В казенном учреждении для сотрудников предусмотрена возможность использования услуг сотовой связи в пределах установленных месячных лимитов. Иногда работниками допускается перерасход установленного лимита. Возможно ли внесение ими денежных средств в кассу учреждения в счет возмещения перерасхода лимита для дальнейшего восстановления средств на лицевом счете в казначействе по коду 221 «Услуги связи» КОСГУ? Бухгалтер федеральной службы, г. Санкт-Петербург
Положения действующих нормативных правовых актов не исключают возможности восстановления казенными учреждениями расходов текущего финансового года (см. абз. 12 п. 111 Инструкции № 162н).
На лицевых счетах подобные операции, как правило, учитываются как восстановление кассовой выплаты с отражением по тем же кодам бюджетной классификации, по которым была произведена кассовая выплата (см. п. 2.5.4 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н).
Термин «восстановление кассовых расходов (выплат)» в нормативных правовых актах обычно употребляется в связи с осуществлением операций по возврату дебиторской задолженности текущего финансового года.
Учитывая данное обстоятельство, некоторые специалисты увязывают возможность восстановления кассовых выплат с выполнением следующего условия: поступление денежных средств должно быть направлено на компенсацию конкретных кассовых расходов учреждения, являющегося получателем бюджетных средств. При этом денежные средства должны поступать от того юридического (физического) лица (контрагента), которому такая выплата была произведена ранее.
В отношении отдельных видов поступлений специалисты Минфина России неоднократно подтверждали обоснованность применения иной правовой позиции. Так, сотрудники финансового ведомства в письменных и устных консультациях неоднократно указывали, что суммы перерасхода, связанные с приобретением услуг связи, выявленные в текущем финансовом году и относящиеся к текущему финансовому году, следует восстанавливать на лицевом счете получателя бюджетных средств с дальнейшим их использованием по тем же кодам бюджетной классификации, по которым был произведен кассовый расход на приобретение услуг связи (см. письмо Минфина России от 26.10.2006 № 02-14 – 10а/2851).
Более того, если восстановление кассовых расходов по оплате услуг связи производилось путем удержания перерасхода из заработной платы сотрудника, допускалась возможность уточнения расходных операций в установленном порядке на основании Уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа или иных подобных документов.
Представляется, что в 2012 г. казенные учреждения вполне обоснованно могут руководствоваться приведенным выше порядком действий при расчетах с сотрудниками, связанных с возмещением расходов учреждения по оплате сверхлимитных переговоров.
На вопрос отвечала Ю.А. Кошелева, эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Отражение в учете удержаний из заработной платы сотрудников на оплату горячего питания в организации
По решению руководителя дошкольного образовательного бюджетного учреждения сотрудники обеспечиваются горячим питанием непосредственно в организации. Стоимость такого питания (в размере стоимости использованных для приготовления пищи продуктов питания) впоследствии удерживается из их заработной платы. Какие корреспонденции счетов бухгалтерского учета могут применяться в данном случае? Бухгалтер детского сада, г. Курган
Из содержания вопроса, по сути, следует, что средства в виде бюджетных субсидий на обеспечение сотрудников бюджетного учреждения горячим питанием учредителем в настоящее время не предоставляются.
Следовательно, во избежание последующих разногласий с органами финансового контроля и налоговыми органами, операции, связанные с организацией питания сотрудников, должны учитываться учреждением обособленно, в рамках приносящей доход деятельности.
Согласно подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от налогообложения операции по реализации продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми детских дошкольных учреждений и реализуемых в указанных учреждениях. При этом суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров, предназначенных для использования в необлагаемых НДС операциях, учитываются в стоимости таких товаров (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Продукты питания, из которых готовятся блюда для детей, в рассматриваемой ситуации приобретаются за счет средств бюджетных субсидий.
Если приготовление горячего питания для сотрудников осуществляется из специально приобретенных с этой целью продуктов питания, то организация бухгалтерского учета, как правило, затруднений не вызывает – при таких обстоятельствах речь просто идет об изготовлении и реализации в рамках приносящей доход деятельности готовой продукции (горячих блюд).
Однако на практике организовать в детском дошкольном учреждении приобретение продуктов питания за счет нескольких источников финансового обеспечения достаточно затруднительно. Как правило, в ситуациях, подобных рассматриваемой, продукты питания в полном объеме приобретаются за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. А при таких обстоятельствах можно вести речь о направлении денежных средств в пределах их остатка на лицевом счете на исполнение обязательств, принятых в рамках иного вида финансового обеспечения (деятельности). Следовательно, необходимо применять счет 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (пп.146, 147 Инструкции № 174н).
В рассматриваемой ситуации существуют риски квалификации действий должностных лиц учреждения в качестве нарушения трудового законодательства. Дело в том, что решение работодателя по удержанию из заработной платы работников сумм, равных стоимости предоставленного им горячего питания, даже при наличии соответствующих условий в трудовых договорах или заявлений работников не в полной мере соответствует требованиям ст. 137, 138 ТК РФ. В данном случае было бы целесообразно предоставить сотрудникам возможность после получения всей суммы причитающейся им заработной платы распорядиться деньгами по их личному усмотрению, в частности, вернуть работодателю сумму, израсходованную на организацию питания.
Далее рассмотрим корреспонденции счетов бухгалтерского учета, которые могут применяться бюджетным учреждением в рассматриваемой ситуации:
• оприходованы продукты питания, приобретенные в рамках деятельности по выполнению госзадания:
Дебет 4 105 32 340
Кредит 4 302 34 730;
• произведена оплата поставщику продуктов питания:
увеличение по забалансовому счету 18:
Дебет 4 302 34 830
Кредит 4 201 11 610;
• стоимость израсходованных на приготовление пищи для детей продуктов питания учтена при формировании себестоимости госуслуги:
Дебет 4 109 60 272
Кредит 4 105 32 440;
• на основании информации, содержащейся в Меню-требовании на выдачу продуктов питания (ф. 0504202), принято решение об использовании части продуктов питания на приготовление пищи для сотрудников учреждения:
Дебет 4 304 06 830
Кредит 4 105 32 340;
Дебет 2 105 32 340
Кредит 2 304 06 730;
• стоимость израсходованных на приготовление пищи для сотрудников продуктов питания учтена при формировании себестоимости питания:
Дебет 2 109 60 272
Кредит 2 105 32 440;
• по итогам месяца в учете отражена стоимость питания сотрудников (по фактической себестоимости)*:
Дебет 2 105 37 340
Кредит 2 109 60 272;
• отражен доход от реализации готовой продукции (в сумме, подлежащей удержанию из заработной платы сотрудников, в счет оплаты стоимости питания):
Дебет 2 205 31 560
Кредит 2 401 10 130;
• отражена реализация готовой продукции (по фактической себестоимости питания, предоставленного сотрудникам в течение месяца):
Дебет 2 401 10 130
Кредит 2 105 37 440;
• из заработной платы удержана сумма в счет оплаты стоимости питания:
Дебет 4 302 11 830
Кредит 4 304 03 730;
• средства, удержанные из заработной платы, направлены на компенсацию затрат, ранее произведенных за счет средств субсидии на выполнение госзадания:
Дебет 4 304 03 830
Кредит 4 304 06 730;
Дебет 2 304 06 830
Кредит 2 205 31 660.
Учитывая положения п. 4 Инструкции № 174н, возможность применения приведенных выше корреспонденций бюджетному учреждению желательно согласовать с соответствующим финансовым органом или учредителем.
* Фактическая себестоимость питания, предоставляемого работникам, может включать и иные
расходы, связанные с его приготовлением. По общему правилу такие расходы должны учитываться при определении суммы компенсации, удерживаемой с работников.
На вопрос отвечал В.В. Пименов, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ