Комитет МФБ принял новые стандарты и предварительные варианты
Комитет государственного сектора (КГС) при Международной федерации бухгалтеров (МФБ) выпустил четыре новых Международных стандарта финансовой отчетности для государственного сектора (МСФОГС) и два предварительных варианта стандартов. МСФОГС и предварительные варианты подготовлены в рамках проекта КГС по формированию полной системы международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности для правительственных органов и других государственных субъектов во всем мире. В основе опубликованных МСФОГС и предварительных вариантов лежат положения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), которые могут быть применимы в государственном секторе. Ниже следуют названия МСФОГС и предварительных вариантов:
- В МСФОГС 9 «Выручка от операций обмена» устанавливается порядок учета выручки от операций обмена. В настоящем стандарте не рассматриваются доходы, не связанные с операциями обмена, например налоговые поступления. Доходы, не связанные с операциями обмена, будут рассмотрены в рамках отдельного проекта.
- В МСФОГС 10 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» описываются характерные черты экономики, свидетельствующие о том, что она переживает период гиперинфляции, а также предлагаются рекомендации по пересчету показателей финансовой отчетности в условиях гиперинфляции, обеспечивающие полезность раскрываемой информации.
- В МСФОГС 11 «Договоры на строительство» рассматриваются коммерческие и некоммерческие договоры и предлагаются рекомендации по распределению возникающих в связи с договорами затрат и доходов, в случае их наличия, в отчетных периодах, в которых производятся строительные работы.
- В МСФОГС 12 «Запасы» устанавливается порядок учета запасов, находящихся на балансе государственных организаций, рассматриваются запасы, предназначенные для продажи в ходе операции обмена, а также отдельные запасы, предназначенные для распределения на безвозмездной основе или за номинальное вознаграждение. Данный МСФОГС не распространяется на неполностью предоставленные услуги, оказываемые организациям-получателям на безвозмездной основе или за номинальное вознаграждение, так как подобные услуги не рассматриваются в МСФО 2 «Запасы» и при их учете возникают специфические для государственного сектора проблемы, требующие отдельного изучения.
- Предварительный вариант ED 20 «Раскрытие информации о связанных сторонах» разработан на базе МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах». Однако, в Предварительном варианте разъясняется, что между государственным и частным сектором наблюдаются различия в степени распространения и последствиях отдельных отношений и операций между связанными сторонами. Поэтому в Предварительном варианте определяется характер отношений между связанными сторонами, возникающих в государственном секторе, особенности деятельности руководящего персонала государственных субъектов и объем информации об отношениях и операциях между связанными сторонами, подлежащий раскрытию при составлении отчетности.
- Предварительный вариант ED 21 «Резервы, условные обязательства и условные активы» разработан на базе МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы». В МСФО 37 не рассматриваются резервы и условные обязательства, возникающие в связи с «социальными льготами», предоставляемыми правительством своим ведомствам на безвозмездной основе или за номинальное вознаграждение. При учете подобных «социальных льгот» возникает целый ряд специфических для государственного сектора проблем, решение которых может оказать значительное влияние на показатели фиансовой отчетности правительства и государственных ведомств. В Предварительном варианте предлагается рассмотреть данный вопрос в рамках отдельного проекта по государственному сектору.
- Комментарии по предварительным вариантам следует направлять до 31 ноября по электронной почте EDComments@ifac.org или факсу секретариата МФБ: +1 (212) 286 9570.
Новые исследовании МФБ по управлению в государственном секторе
В рамках усилий, направленных на повышение ответственности правительств во всем мире, Комитет государственного сектора (КГС) при Международной федерации бухгалтеров (МФБ) опубликовал результаты нового исследования под заголовком «Управление в государственном секторе – взгляд со стороны управляющего органа». В данном исследовании рассматриваются принципы управления и их применение в учреждениях государственного сектора, в том числе в центральном правительстве, региональных органах государственной власти (например, в штате, провинции, территории), органов местного самоуправление (город, село), подведомственных государственных организаций и государственных коммерческих предприятий.
«В проводимом исследовании особое внимание уделялось вопросам организации управления в государственном секторе, а особенно обязанностям управляющего органа государственной организации. КГС считает, что публикация данного исследования будет способствовать повышению качества управления и ответственности в государственном секторе во всем мире», подчеркивает Ян Макинтош, председатель Комитета государственного сектора.
В исследовании предлагаются не только принципы управления, но и рассматриваются различные способы организации отчетности в государственном секторе. Кроме того, в нем содержатся рекомендации по управлению, в том числе по нормам профессионального поведения, организационной структуре и процессам, контролю и составлению отчетности для внешних пользователей. В этой работе приводится контрольный список вопросов по управлению для управляющих органов.
«В различных странах складываются свои специфические обстоятельства. Факторы, влияющие на управление в той или иной стране, чаще всего присущи только данной стране. Тем не менее, рекомендации, приведенные в данном исследовании, окажутся полезными при разработке методических указаний по управлению на региональном и центральном уровнях», отметил технический директор МФБ Джим Силф.
С данным исследованием можно бесплатно ознакомиться на сайте МФБ в сети Интернет: http://www.ifac.org.
МФБ поддерживает возросшее внимание к управлению информационными технологиями
С ростом инвестиций в информационные технологии (ИТ) и увеличением присущих им рисков возрастает необходимость включения этих вопросов в повестку дня менеджеров высшего звена и членов Совета директоров компании. Институт управления ИТ при участии Комитета МФБ по информационным технологиям опубликовал два документа, поясняющие, почему вопросы ИТ и их безопасности столь важны для корпоративного управления, и как члены совета директоров и менеджеры должны решать эти вопросы и оценивать риски, связанные с ИТ.
Данные документы «Рекомендации по управлению информационными технологиями для членов совета директоров» и «Управление информационной безопасностью для членов совета директоров и менеджеров высшего звена» можно бесплатно загрузить со страницы МФБ в сети Интернет: http://www.ifac.org. Распечатанную копию можно получить, связавшись с Институтом управления ИТ по телефону +1 (847) 253 1545 доб. 401 или электронной почте bookstore@isaca.org.
«Эффективное управление ИТ поможет организациям сократить объем недополучаемых доходов, укрепить деловую репутацию, оптимизировать технологию, развивать инновационные процессы, со всей ответственностью относиться к использованию информационных ресурсов и осуществлять качественное управление рисками, присущими ИТ», отметил председатель комитета МФБ по информационным технологиям господин Еверетт Джонсон. «Подобные «Рекомендации для членов совета директоров» полезны тем, что в них объясняется, каким образом меняются задачи руководства, связанные с соблюдением требований заинтересованных лиц в отношении ИТ и снижением рисков, присущих ИТ».
«Рекомендации для членов совета директоров» включают в себя концептуальные принципы высококачественного управления ИТ, критерии оценки деятельности для членов совета директоров и вопросы, которые должны от них исходить. В «Рекомендациях» рассматриваются вопросы, требующие внимания членов совета директоров и менеджеров высшего звена, а также разъясняется, каким образом управление ИТ способствует повышению качества всей системы корпоративного управления.
В «Управлении информационной безопасностью» предлагаются способы оценки состояния системы информационной безопасности, излагается сущность управления безопасностью, а также предлагается список вопросов, необходимых для выявления возможных слабых мест в системе безопасности.
«Применение концепций, описываемых в данных публикациях, приведет к более качественному управлению рисками, безопасностью и деятельностью, связанной с ИТ», заявил Роберт Руссей, Президент международной Ассоциации аудита и контроля информационных систем управления. «Управление ИТ – это не роскошь, а необходимость. Компаниям следует своевременно выносить на рассмотрение совета вопросы, связанные с управлением ИТ, а не дожидаться сбоев в системе».
МФБ приглашает прокомментировать роль Комитета по международному аудиту
Нью-Йорк, 19 июля 2001 года
Рабочая группа при Международной федерации бухгалтеров (МФБ) опубликовала отчет с рекомендациями по ужесточению требований к членам, организации и регламенту Комитета по международной аудиторской практике (КМАП). КМАП – это комитет при МФБ, отвечающий за разработку рекомендаций по международному аудиту для бухгалтеров/аудиторов.
По словам председателя рабочей группы по анализу деятельности КМАП Мануэля Санчеса Мадрида, «наблюдающиеся тенденции в использовании Международных стандартов аудита (МСА) организациями-членами МФБ свидетельствуют о назревшей потребности в разработке системы глобальных стандартов аудита. По мере дальнейшей глобализации фондового рынка наличие общепризнанных высококачественных стандартов аудита рассматривается в качестве необходимого условия его эффективного функционирования».
В отчете, представленном Правлению МФБ в начале месяца, содержится много рекомендаций, в результате которых в деятельности МФБ могут произойти существенные изменения. Правление МФБ обращается к общественности с просьбой прокомментировать этот отчет. Данный документ размещен на странице МФБ в сети Интернет http://www.ifac.org/Guidance/EXD-outstanding.tmpl, а его экземпляр можно получить в офисе МФБ в Нью-Йорке.
В своих рекомендациях рабочая группа предлагает КМАП
- более четко сформулировать цели, подчеркнув свою роль в разработке «высококачественных стандартов аудита» в интересах общественности, которые, в конечном итоге, будут одобрены Международной организацией комиссий по ценным бумагам (МОКЦБ);
- повысить прозрачность своей деятельности, обеспечив доступ к материалам своих заседаний и самим заседаниям;
- более тесно сотрудничать с органами, устанавливающими национальные стандарты аудита по тем вопросам, которые приблизят его к намеченным целям;
- более активно выходить на связь с общественностью;
- более четко определить статус Международных стандартов аудита и других рекомендаций КМАП.
Кроме того, были представлены отдельные рекомендации по составу членов КМАП, критериям отбора, процессу консультаций по выпускаемым документам, объему работ и ресурсам, необходимым для успешного выполнения более объемного плана работы.
При подготовке окончательных рекомендаций рабочая группа изучит все комментарии, полученные до 21 сентября 2001 года. Их следует направлять на имя председателя рабочей группы Мануэля Санчеса Мадрида по электронной почте Edcomments@ifac.org или факсу +1 (212) 286 9570.
Правительство ЮАР принимает МСФОГС, разрабатываемые МФБ
Международные стандарты финансовой отчетности государственного сектора (МСФОГС), разрабатываемые Международной федерацией бухгалтеров (МФБ), будут приняты в Южно-африканской республике в качестве основы для разработки общепризнанных методов учета в государственном секторе. ЮАР – первая страна, которая официально объявила о своем намерении разрабатывать национальные стандарты для центрального правительства на основе МСФОГС.
В МСФОГС представлены требования к порядку составления финансовой отчетности органами государственной власти и другими организациями государственного сектора. Действующие МСФОГС основаны на положениях Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО), выпущенных по состоянию на август 1997 года, которые могут быть применимы в государственном секторе.