Рассмотрим ситуацию на конкретном примере
Бюджетное учреждение получает субсидии на выполнение госзадания (оказание дополнительных образовательных услуг). Приносящую доход деятельность организация не ведет. Как правильно относить расходы на счет 109 00 и какие? В целях выполнения госзадания в учреждении осуществляются расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, заработной платы, содержания имущества, прочих услуг, расходов, стоимости материальных запасов (ГСМ, канцелярских товаров, хозяйственного инвентаря), основных средств. Бухгалтер школы, Пензенская обл.
В соответствии с требованиями п. 134 Инструкции № 157н счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» обязательно должен использоваться бюджетными учреждениями в целях учета операций по формированию себестоимости оказываемых ими услуг, в т. ч. и в рамках выполнения государственного задания.
Конкретный порядок и условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания определяется соответствующим соглашением, которое бюджетное учреждение заключает с учредителем. При этом размер субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат:
- на оказание государственных услуг в рамках государственного задания;
- на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду);
- на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное в предыдущем пункте имущество, в т. ч. земельные участки.
Из содержания упоминаемого выше соглашения, а также правового акта, на основании которого определялись соответствующие нормативные затраты для бюджетного учреждения, необходимо выделить:
- перечень государственных услуг, оказываемых учреждением (себестоимость каждой должна формироваться в учете обособленно);
- перечни расходов, которые должны учитываться при формировании себестоимости конкретных государственных услуг;
- перечни затрат, которые сразу могут учитываться в составе расходов текущего финансового года.
К затратам, которые сразу могут списываться в дебет счета 4 401 20 200 «Расходы хозяйствующего субъекта», прежде всего будут относиться расходы по содержанию недвижимого и особо ценного движимого имущества. Исходя из содержания абз. 4 п. 153 Инструкции № 174н, такие расходы могут отражаться, в частности, по кодам 223 «Коммунальные услуги», 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», 226 «Прочие работы, услуги», 290 «Прочие расходы» КОСГУ. То есть применительно к затратам, перечисленным в вопросе, непосредственно на расходы текущего финансового года можно списывать:
- стоимость коммунальных услуг;
- суммы расходов по содержанию имущества;
- часть прочих расходов и стоимости прочих услуг, если они связаны с содержанием соответствующих видов имущества (в т. ч. расходы по уплате налога на имущество и земельного налога).
Могут ли еще какие либо расходы, осуществляемые за счет средств субсидии на выполнение госзадания, списываться непосредственно в дебет счета 4 401 20 200? Да, могут, если порядок формирования государственного задания (нормативных затрат) не предусматривает их включение в себестоимость госуслуг.
Исходя из положений абз. 3 п. 153 Инструкции № 174н такие расходы,как правило, отражаются по кодам 262, 263, 273, 290 КОСГУ. Кроме того, непосредственно в дебет счета 4 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» могут списываться суммы амортизации, начисленной по основным средствам, используемым при оказании госуслуг, ведь суммы амортизации и расходы по приобретению основных средств (кроме малоценных), как правило, не учитываются при расчете размера субсидии на выполнение госзадания.
Следующий этап работы – распределение расходов, которые должны учитываться при формировании себестоимости конкретных государственных услуг, на:
• прямые;
• накладные;
• общехозяйственные;
• издержки обращения.
К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с оказанием конкретного вида госуслуг.
Накладные расходы также непосредственно связаны с оказанием госуслуг. Однако такие расходы не могут быть соотнесены с конкретным видом госуслуг и подлежат распределению по каждой услуге.
К общехозяйственным расходам относятся затраты на нужды управления, не связанные непосредственно с процессом оказания госуслуг.
К издержкам обращения относятся затраты, произведенные в результате реализации услуг, в т. ч. в процессе их продвижения.
Как видим, определить перечни затрат в целях их распределения по конкретным видам расходов можно только исходя из специфики деятельности конкретного учреждения.
Применительно к рассматриваемой ситуации с большой долей вероятности можно сказать, что издержек обращения в учреждении не будет.
А вот иные расходы полностью или частично могут учитываться как в составе прямых, так и в составе накладных, общехозяйственных расходов. Допустим, учреждением оказывается несколько госуслуг.
В состав прямых расходов (относящихся только к какой-то одной услуге)могут войти, например, расходы по выплате заработной платы соответствующим сотрудникам, уплате страховых взносов. Начисление прямых расходов необходимо будет отражать следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 4 109 60 211, 4 109 60 213
Кредит 4 302 00 730, 4 303 00 730.
В состав накладных расходов могут быть, например, включены стоимость использованных при оказании услуг расходных материалов, а также некоторые прочие расходы. Начисление накладных расходов необходимо будет отражать такими записями:
Дебет 4 109 70 272, 4 109 70 290
Кредит 4 302 00 730, 4 105 00 440, 4 208 00 660.
Часть материальных запасов (например, канцелярские принадлежности, используемые бухгалтерией) может учитываться при выдаче в составе общехозяйственных расходов. К таким расходам могут относиться связанные исключительно с нуждами управления расходы по оплате услуг связи, а также расходы по оплате прочих услуг (например, консультационных), расходы по оплате труда управленческого персонала.
Начисление общехозяйственных расходов необходимо будет отражать следующими записями:
Дебет 4 109 80 211, 4 109 80 213, 4 109 80 221, 4 109 80 226,4 109 80 272
Кредит 4 302 00 730, 4 105 00 440, 4 303 00 730.
Следующий важный этап учетной работы – распределение накладных и общехозяйственных расходов на основании Справки (ф. 0504833) и соответствующих расчетов. В соответствии с учетной политикой бюджетного учреждения такое распределение может осуществляться, например, ежемесячно. При этом способ распределения также необходимо определить в учетной политике.
При распределении накладных и общехозяйственных расходов делаются записи по соответствующим аналитическим счетам:
Дебет 4 109 60 000
Кредит 4 109 70 000, 4 109 80 000.
Общехозяйственные расходы, которые в соответствии с положениями учетной политики не подлежат распределению, списываются бухгалтерской записью (например, могут не распределяться расходы по оплате консультационных услуг):
Дебет 4 401 20 200
Кредит 4 109 80 000.
Допустим, в учреждении в отношении накладных и общехозяйственных расходов выбран одинаковый способ распределения – пропорционально прямым затратам по оплате труда, ежемесячно. Прямые расходы по оплате труда на услугу № 1 равны 500 000 руб., а на услугу № 2 – 300 000 руб. В данном случае расходы, накопленные на счетах 4 109 70 000, 4 109 80 000, ежемесячно должны распределяться в следующих размерах по каждому коду КОСГУ:
• на услугу № 1 – 62,5% (500 000 руб. × 100% / (500 000 руб. + 300 000 руб.));
• на услугу № 2 – 37,5% (300 000 руб. × 100% / (500 000 руб. + 300 000 руб.)).
И наконец, накопленные на счете 4 109 60 000 суммы должны быть учтены при формировании финансового результата. В рамках деятельности по выполнению госзадания суммы, учтенные на данном счете, списываются в дебет счета 4 401 20 200 «Расходы хозяйствующего субъекта» на основании Справки (ф. 0504833) (абз. 7 п. 153 Инструкции № 174н).
Очевидно, что периодичность отражения в учете подобных операций зависит от специфики оказываемых учреждениями госуслуг. При этом Инструкция № 174н по данному вопросу содержит только одно требование – в дебет счета 4 401 20 200 должны списываться только суммы, относящиеся к уже оказанным услугам.
Если содержание государственного задания, соглашения о предоставлении субсидии и иных документов, имеющихся в распоряжении учреждения, не позволяет должным образом обосновать периодичность отражения в учете описанной выше операции, то решение о периодичности полного или частичного списания расходов, накопленных на счете 4 109 60 000, желательно согласовать с учредителем. Такая операция может осуществляться ежемесячно.
На вопросы отвечала Ю.А. Кошелева, эксперт Международного центра финансово-экономического развития