Июльские решения разработчиков МСФО

Обзор МСФО
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 25 июля 2021


По материалам: IFRS

Заседание Совета по МСФО, проходившее 20-21 июля, стало особенным по двум причинам: во-первых, это первое за более чем 10 лет заседание с уже новым главой (Андреасом Баркоу), а во-вторых - пару дней спустя состоялась еще и дистанционная встреча с американскими коллегами из FASB, которые при новом руководстве, хочется надеяться, будут происходить чаще.

Изучение практической эффективности четырех важных стандартов

Не вызывает особого удивления, что первым делом Совет по МСФО стремится завершить активные проекты, запущенные еще при предыдущем руководстве, а среди таковых одним из первых приходит на ум изучение практической эффективности сразу четырех стандартов. Речь идет о IFRS 9 “Финансовые инструменты” и “пакете” из еще трех, которые идут вместе - IFRS 10 “Консолидированная финансовая отчетность”, IFRS 11 “Совместные соглашения” и IFRS 12 “Раскрытие информации об участии в других организациях”. Публичные консультации по последним трем завершились еще 10 мая, по первому – немного раньше, так что сегодня самое время разбирать полученные отклики. Первая фаза “PIR” (изучения практической эффективности) позади, но ко второй нужно выделить вопросы, которыми и предстоит заниматься в дальнейшем.

PIR” по IFRS 9

Совет по МСФО решил, что заниматься будет следующими темами, касающимися IFRS 9:

  1. Бизнес-модель для оценки финансовых активов - в частности, использование профессионального суждения и реклассификация финансовых активов в результате изменения бизнес-модели.
  2. Оценка характеристик контрактных денежных потоков по финансовым активам - в частности, оценка с учетом последних изменений на рынке (таких как появление финансовых активов с “устойчивыми” характеристиками) и требования к инвестированию в связанные между собой контрактом финансовые инструменты.
  3. Возможность в случае инструментов капитала представлять справедливую стоимость через прочий совокупных доход - в частности, насколько часто это используется, с какими инструментами капитала, насколько сильно влияет на инвестиционные решения, и насколько полезна информация ее пользователям.
  4. Представление в прочем совокупном доходе изменений справедливой стоимости в результате изменения собственного кредитного риска финансовых обязательств, отражаемых по справедливой стоимости через прибыли и убытки.
  5. Модификации договорных денежных потоков - в частности, различия в требованиях стандарта на случай модификаций финансовых активов и финансовых обязательств, а также определение случаев, когда модификация должна приводить к списанию.
  6. Переход на IFRS 9 - в частности, эффект от применения заложенных в стандарте переходных положений и поиск баланса между облегчением издержек на подготовку отчетности с их помощью и информационной полезностью.

Следующим этапом должен быть выход уже второго обращения за информацией по вышеозначенным основным темам примерно в конце сентября, что соответствует “Фазе 2”.

“PIR” по IFRS 10-12

По этим трем стандартам никаких решений о выделении основных тем для будущих обсуждений пока не принималось. Участники встречи обсудили полученные отклики, мнения, озвученные на публичных мероприятиях за первые пять месяцев этого года, а также последние академические исследования. На данный момент пока даже нельзя сказать, приведет ли все это к каким либо действиям. Если да, то эти решения будут рассматриваться в рамках долгосрочной рабочей программы на следующие пять лет.

“Инициатива по раскрытиям” - пересмотр требований на уровне отдельных стандартов

Как уже сообщалось в новостях, Совет по МСФО принял решение отложить окончание консультаций по этому своему проекту, расширив консультационный период с 210 дней до невероятных 293. Теперь консультации завершатся лишь 12 января следующего года. В IASB и сами признают, что отвели необычно много времени, но это, по их словам, продиктовано исключительно характером предложений, подразумевающих очень серьезные изменения привычных в учете подходов, в результате чего может потребоваться больше времени на изучение и привыкание к изменениям.

Гудвилл и обесценение

Совет по МСФО повторно обсуждает свои предварительные взгляды на учет последующего обесценения гудвила, в частности, необходимость возврата к модели амортизации (помним, что в прошлогоднем дискуссионном документе этого весьма осторожно решено было пока не предлагать, да и то мнения разделились почти поровну).

Сегодня, впрочем, это уже озвучивается как вполне себе вероятный исход. По крайней мере, на прошедшем заседании его участники коснулись раскрытий по теме объединения бизнеса и улучшения эффективности теста на обесценение в стандарте IAS 36 “Обесценение активов”. Хотя решений пока не принималось, вполне можно ждать выхода или еще одного дискуссионного документа, или даже предварительного варианта будущего нового стандарта.

Основные формы отчетности

Больше всего решений в этот раз было принято именно по этому проекту. Совет по МСФО продолжил обсуждать свои предложения по требованиям к представлению и раскрытию информации в отчете о прибылях и убытках и в предварительном варианте вынес следующие решения по будущим требованиям к классификации доходов и расходов из категории финансирования в новом формате отчета о прибылях и убытках.

Совет по МСФО решил потребовать от организаций классифицировать в категории финансирования:

  • Доходы и расходы по обязательствам, возникающим в результате транзакций, которые приводят исключительно к привлечению финансовых средств;
  • А также некоторые специфичные виды доходов и расходов по другим обязательствам (см. далее).

Организациям придется отличать первые от вторых, потому что Совет по МСФО также решил потребовать от них описаний. Транзакция, которая приводит исключительно к привлечению финансирования, подразумевает получение наличных средств, собственных инструментов капитала, или же уменьшение финансового обязательства, либо возвращение организацией наличных средств или собственных инструментов капитала. Именно на такое определение придется ориентироваться.

Случай гибридных инструментов

Не стоит забывать также о гибридных инструментах с характеристиками обязательств и встроенными деривативами. Как быть в их случае?

  • Организации будут классифицировать доходы и расходы по отделяемым составляющим обязательств этих гибридных инструментов точно так же, как они делают это со всеми прочими обязательствами;
  • Организации будут классифицировать доходы и расходы по отделяемым производным составляющим точно так же, как они это делают по индивидуальным производным инструментам;
  • Если нужно будет классифицировать доходы и расходы по оставшейся “неразделяемой” части гибридного инструмента, то здесь предложено делать это так же, как это делается с доходами и расходами по прочим обязательствам, т.е. см. первый случай.

Кроме того, Совет по МСФО предварительно решил разработать дополнительные требования к раскрытию информации на случай, когда организация решает учитывать весь гибридный финансовый инструмент по справедливой стоимости через прибыли и убытки, в результате чего от составляющей обязательств не происходит отделения производной составляющей, как того требует в общем случае IFRS 9. Основная задача этих дополнительных раскрытий - дать пользователям отчетности понять, что перед ними случай, когда использование предусмотренного стандартом IFRS 9 исключения ведет к изменению классификации доходов и расходов.

Случай обязательств, возникающих в результате транзакций, которые приводят не только лишь к привлечению финансирования

По таким обязательствам Совет по МСФО решил, что организации будут признавать в категории финансирования нового формата отчета о прибылях и убытках процентные расходы и влияние изменений процентных ставок, если эти величины измеримы согласно требованиям стандартов МСФО.

Это решение не распространяется на обязательства рассматриваемой здесь категории (т.е. возникающие в результате транзакций не только лишь финансирования):

  • Если это гибридные финансовые инструменты, которые подпадают под охват IFRS 9 и измеряются по амортизационной стоимости, и
  • Если они включают встроенную производную составляющию, экономические характеристики и риски которой связаны с экономическими характеристиками и рисками основного контракта.

По этому особому виду обязательств Совет по МСФО решил разработать подход, который позволит классифицировать все доходы и расходы в составе категории финансирования отчета о прибылях и убытках.

Классификация увеличения/уменьшения справедливой стоимости по производным инструментам и инструментам хеджирования

  • Если это инструменты хеджирования, признанные таковыми согласно IFRS 9 или IAS 39 “Финансовые инструменты: признание и измерение”, увеличение или уменьшение справедливой стоимости будет классифицироваться в той категории статей отчета о прибылях и убытках, на которую влияют управляемые с помощью данного инструмента риски. Единственное исключение - если такое решение привело бы к отражению всех величин прироста/уменьшения справедливой стоимости валовым итогом. В таком случае требуется классифицировать в составе операционной категории.
  • Если это производные инструменты, ориентироваться следует на требования к производным инструментам, использующимся в целях управления рисками, если они не отнесены к инструментам хеджирования согласно стандартам IFRS 9 и IAS 39. Единственное исключение - когда это сопряжено с излишними затратами или усилиями. Если это так, тогда организации будут классифицировать прирост/уменьшение справедливой стоимости в составе операционной категории.
  • Если это производные инструменты, но не использующееся для управления рисками, тогда в их случае классифицировать следует в операционной категории отчета о прибылях и убытках. Единственное исключение - если производный инструмент относится к финансированию и не используется при этом в ходе обычной деятельности организации. В последнем случае классифицировать нужно через категорию финансирования.

Классификация изменения валютных курсов  

Здесь предварительно было решено потребовать от организаций классифицировать валютные разницы в отчете о прибылях и убытках, ориентируясь на параграфы 28 и 30 IAS 21 “Влияние изменений валютных курсов”. Это значит - в тех же категориях, к которым относятся элементы, что привели к этим изменениям валютных курсов. Единственное исключение - если это сопряжено с излишними затратами или усилиями. В таком случае классификация будет идти через операционную категорию.

Проекты по улучшению стандартов и повышению последовательности их применения

Классификация долговых обязательств с дополнительными условиями в качестве краткосрочных или долгосрочных

Это новый проект, добавленный в рабочие планы IASB буквально в конце июня. Участники встречи обсудили переходные положения и досрочное применение последних изменений к IAS 1 “Представление финансовой отчетности” (пусть слово “последние” вас не смущает – они еще не вышли, лишь планируются). Эти изменения несколько модифицируют прошлогодние поправки к IAS 1 по классификации обязательств в качестве краткосрочных или долгосрочных, в зависимости от обстоятельств, а также переносят сроки вступления в силу на 1 января 2024 года.

Члены Совета по МСФО разрешат применять последние изменения к IAS 1 на ретроспективной основе согласно IAS 8 “Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки” и при этом не оговаривать никаких дополнительных исключений для первого применения. Досрочное применение (до 1 января 2024 года) также будет разрешено.

В предварительном варианте поправки должны выйти в четвертом квартале этого года. На консультации по ним по ним решено выделить не менее 120 дней.

Аналогичная ситуация со вторым новым проектом, также добавленным в конце прошлого месяца – 

Финансирование каналов поставок с помощью обратного факторинга и т.п. соглашений 

Речь идет о будущих поправках к IAS 7 “Отчеты о движении денежных средств” и IFRS 7 “Финансовые инструменты: раскрытия”. Так же как в предыдущем случае, самих изменений к стандартам еще нет, но они должны появиться в четвертом квартале. После своего одобрения организации будут применять их на ретроспективной основе согласно IAS 8, и на случай первого применения дополнительных исключений решено не вводить. Досрочное применение разрешат.

Совместные обсуждения с американским FASB

К сожалению, интересных деталей проведенных обсуждений, помимо перечня поднятых тем, не приводится. Известно лишь, что это темы, которые представляют взаимный интерес, потому что так уж получилось, что эти проекты являются на данный момент активными у обоих разработчиков. Хочется надеяться, что такая координационная работа (хоть давно уже и не имеет ничего общего с проектом конвергенции) приведет в дальнейшем более близким требованиям двух систем стандартов.

Проект IASB

Проект FASB

Гудвилл и обесценение

Проект по идентифицируемым нематериальным активам и последующему измерению гудвилла

Консультации по приоритетам будущей работы

Аналогичные консультации по долгосрочной рабочей программе

Финансирование каналов поставок с помощью обратного факторинга (см. выше)

Проект по раскрытию информации о программах финансирования с использованием торговой кредиторской задолженности

Теги: МСФО  Совет по МСФО  FASB  IASB  PIR  IFRS 9  финансовые инструменты  IFRS 10  консолидированная финансовая отчетность  IFRS 11  совместные соглашения  IFRS 12  раскрытие информации  бизнес-модель  профессиональное суждение  реклассификация финансовых акт