В консультации С. Валовой «Списание и утилизация автомобиля в бюджетном учреждении» вашему вниманию был представлен пошаговый порядок действий учреждения при списании автомобиля с последующей его утилизацией. Однако вопросы по уже рассмотренной теме продолжают поступать, поэтому мы вернулись к ней. Чтобы не повторяться, мы не стали приводить информацию, проанализированную в вышеназванном материале. В случае необходимости вы сами можете это сделать. Здесь же отметим, что появление большого количества вопросов по рассматриваемой теме – неуникальная ситуация: в последнее время с просьбой прокомментировать подобные случаи обращаются учреждения из разных регионов. В связи с этим мы посчитали, что вам будет интересно ознакомиться с данным материалом.
Вопрос:
У бюджетного учреждения (Республика Крым) в безвозмездном пользовании находится автомобиль, который непригоден к дальнейшему использованию. Вправе ли учреждение с согласия собственника имущества – Министерства имущества и земельных отношений – списать автомобиль и его утилизировать? Как в этом случае средства, полученные от сдачи металлолома после утилизации, перечислить в доход областного бюджета (бюджета Республики Крым)?
Статьей 686 ГК РФ установлено, что по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Таким образом, из норм действующего законодательства следует, что имущество, полученное в безвозмездное пользование, подлежит возврату. Списать названное имущество – даже при наличии на то согласия собственника – в силу норм вышеназванной статьи нельзя.
Однако в вопросе не указан период передачи имущества. Если имущество было передано учреждению до 2014 года (до момента, когда Крым был включен в состав России) и передача имущества производилась в соответствии с нормами законодательства Украины, то, полагаем, имеется особый порядок согласования списания обозначенного имущества. С целью установления правового характера совершаемой сделки следует обратиться к положению договора безвозмездного пользования имущества (в нем должно быть указано, обязано ли учреждение вернуть такое имущество или может не возвращать), а также к нормативным актам, устанавливающим переходные положения по применению российского законодательства.
Что касается общих правил списания имущества, в отношении имущества, закрепленного за федеральными государственными учреждениями, такие правила определены в положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834. Аналогичные нормативные акты приняты в субъектах РФ в отношении государственного и муниципального имущества. Поскольку в вопросе речь идет об имуществе Крыма, обратимся к нормативному акту республики, регламентирующему порядок списания поименованного имущества. Таким нормативным актом является Закон Республики Крым от 26.12.2014 № 51‑ЗРК/2014 «О порядке списания имущества Республики Крым» (далее – Закон № 51‑ЗРК/2014).
Статьей 5 данного закона установлено, что Совет министров Республики Крым в сфере списания имущества Республики Крым принимает решение по согласованию с соответствующим профильным комитетом Государственного Совета Республики Крым о списании или об отказе в списании в отношении:
2) особо ценного движимого имущества Республики Крым;
3) движимого имущества Республики Крым, балансовая стоимость которого составляет более 200 000 руб. за инвентарную единицу;
4) движимого и недвижимого имущества, переданного в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти и их территориальным подразделениям независимо от их балансовой стоимости, до момента его передачи в соответствии с разграничением собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью или передачи в сферу управления федеральным органам государственной власти.
Поскольку из вопроса понятно, что имущество (автомобиль) получен в безвозмездное пользование и не находится в оперативном управлении бюджетного учреждения, применить положения ст. 10 Закона № 51‑ЗРК/2014 данному учреждению при списании имущества нельзя. Списание имущества производится тем органом, учреждением, за которым это имущество закреплено на праве оперативного управления. Сказанное следует из положений ст. 7 – 11 Закона № 51‑ЗРК/2014.
Относительно средств, получаемых учреждением от утилизации имущества, и сдачи его в металлолом отметим следующее. Согласно нормам ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую данным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от обозначенной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Нормами действующего законодательства не предусмотрено перечисление полученных учреждением от сдачи в металлолом имущества средств в бюджет республики.
Из положений Инструкции № 174н вытекает, что бухгалтерские записи при списании имущества, передаче объекта для утилизации и реализации металлолома будут следующими:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Выбыли с балансового учета объекты основных средств, пришедшие в негодность (п. 10 Инструкции № 174н): |
|
|
на сумму начисленной амортизации |
0 104 25 000 |
0 101 25 000 |
на сумму остаточной стоимости объекта |
0 401 10 172 |
0 101 25 000 |
Одновременно выбывшие из эксплуатации объекты имущества, поступившие на хранение до момента их демонтажа и (или) утилизации и (или) определения целевой функции выбывшего с баланса имущества, отражаются на забалансовом счете (п. 10 Инструкции № 174н) |
02 |
|
Передан объект на утилизацию |
|
02 |
Оприходован металлолом, полученный от утилизации автомобиля (п. 34 Инструкции № 174н) |
2 105 36 340 |
2 401 10 189 |
Отражено списание металлолома после его реализации |
2 401 10 189 |
2 105 36 440 |
Начислен доход от реализации металлолома (п. 150 Инструкции № 174н) |
2 209 89 560 |
2 401 10 172 |
Поступили денежные средства на лицевой счет учреждения (п. 72 Инструкции № 174н) |
2 201 11 510 17 |
2 209 89 660 |
Здесь же отметим, что в Инструкции № 174н не предусмотрено бухгалтерских записей по начислению задолженности перед бюджетом бюджетной системы РФ в части возврата в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ доходов от реализации макулатуры и иных объектов нефинансовых активов. Однако п. 4 Инструкции № 174н установлено, что при отсутствии в ней корреспонденций счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой бюджетным учреждением в соответствии с законодательством РФ, бюджетные учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции № 174н. Таким образом, если совершаемая операция по списанию автомобиля является правомерной, учреждение вправе обратиться к учредителю и согласовать с ним корреспонденцию счетов, которая будет использоваться для отражения перечисления в доход бюджета денежных средств, полученных от реализации металлолома. В качестве возможного варианта предлагаем следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Отражен выбывший из эксплуатации объект имущества, поступивший на хранение до момента его утилизации |
02 |
|
Передан объект на утилизацию |
|
02 |
Оприходован металлолом, полученный от утилизации автомобиля |
2 105 36 340 |
2 401 10 189 |
Списан металлолом после его реализации |
2 401 10 189 |
2 105 36 440 |
Начислен доход от реализации металлолома |
2 209 89 560 |
2 401 10 172 |
Поступили денежные средства на лицевой счет учреждения |
2 201 11 510 |
2 209 89 660 |
Начислена задолженность по возврату в бюджет денежных средств, полученных от реализации металлолома |
2 401 10 172 |
2 303 05 000 |
Перечислены средства в доход бюджета |
2 303 05 000 |
2 201 11 610 |
Вопрос:
Какие документы должна иметь утилизирующая фирма при условии, что автотранспорт содержит драгметаллы?
Статьей 30 Закона № 51‑ЗРК/2014 установлены особенности ликвидации (утилизации) имущества, полученного в результате списания. Из положений этой статьи следует, что утилизация выбывшего из эксплуатации имущества осуществляется организациями, имеющими в случаях, установленных законодательством, лицензию на проведение работ по утилизации имущества. В случае если законодательством не установлено требование об утилизации имущества организациями, имеющими лицензию на проведение соответствующих работ, утилизация производится организациями, у которых одним из видов деятельности, указанных в уставах, является осуществление соответствующих работ.
Поскольку в описанном случае утилизации подлежит автомобиль полностью, необходимо выбрать утилизирующую компанию. Это может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности и выдающие справки об утилизации.
Здесь же отметим, что если учреждение заключило бы договор со сторонней организацией на демонтаж автомобиля с целью извлечения запасных частей, содержащих драгоценные металлы, то нужно было бы применять положения:
- Федерального закона от 26.03.1998 № 41‑ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;
- Инструкции № 231н;
- Постановления Правительства РФ от 25.06.1992 № 431 «О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней».
Согласно п. 25 Инструкции № 231н бухгалтерия организации – сдатчика лома и отходов драгоценных металлов сопоставляет данные о количестве драгоценных металлов в сырье с паспортными данными аффинажных организаций и при наличии расхождений выясняет их причины. По результатам сопоставления в соответствующие документы вносятся необходимые коррективы. Новые записи о поставленных на учет и отправленных драгоценных металлах производятся на основании паспортных данных аффинажных организаций.
Организации, которые осуществляют деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, классифицируют вторичное сырье по видам и определяют нормативы извлечения драгоценных металлов при переработке по этим видам.
Расчеты с учреждением – сдатчиком лома и отходов драгоценных металлов осуществляются перерабатывающими предприятиями на основе договора о поставке по результатам опробования и анализа (входного контроля) исходя из отпускных цен на соответствующие аффинированные драгоценные металлы за вычетом стоимости переработки их лома и отходов (п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.06.1992 № 431 «О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней»).
После отправки отходов на переработку учреждение получает от предприятия-переработчика акт на приемку отходов, содержащих серебро.
Количество фактически извлеченных драгоценных металлов определяется на основании акта аффинажа (паспорта), который составляется после того, как отходы перерабатывают. В паспорте указываются количество драгоценных металлов, их цена и стоимость.