Зачем нужен российский кодекс корпоративного управления?

Информационный бюллетень
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Магдалена М. В. Секула

Работа над российским Кодексом корпоративного управления (далее по тексту – «Кодекс») началась в декабре 2000 года, при этом изначально была поставлена амбициозная цель опубликовать последнюю главу Кодекса к концу июня 2001 года. Однако в марте 2001 года Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) России заявила, что полный текст Кодекса будет готов не раньше конца года. Учитывая объем Кодекса, такая задержка не вызывает удивления. Например, один лишь проект главы «Избрание и обеспечение эффективной деятельности Совета директоров» состоит из 56 статей и занимает примерно 14 страниц мелким шрифтом. В настоящее время проекты глав Кодекса доступны для ознакомления на Интернет-сайте http://www.rid.ru.

В подготовке Кодекса принимают участие несколько рабочих групп, каждая из которых занимается конкретной главой под общим руководством ФКЦБ. В состав групп входят представители отечественных и иностранных инвесторов, эмитентов, включая естественные монополии (РАО «ЕЭС» и РАО «Газпром»), крупные предприятия («Сибнефть», «ЮКОС»), а также юридические и аудиторские фирмы. Цель Кодекса заключается в установлении этических и моральных принципов и реализации основных положений и норм, действующих в международном деловом сообществе. Предполагается, что компании будут брать базовые положения Кодекса для доработки и адаптации к своим конкретным потребностям.

В настоящее время собственные кодексы корпоративного управления имеют три крупные российские компании – «Сибнефть», «ЮКОС» и «Ленэнерго». Общей отличительной чертой всех трех документов является их краткость, разительно отличающая их от разрабатываемого Кодекса. Совет директоров «Сибнефти» утвердил Устав корпоративного управления в июле 1998 года. Устав адресован акционерам и состоит из нескольких кратких разделов, занимающих менее двух страниц и посвященных таким вопросам, как Совет директоров, обязанности директоров, подотчетность аудиторам, акционеры и раскрытие информации. В преамбуле Устава Совет директоров выражает надежду на то, что «этот новый уровень корпоративного управления… и приверженность открытости послужит образцом для других крупных российских компаний.»

Меморандум корпоративного управления «Ленэнерго», утвержденный Советом директоров компании в июне 2000 года, несколько короче устава «Сибнефти». Он также адресован акционером и «предназначен для обеспечения лучшего понимания стратегического положения Компании и подчеркивает намерение Руководства восстановить – даже в неблагоприятной деловой среде – уверенность в долгосрочном экономическом потенциале Компании». Меморандум охватывает такие темы, как основные цели и виды деятельности, акционеры и связи с инвесторами.

Устав корпоративного управления «ЮКОСа», утвержденный Советом директоров в июне 2000 года, – самый короткий из трех. Как представляется, при разработке Устава компания исходила из следующей цели – «стать лидером в России в этой критически важной области отраслевой и общей интеграции в мировую экономику». В Уставе «ЮКОС» обязуется сформировать внутренние комитеты, которые будут следить за соблюдением стандартов корпоративного управления, публиковать информацию об общей организации управления в компании, проводить аудит отчетности в соответствии с GAAP и выплачивать дивиденды в течение 3 месяцев после их объявления на собрании акционеров. Следует отметить, что все три кодекса были разработаны в ходе подготовки к выпуску АДР.

Виктор Скалецкий, член экспертной группы по подготовке Кодекса корпоративного управления и заместитель генерального директора ЗАО «Брансвик ЮБС Варбург», считает, что хотя внутренние кодексы, аналогичные описанным выше, в целом играют положительную роль, они не отражают всех основных требований, которые инвесторы хотели бы иметь возможность предъявлять к компаниям. Существует ряд фундаментальных вопросов, которые нельзя игнорировать, и поэтому предприятиям необходимы рекомендации относительно того, что следует включать в их собственные внутрикорпоративные кодексы. Источником таких рекомендаций и призван стать Кодекс.

Кодекс должен создать базу для внедрения значительных правовых ограничений и изменений, однако при этом он будет обеспечивать достаточную степень гибкости. Отдельные положения Кодекса, которые могут оказывать существенное влияние на процесс принятия инвестиционных решений, будут носить обязательный характер и войдут в соответствующие законодательные или нормативные акты, другие же останутся рекомендательными. Компании будут сами определять необходимость включения таких положений в собственные кодексы. В идеале, соблюдение Кодекса должно контролироваться самим рынком, то есть компании, желающие иметь листинг на открытом рынке, будут обязаны принять внутрикорпоративный кодекс и регулярно отчитываться о его соблюдении. Еще один возможный вариант – закрепление контролирующих функций за ФКЦБ.

Судя по всему, разработчики Кодекса с готовностью обращаются к различным источникам и учитывают накопленный международный опыт, включающий в себя такие зарубежные кодексы оптимальной практики, как Принципы корпоративного управления ОЭСР, греческие Принципы корпоративного управления и рекомендации по его преобразованию, кодексы корпоративного управления Индии, Румынии, Германии (Кодекс оптимальной практики корпоративного управления) и Японии (Принципы корпоративного управления: японская перспектива), а также проект кодекса корпоративного управления Чехии. Прочие «международные» направления работы включают в себя активное участие ФКЦБ в организации и проведении с июня 1999 года круглых столов по вопросам корпоративного управления в России – форума, объединяющего неофициальный, но чрезвычайно влиятельный круг лиц, определяющих принятие решений в политике, в частном секторе в России и в международном масштабе, с целью координации будущих реформ в сфере корпоративного управления, включая разработку Кодекса.

Разработка любого кодекса представляет собой длительный и кропотливый процесс. Для рабочих групп, занимающихся подготовкой Кодекса, было бы чрезвычайно полезным иметь обратную связь с компаниями, в интересах которых и разрабатывается Кодекс. Однако, как отмечает Елена Красницкая, эксперт по корпоративному управлению инвестиционной компании «Тройка Диалог», такой связи с предприятиями нет. Г-жа Красницкая отметила, что 5-6 крупных компаний, участвовавших во встречах, представляют лишь очень незначительную часть предприятий, чей вклад в работу был бы полезным. Большинство российских компаний чрезвычайно пассивно относятся к идее участия в разработке Кодекса, причем такую пассивность вполне можно рассматривать как следствие взаимного недоверия между российскими компаниями и инвесторами. Компании не понимают, зачем им нужны инвесторы и инвестиции, а инвесторы опасаются, что любая российская компания хочет их обмануть. ФКЦБ и члены рабочих групп предпринимают серьезные усилия для устранения такого недоверия. Одним из крупных достижений стал запуск системы информационного обеспечения и обучения, которая помогает информировать обе стороны о ходе работ и показывает, что сотрудничество повысит капитализацию российского рынка и позволит привлечь дополнительные инвестиции в экономику страны.

С начала работы над Кодексом постоянно проводятся различные обсуждения, семинары и конференции по вопросам стандартов корпоративного управления в России, объединяющие широкий спектр участников. В любом случае принятие Кодекса позволит резко повысить степень информированности общественности по вопросам корпоративного управления.

Магдалена М. В. Секула – юрист отдела юридических услуг «Эрнст энд Янг» в СНГ. Статья подготовлена с использованием материалов сайтов http://www.corp-gov.org и http://www.rid.ru.

МЦРСБУ выражает благодарность компании Ernst & Young и Российско-британской торговой палате за любезное разрешение опубликовать статью, ранее размещенную в Бюллетене РБТП (№10 2001).

 

Все статьи цикла « Бюллетень Август/Октябрь 2001»

(состоит из 22 статей)

КМСФО: новые приоритеты Правления (16 Сентября 2005)

Комментарий к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» (16 Сентября 2005)

Закон «Об аудиторской деятельности». Комментарии (16 Сентября 2005)

Развитие профессионального рынка аудита в связи с принятием федерального закона «Об аудиторской деятельности» (16 Сентября 2005)

Новые положения по бухгалтерскому учету (16 Сентября 2005)

Проект совместной стратегии развития банковского сектора Российской Федерации (16 Сентября 2005)

Налогооблагаемая прибыль и учетная прибыль (16 Сентября 2005)

Зачем нужен российский кодекс корпоративного управления? (16 Сентября 2005)

Новый взгляд на глобализацию стандартов (16 Сентября 2005)

Новости КМСФО (16 Сентября 2005)

Новости ПКИ (16 Сентября 2005)

К вопросу о реформировании отечественной системы бухгалтерского учета (16 Сентября 2005)

Новости Международной федерации бухгалтеров (16 Сентября 2005)

Отчетность Правительства Гонконга будет составляться по методу начисления (16 Сентября 2005)

Краткие новости (16 Сентября 2005)

В Московской аудиторской палате (16 Сентября 2005)

Образовательная программа по бухгалтерскому учету и аудиту для специалистов налоговых служб в Российской федерации (16 Сентября 2005)

Реализация образовательной программы по бухгалтерскому учету и аудиту для специалистов налоговых служб в Учебно-методологическом центре при МНС России (16 Сентября 2005)

Международная квалификация бухгалтера – дополнительное образование или необходимость (16 Сентября 2005)

Как финансисту найти хорошую работу (16 Сентября 2005)

Новые публикации (16 Сентября 2005)

Завершение проекта МЦРСБУ по разработке учебного пособия «Вводный курс по МСФО» (16 Сентября 2005)