Что на уме у главы FASB Ричарда Джонса?

Сравнительный учет: IAS & US GAAP
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 14 Декабря 2021


По материалам: FASB

Некоторые из наших читателей, вероятно, уже успели ознакомиться с деталями выступления нового председателя Совета по МСФО Андреаса Баркоу на ежегодной конференции AICPA-CIMA по последним достижениям в работе Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) и аудиторского регулятора PCAOB, традиционно проходящей в начале декабря в Вашингтоне. Полагаем, не менее интересно узнать при этом, что думают по схожим вопросам ближайшие коллеги IASB – Американский Совет по стандартам финансовой отчетности (FASB). Его на конференции представлял председатель Ричард Джонс (Richard Jones), приступивший к своим обязанностям на год раньше Андреаса Баркоу. Он, впрочем, традиционно - во избежание потенциальных юридических трудностей - отметил, что все высказанные тут мнения принадлежат лично ему, поскольку консолидированная позиция всего FASB вырабатывается в рамках намного более сложного процесса согласования.


Фото: www.fasb.org

Буквально через пару лет Американский Совет по стандартам финансовой отчетности отпразднует свой полувековой юбилей. Он давно закрепил за собой репутацию “долгожителя” среди разработчиков стандартов, которому удалось просуществовать в США дольше своих предшественников. Более того, саму структуру FASB и использующиеся им подходы к разработке стандартов перенимали и перенимают другие разработчики учетных стандартов по всему земному шару. 

В чем секрет их “долголетия”? Как полагает Ричард Джонс, все дело во всесторонне обдуманном процессе, которые используется у них в работе над стандартами - однажды созданный, а далее отшлифованный в течение десятилетий. Это процесс, который ориентирован на постоянные улучшения и способность реагировать на все новые вызовы в постоянно меняющихся рыночных условиях. Процесс, который предполагает расширенные публичные консультации, следовательно - учитывает разносторонние мнения, поступающие со всех уголков американских рынков капитала.

Члены FASB имеют за плечами самый разный профессиональный опыт, и каждый приносит с собой в Совет что-то свое, в то же время оставаясь приверженцем единой миссии улучшения качества финансового учета и отчетности в целях обеспечения инвесторов и других поставщиков свободного капитала адекватной информацией для принятия деловых решений.

Новые члены FASB отнюдь не назначаются в Совет как представители определенной группы, с целью защиты интересов какой-то определенной профессии. Тут нет “защитников интересов составителей отчетности”, “представителей аудиторов”, да и, собственно, “тех, кто отстаивает интересы инвесторов”, тут тоже нет, как бы странно это ни звучало. Единая вещь, которую стремится отстаивать каждый из членов Совета - это улучшение стандартов.

Это не значит, что между ними всегда царит согласие относительно самого улучшения (вот почему общее число членов FASB - семь). Нечетное число необходимо для принятия решений с перевесом хоть в какую-то сторону, пусть даже это будет принято 4 голосами против 3.

Долголетие FASB означает, что на сегодня у них за плечами почти пять десятков лет разработки стандартов US GAAP - это еще не считая тех профессиональных стандартов, которые достались FASB от Американского Института сертифицированных бухгалтеров (AICPA), либо пришедших из других источников и также ставших частью общего сборника Кодифицированных стандартов.

На сегодня почти не осталось аспектов учета, которые не были бы так или иначе разобраны в американской системе US GAAP. И хотя всегда будет простор и направление для улучшений, все же хочется спросить - куда двигаться дальше? Каковы дальнейшие планы работы у FASB?

Как раз на этот вопрос отвечает в своем выступлении Ричард Джонс. Так же как коллеги из Совета по МСФО, американские разработчики выпустили в июне этого года приглашение высказываться по поводу долгосрочных рабочих планов, и в настоящее время поступившие отклики активно обсуждаются.

Примечательно, что консультации в этом году получились особенными, поскольку стейкхолдерам дали больше возможности влиять на долгосрочные планы FASB (об этом Ричард Джонс упоминал еще в ходе своего выступления на прошлогодней конференции). Более десяти лет до этого все было иначе, поскольку все долгосрочные планы, так или иначе, вращались вокруг определенных тем: учет справедливой стоимости, международная конвергенция стандартов, стандарты в ответ на финансовый кризис и т.д. После кризиса 2007-2009 потребовалось в срочном порядке улучшить учет ожидаемых кредитных убытков. До этого двустороннее соглашение с IASB сильно повлияло на окончательный вариант стандарта по признанию выручки. А еще раньше, после громких скандалов начала нулевых с ENRON и другими фигурантами, неожиданно актуальным стали проблемы с внебалансовыми статьями, что вынудило запустить проект, который в конечном итоге вынес всю возможную аренду на баланс.

Теперь все это позади. Завершение проектов дает возможность чувствовать себя свободнее и выбирать. Как выясняется, к моменту выхода июньского обращения FASB на протяжении полугода активно общался с более чем 200 стейкхолдерами, включая 70 институциональных инвесторов и прочих пользователей финансовой отчетности. К этому стоит прибавить обсуждения с техническим комитетом в составе AICPA и консультативными группами самого FASB, представляющими также сегменты малых и средних предприятий, частных и некоммерческих организаций в США. Все эти обсуждения дали возможность выделить четыре ключевые области, где будет сосредоточена будущая работа над американскими учетными стандартами:

  1. Дезагрегирование финансовой информации;
  2. Дополнительное руководство по новым актуальным темам в финансовой отчетности;
  3. Пересмотр отдельных областей стандартов в целях устранения ненужной сложности и, как следствие, снижения расходов на подготовку отчетности;
  4. Улучшение определенных процессов и процедур разработки стандартов в целях повышения прозрачности и улучшения коммуникаций.

Высказаться на предмет этих четырех общих направлений как раз и просили в обращении, вышедшем в июне этого года. Так же как IASB, FASB просил респондентов выставить приоритеты по каждой теме, предложить решения, которые может рассмотреть далее FASB, и спрогнозировать конечное влияние этих решений на инвесторов, составителей отчетности и других участников процесса.

Было получено более 500 ответов, так что их обработка явно займет еще время. На основе того, что им удалось изучить до сих пор, Ричард Джонс видит, что большинство инвесторов и других поставщиков свободного капитала делают больший акцент на первом направлении, т.е. на дезагрегировании информации и повышении прозрачности. А вот составители отчетности, вполне ожидаемо - нет. Ничего удивительно лично для главы FASB, поскольку “Этого хотят инвесторы!” и “Это слишком накладно!” по-прежнему являются двумя противоположными комментариями, которые они слышат чаще всего. Но эти две противоположные точки зрения - начало продуктивных обсуждений, а не их конец.

Так или иначе, в ходе рассмотрения полученных откликов FASB примет во внимание все высказанные мнения, в частности, для того чтобы определить конкретные проекты, которые помогут FASB с успешной реализацией его миссии. В ходе обсуждений также будут выделены области, где особенно остро ощущается потребность в улучшении действующих стандартов. Разработчики будут искать решения, которые несут с собой преимущества, оправдывающие ожидаемые расходы на изменения. Если окажется вдруг, что инвесторы мечтают о тысяче статей в отчете о прибылях и убытках, вряд ли FASB на такое пойдет, но выберет вместо этого компромиссную цель, помня о том, что “больше информации” вовсе не означает “больше полезной информации”, зато наверняка может принести большие сложности и расходы на подготовку.

Когда мы говорим об устранении ненужной (это ключевое слово) сложности и расходов в финансовой отчетности, многие почему-то автоматически представляют тут себе сторону составителей отчетности, которые страдают от сложности и несут эти самые расходы. Но это на самом деле не так, поскольку ненужная сложность и расходы затрагивают все категории стейкхолдеров - и инвесторов в том числе. А говоря об инвесторах, многие тут же представляют себе профессиональных инвесторов, в то время как FASB думает о рациональных инвесторах в целом, принимающих деловые решения на основе данных отчетности. О качестве стандартов судят по качеству информации, которая поступает в распоряжение инвесторов, и по расходам на ее подготовку (которые несут не только лишь составители).

Во всех случаях речь идет об устранении ненужной сложности. Если какая-либо транзакция сама по себе сложная, ее учет также может быть сложным, и тогда это оправдано. Ненужная сложность, с другой стороны, заслоняет собой полезную информацию, на основе которой инвесторы принимают решения. Если подумать, большую часть текущих проблемы с отчетностью, на которые указывали до сих пор инвесторы, можно свести к излишне сложным руководствам по учету и отчетности, которые не справляются с обеспечением инвесторов полезной информацией. На протяжении последних шести месяцев FASB рассмотрел (или, по крайней мере, приступил к рассмотрению) наиболее проблемных областей учета, которые были идентифицированы через изучение практики применения стандартов по аренде, ожидаемым кредитным убыткам и признанию выручки.

Вот некоторые примеры. В ходе проведения этой стандартной практики “PIR” (аналогичной тому, что делает Совет по МСФО) многие отмечали, что арендодателям часто приходится признавать потери на первый же день срока действия аренды, схожей по своей сути с продажами с переменными платежами. Признавать потери первого дня приходится даже в тех случаях, когда арендодатель ожидает, что сделка, в целом, будет прибыльной, и этот факт не укладывается в голове у многих инвесторов, поскольку они не считают, что таким образом удается адекватно отражать экономическую сущность договора аренды как на момент его старта, так и на протяжении всего срока действия. Чтобы решить эту проблему, в июле этого года FASB представил обновление к стандарту, которое изменило собой требования по классификацию аренды арендодателями, и они получили возможность отражать некоторые виды аренды с переменными платежами в качестве операционной, что избавило их от необходимости отражать в отчетности потери первого дня, ничего общего не имеющие с экономической сущностью.

Кроме того, в том же месяце FASB добавил в план своей работы еще один проект по учету приобретенных финансовых активов. Как показала практика использования стандарта по учету ожидаемых кредитных убытков (а также предварительно проведенные в мае круглые столы), многие стейкхолдеры считают сегодняшний учет приобретенных ссуд непоследовательным в плане предоставляемой инвесторам информации, поскольку не всегда удается отразить экономическую сущность приобретенной ссуды, и тогда непонятно, в чем же преимущества новой модели. В рамках данного проекта FASB может расширить охват применяющейся модели по учету приобретенных обесцененных кредитов (purchased credit deteriorated accounting model) на все виды ссуд, приобретаемых в процессе объединения бизнеса, а также модифицировав представление ожидаемых кредитных убытков по приобретенным финансовым активам, подпадающим под учет согласно данной модели.

Возвращаясь к теме ненужной сложности: многие инвесторы отмечали в своих комментариях, что множественные модели учета модификации ссуд болнее не актуальны в свете требований CECL (модели учета ожидаемых кредитных убытков). Поэтому буквально в прошлом месяце FASB представил нужные правки, которые устранили из CECL требования о применении логики учета реструктуризации проблемного долга, улучшили раскрытия по модифицированным судам и, в целом, повысили полезность финансовой информации для инвесторов.

А в ходе проведения исследования практики применения стандарта по признанию выручки многие инвесторы увидели сложности с учетом выручки в процессе объединения бизнеса, информацию по которой они при всем желании не смогли бы назвать полезной или интуитивно понятной. Вместо этого им приходилось активнее прибегать к использованию не оговоренных стандартами показателей “non-GAAP”, чтобы хоть таким образом получить представление о том, как ведет себя организация после совершения сделки. В октябре этого года FASB представил новое руководство по признанию и оценке контрактных активов и обязательств, связанных со сделками по объединению бизнеса (в предварительном варианте оно выходило в декабре прошлого года). Таким образом, стандарт удалось сделать более понятным и добавить последовательности в финансовую отчетность по объединению бизнеса, приведя ее в большее соответствии с базовой моделью признания выручки.

Все подобные изменения требуют участия всех стейкхолдеров, а не только лишь инвесторов. Однако конечной целью для FASB все же является улучшение стандартов финансовой учета и отчетности в целях обеспечения инвесторов и других распорядителей свободного капитала более полезной информацией. Инвесторы зависимы от финансовой отчетности компаний как важного, предположительно объективного источника данных, на основе которых они принимают деловые решения. При этом разработчики признают, что инвесторы находятся с составителями отчетности в неравных условиях в том плане, чтобы указывать, какая именно финансовая информация наиболее полезна для них (ведь судить они могут на основе того, что уже получают на руки).

Поэтому в августе этого года FASB подробно рассказал, как именно он сегодня проводит работу с этой важнейшей категорией стейкхолдеров. Отчет, может, и новый, но программа взаимодействия с инвесторами - вовсе нет. На протяжении многих лет FASB постоянно находится в контакте с тысячами инвесторов и учитывает их взгляды в своей работе над стандартами. Например, в течение годового периода, завершившегося 30 июня 2021, FASB насчитал более 430 примеров взаимодействия с инвесторским сообществом, многие представители которого до сих пор переживают на себе влияние пандемии. Среди основных инвесторских групп для взаимодействия:

  • Портфельные менеджеры на стороне покупателя,
  • Аналитики в сфере долгосрочного управления активами, краткосрочных и долгосрочных хедж-фондах,
  • Аналитики на стороне продавца,
  • Бухгалтерские специалисты (на стороне продавца и покупателя),
  • Аналитики кредитных рейтинговых агентств,
  • Частные кредиторы и прочие источники капитала вроде венчурных фондов,
  • Прочие группы инвесторов.

Надо отметить, что не все инвесторы говорят одинаково. Равно как нельзя сказать, что какая-то группа инвесторов представляет интересы прочих. Когда FASB взаимодействует с инвесторами, это взаимодействие направлено не только на улучшение стандартов, но и на повышение эффективности взаимодействия, потому что разработчикам необходимо наглядно показать, как именно и когда именно инвесторы смогут использовать в своих инвестиционных решениях улучшенную информацию, которой обеспечат их улучшенные стандарты. По опыту самого Ричарда Джонса, инвесторов нельзя назвать людьми, которые кропотливо отслеживают все малейшие изменения в US GAAP, из-за чего разработчикам приходится выходить за традиционные рамки и просвещать инвесторов по поводу своей текущей деятельности дополнительно.

Теги: FASB  Ричард Джонс  Совет по МСФО  Андреас Баркоу  IASB  Совет по стандартам финансовой отчетности  Richard Jones  разработка стандартов  финансовый учет  финансовая отчетность  US GAAP  AICPA  учет справедливой стоимости  конвергенция  ожидаемые кредитны