Предлагаем вниманию читателей GAAP.RU интервью по не совсем профильной для нас тематике с молодой отечественной специалисткой Вероникой Литвиновой. Вероника закончила Финансовый университет (бывшую Финансовую академию) при Правительстве РФ, факультет «Финансовый менеджмент». В данный момент продолжает обучение в аспирантуре по направлению «Финансы, денежное обращение и кредит» (тема диссертации – управление финансами бюджетных учреждений). Несколько лет была сотрудником Центра фискальной политики (консалтинговая компания в области государственных финансов), но и сейчас продолжает работу в качестве внешнего совместителя. Специализируется на 83-ФЗ (реформе государственных (муниципальных) учреждений).
Добрый день, Вероника. Приятно осознавать, что нам наконец-то удалось встретиться с человеком, который изнутри знает особенности управления финансами государственных и муниципальных учреждений России. Можем лишь предположить, что учет и отчетность там имеют свои весьма существенные особенности. Поскольку это наше первое интервью с Вами, нам хотелось бы сделать его в большей степени ознакомительным, а уж в зависимости от проявленного читателями интереса к данной теме мы будем ее развивать в дальнейшем.
Итак, вначале расскажите немного о себе, чтобы наши читатели имели представление, кто у нас сегодня в гостях.
Добрый день, Александр! Здравствуйте, уважаемые читатели портала GAAP.RU! Меня зовут Литвинова Вероника, я выпускница, аспирантка и работник Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Кроме того, уже на протяжении нескольких лет я сотрудничаю с Центром фискальной политики, это консалтинговая компания в области бюджетной политики, межбюджетных отношений и финансирования социальной сферы. Круг моих интересов довольно широкий, он включает в себя и вопросы, связанные с деятельностью бюджетных учреждений.
Существует ли удобная классификация госпредприятий? Будем рады, если Вы ею с нами поделитесь.
Прежде всего, необходимо различать государственные (муниципальные) унитарные предприятия и государственные (муниципальные) учреждения. Первые относятся по Гражданскому кодексу РФ (ст. 50 п. 2) к коммерческим организациям, то есть они преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Вторые являются некоммерческими организациями. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст. 50 п. 3 ГК РФ). Это означает, что у школы нет права открыть ночной клуб, но это учреждение вполне может зарабатывать на предоставлении ученикам дополнительных образовательных услуг.
В форме государственных (муниципальных) унитарных предприятий существуют, в частности, транспортные компании, а также организации, которые занимаются жилищно-коммунальным хозяйством, благоустройством, оказанием ритуальных услуг.
Государственные (муниципальные) учреждения в свою очередь делятся на казенные, бюджетные и автономные (ст. 120 п. 2 ГК РФ). Такое деление появилось после принятия Федерального закона № 174-ФЗ[1] и Федерального закона № 83-ФЗ[2], инициировавших масштабную реформу общественного сектора. Раньше понятия «государственные (муниципальные) учреждения» и «бюджетные учреждения», по сути, были равнозначными.
Кратко расскажу о том, чем же отличаются друг от друга эти типы учреждений. В форме казенных учреждений создаются органы государственной власти и местного самоуправления (п. 11 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ), а также психиатрические лечебницы, лепрозории, исправительные учреждения. Финансирование таких организаций производится на основании бюджетной сметы.
Учреждения образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты (за исключением некоторых сельских учреждений) функционируют в форме бюджетных или автономных учреждений, и их финансирование осуществляется в форме субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. При этом особенностями автономных учреждений являются: наличие особого органа управления – наблюдательного совета, возможность открывать счета не только в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, но и в кредитных организациях. Кроме того, автономные учреждения разрабатывают собственные положения о закупках (в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ[3]). Таким образом, различие заключается, прежде всего, в степени свободы, которая предоставлена тому или иному типу государственного (муниципального) учреждения.
В целом, все понятно, но почему возникает необходимость формулировки «государственный (муниципальный)»?
Государственные учреждения создаются Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, а муниципальные – муниципальным образованием (городским округом, городским или сельским поселением, муниципальным районом). Поскольку по Конституции Российской Федерации (ст. 12) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, понятия «государственный» и «муниципальный» разделяются.
Подлежат ли государственные (муниципальные) унитарные предприятия и государственные (муниципальные) учреждения обязательному аудиту?
Вопрос о проведении обязательного аудита государственных (муниципальных) унитарных предприятий решается непосредственно собственником имущества этих предприятий. В действующей редакции Федерального закона № 307-ФЗ[4] (пп. 4, п. 1 ст. 5) установленные критерии по объему выручки и сумме активов не распространяются на государственные (муниципальные) унитарные предприятия, также как и на государственные (муниципальные) учреждения.
В случае принятия собственником имущества унитарного предприятия решения о проведении ежегодной аудиторской проверки его бухгалтерской (финансовой) отчетности такой аудит будет являться обязательным (письмо Минэкономразвития России от 04.04.2011 № Д06-1874).
В отношении государственных (муниципальных) учреждений ситуация схожа. С принятием Федерального закона от 28.12.2010 № 400-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»» государственные (муниципальные) учреждения, как и государственные (муниципальные) предприятия, выведены из-под требований об обязательном аудите.
Аудит государственных (муниципальных) унитарных предприятий и государственных (муниципальных) учреждений может быть и инициативным. Он организуется Росимуществом во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития России, руководителя и заместителей руководителя Росимущества.
СПРАВОЧНО
Нормативные правовые акты, регулирующие процедуру аудита государственных (муниципальных) унитарных предприятий и (или) государственных (муниципальных) учреждений:
- Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;
- Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
- Постановления Правительства, касающиеся утверждения Федеральных правил стандартов аудиторской деятельности и внесения изменений в них;
- Приказ Росимущества от 24.06.2010 № 174 «О порядке организации Федеральным агентством по управлению государственным имуществом проведения; инициативного аудита федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений»;
- региональные нормативные правовые акты (для Москвы – постановление Правительства Москвы от 31.07.2007 № 632-ПП «О мерах по обеспечению проведения аудиторских проверок унитарных предприятий города Москвы»);
- муниципальные нормативные правовые акты.
В российской практике, прибегают ли госучреждения к услугам коммерческих аудиторских компаний, прежде всего «Большой четверки» и прочих? Действуют ли на этом рынке некоммерческие организации?
Если и прибегают, то таких примеров немного. Для государственных (муниципальных) унитарных предприятий и учреждений основным стоп-фактором при выборе аудиторской компании является цена услуг, которая у «Большой четверки»закономерно высокая. Тем более, как я уже сказала, эти организации в настоящее время выведены из-под требований об обязательном аудите.
Организация, проводящая аудит в традиционном его понимании (то есть независимую проверку отчетности и выражение мнения о ней) не может быть некоммерческой. Это следует из самого определения аудиторской организации, которое дано в Федеральном законе № 307-ФЗ (ст. 3, п. 1): «Аудиторская организация – коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов». Другое дело, что есть некоммерческие организации, оказывающие консалтинговые услуги. Они могут давать свои рекомендации по различным вопросам, в том числе по ведению финансово-хозяйственной деятельности, без формирования аудиторского заключения.
Как происходит выбор аудитора?
Здесь я должна напомнить о важном положении Федерального закона № 307-ФЗ. Договор на проведение обязательного аудита некоторых типов организаций должен заключаться только по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Это, в том числе, и государственные (муниципальные) унитарные предприятия.
Такая же логика действует и в отношении бюджетных и казенных учреждений.
Решение по вопросам проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации принимает наблюдательный совет соответствующего учреждения большинством в две трети голосов.
Проясните тогда, какая роль отводится Аудиторской Палате России?
Аудиторская Палата России (АПР) – это саморегулируемая организация, объединяющая аудиторские организации и аудиторов – физических лиц. Функции АПР прописаны в ее уставе: это методическое обеспечение и контроль качества аудиторской деятельности, защита интересов членов АПР, профессиональное обучение, налаживание деловых связей… Важной функцией АПР является участие в разработке и обсуждении проектов законов и нормативных актов по вопросам, связанным с аудиторской деятельностью, бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью, подготовка заключений по результатам экспертизы этих документов. Таким образом, наличие саморегулируемой организации делает профессиональное сообщество более сплоченным, динамичным и даже более компетентным.
Есть ли какие-то дополнительные формы контроля? В частности, используются ли дополнительные меры контроля эффективного распределения бюджетных средств?
Необходимо отметить, что аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления. Таким образом, необходимо различать негосударственный финансовый контроль (в том числе и аудиторский) и государственный финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль – это отдельная большая тема. Кратко отмечу, что он делится на внешний и внутренний. Применительно к государственным (муниципальным) учреждениям внутренний контроль осуществляют исполнительные органы власти и соответствующие службы самих учреждений.
В осуществлении внешнего контроля большую роль играют Счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ, которые, в том числе, оценивают эффективность и целесообразность расходования государственных средств.
Есть ли какие-то специальные аудиторские подразделения, специализирующиеся на судебной бухгалтерии (в западной практике часто можно услышать термин «forensic accountant» – аудитор, занимающийся расследованием мошенничеств, в том числе в государственных учреждениях)?
В составе МВД России действует Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции. Непосредственно государственными (муниципальными) учреждениями занимается Управление «Б», а в целом борьбой с коррупцией – Управление «К». Думаю, что судебные бухгалтеры есть в составе этих управлений.
Давайте перейдем непосредственно к особенностям учета и отчетности в государственных (муниципальных) учреждениях. Какие нормативные правовые акты необходимо отметить здесь прежде всего?
С 1 января 2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В настоящее время действует Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Кроме того, отмечу приказы Минфина России:
- от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;
- от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;
- от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»;
- от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»;
- от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»;
- от 21.12.2011 № 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
Полным ходом идет обсуждение федеральных и международных стандартов финансовой отчетности для государственного сектора. С результатами этой работы можно ознакомиться на сайте Минфина России: http://www1.minfin.ru/ru/budget/sfo/msfo/ и
http://www1.minfin.ru/ru/budget/sfo/fsfo/
Правовой базой разработки стандартов стал именно новый закон «О бухгалтерском учете».. Именно в нем появились понятия «стандарт бухгалтерского учета» и «международный стандарт».
Какие формы отчетности используются бюджетными и автономными учреждениями?
В соответствии с уже упомянутой Инструкции о порядке составления отчетности в ее состав включаются:
- Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730).
- Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725).
- Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710).
- Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).
- Отчет о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738).
- Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721).
- Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760).
- Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830).
Какие категории основных пользователей финансовой отчетности государственных (муниципальных) учреждений Вы можете назвать? Существуют ли требования к публичному раскрытию финансовой учетной информации, и на какие именно организации эти требования распространяются?
Это, прежде всего, органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие в отношении учреждений функции и полномочия учредителя. Кроме того, финансовая отчетность интересна и другим органам исполнительной власти, руководству и работникам финансовых служб учреждений, внешним контролерам (например, Счетной палате РФ), конкурентам и контрагентам учреждения. Потребители редко обладают достаточным уровнем финансовой подготовки, но они также являются потенциальными пользователями отчетности государственных (муниципальных) учреждений.
Относительно раскрытия информации – да, такое требование есть, и оно действует в отношении всех типов государственных (муниципальных) учреждений. Исключением являются только сведения, составляющие государственную тайну.
Причем информация раскрывается через официальный сайт http://www.bus.gov.ru, и существует отдельный Приказ Минфина России, регламентирующий этот процесс[5]. В п. 6 этого приказа прописан состав документов, которые необходимо предоставить, в их число входит и годовая бухгалтерская отчетность.
Применительно к России, каковы, по Вашему мнению, перспективы международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (international public sector accounting standards – IPSAS), разрабатываемых специальным советом в составе Международной федерации бухгалтеров (IFAC)? Видите ли Вы лично хотя бы теоретическую возможность для перехода организаций госсектора на международную отчетность, и если нет, то поясните, в чем, скорее всего, тут может быть причина.
Эти стандарты уже переведены на русский язык, ведется их общественное обсуждение и доработка. Теоретически возможность всегда есть, но сделать предстоит немало, поскольку существует ряд теоретических, методологических проблем, а также сложности, связанные с переводом.
[1] Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»
[2] Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
[3] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
[4] Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
[5] Приказ Минфина России от 21.07.2011 № 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта»