих периодов

(7 800 - 5 200) руб.

2 401 30 000

2 401 40 141

2 600

Скорректирован размер неустойки после вынесенного решения суда

(7 200 - 5 800) руб.

2 401 40 141

2 209 41 660

1 400

Скорректирован размер расходов будущих периодов
после принятия решения суда

2 401 40 141

2 401 10 141

1 400

Возмещен поставщиком размер неустойки

2 201 11 510

2 209 41 660

5 800

* * *

В завершение кратко осветим основные моменты:

  1. При нарушении поставщиком, подрядчиком условий контракта обязательно начисляется неустойка.
  2. При начислении суммы неустойки с 01.01.2018 применяется счет 0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)».

3. Сумма неустойки в части оспариваемых требований отражается по дебету счета 0 209 41 560 и кредиту счета 0 401 40 141. 

Автор:

Теги: доходы от штрафных санкций  нарушение условий контракта  неисполнение обязательства  ненадлежащее исполнение обязательства  бухгалтерский учет  начисление штрафных санкций  контрактная система  неустойка по контракту  Концептуальные основы  бюджетное учре 

Все статьи цикла «Бюджетный учет в России»

(состоит из 50 статей)

Об уменьшении размера родительской платы в бюджетном учреждении на сумму частичной компенсации (14 мая 2012)

К какой статье КОСГУ относятся затраты на приобретение USB-модема? (14 мая 2012)

С крайнего севера – за границу: компенсация расходов за проезд в отпуск сотрудникам учреждений Крайнего Севера (4 июня 2012)

Как отразить в учете: начисление и перечисление арендной платы и НДС казенным учреждением? (21 июня 2012)

Составляем отчет (ф. 0503737): особенности составления Отчета об исполнении плана ФХД для бюджетных и автономных учреждений (25 июня 2012)

Подразделение обособленное – проблемы общие (28 июня 2012)

Оплата имущества по статье 310 КОСГУ или статье 340 КОСГУ: материалы или основные средства (30 июля 2012)

Расходы на представительские мероприятия в автономных учреждениях: как запланировать и учесть (30 июля 2012)

Компенсация стоимости путевки для детского отдыха за счет бюджетных средств: отражение в учете (2 августа 2012)

Как правильно отразить в учете казенного учреждения перерасход месячного лимита на использование услуг сотовой связи? (6 сентября 2012)

Как бюджетному учреждению правильно относить расходы, осуществляемые за счет средств субсидии, если организация не ведет приносящую доход деятельность (10 сентября 2012)

Тонкости учета в учреждениях: вкратце об основном. Интервью с Вероникой Литвиновой (8 октября 2012)

«На ближайшие 3 года у Казначейства России много масштабных проектов» (11 октября 2012)

Как оформить движение и списание материалов в казенном учреждении (11 октября 2012)

Заполнение квартальной отчетности в государственном (муниципальном) учреждении: отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), сведения об остатках денежных средств учреждений (ф. 0503779) (18 октября 2012)

Совершенствование системы государственных (муниципальных) закупок (18 октября 2012)

Систему контроля приблизят к международным стандартам (12 ноября 2012)

Расчет базы по страховым взносам в государственных (муниципальных) учреждениях (22 ноября 2012)

Отражения расходов на покупку автомобильных покрышек в учете бюджетного и автономного учреждения (6 декабря 2012)

Имущество бюджетных или автономных учреждений, относящееся к основным средствам (7 декабря 2012)

Учет канцелярских принадлежностей в бюджетном и автономном учреждении (7 декабря 2012)

Особенности учета сувенирной продукции, фотоальбомов, грамот и подарочных папок в бюджетном и автономном учреждении (20 декабря 2012)

Учет расходов на приобретение бланочной продукции и служебных удостоверений в бюджетных и автономных учреждениях (20 декабря 2012)

Страховой случай ОСАГО в казенном учреждении: отражение в учете (21 декабря 2012)

Учет затрат на подключение приборов мобильной связи в бюджетном и автономном учреждении (21 января 2013)

Отражение результатов переоценки НМА в отчетности бюджетного и автономного учреждения (21 января 2013)

Учет операций по переоценке основных средств бюджетных (автономных) учреждений (24 января 2013)

Отражение в учете алиментов, удержанных с пособий по безработице (30 января 2013)

Какие документы можно принять от сотрудника, вернувшегося из командировки, для подтверждения оплаты услуг гостиницы? (30 января 2013)

Учет расходов на приобретение топливных карт в бюджетном и автономном учреждении (6 февраля 2013)

Отражение затрат на ремонт основных средств в учете бюджетного и автономного учреждения (7 февраля 2013)

Новое в бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений (28 февраля 2013)

Отражение транспортно-заготовительных расходов в бюджетном или автономном учреждении (6 марта 2013)

Учет и отчетность бюджетной организации нового типа (22 июля 2013)

Нормирование расходов по ГСМ (26 сентября 2013)

Бухучет и отчетность в госсекторе: переходим на новые стандарты (8 декабря 2014)

Учет реструктуризации суверенного долга по стандартам IPSAS (25 мая 2015)

Учет недвижимого имущества в бюджетном учреждении (7 июля 2015)

Самые актуальные направления воровства бюджетных средств (16 января 2017)

Оплата отпуска за счет созданного резерва (20 июля 2018)

Изменения в Законе о контрактной системе: разъяснения Минфина в отношении переходного периода (31 августа 2018)

Актуальные вопросы по утилизации автомобиля (5 ноября 2018)

Отражаем в учете доходы от штрафных санкций за нарушения условий контракта (10 декабря 2018)

Командировочные расходы при отсутствии подтверждающих документов (13 февраля 2019)

Отражаем в учете приобретение полиса ОСАГО учреждением (4 апреля 2019)

Ведем учет сувенирной продукции и подарков (10 июня 2019)

Ужесточение административной ответственности за нарушения в бюджетном учете и составлении отчетности (11 июля 2019)

Порядок применения ККТ и БСО при осуществлении кассовых операций (10 сентября 2019)

Аудит учетной политики: когда и зачем это нужно? (27 сентября 2019)

Реализация готовой продукции учреждения (14 ноября 2019)