Автор оригинального материала: Перри Уиггинс (Perry D. Wiggins), CPA, секретарь и заведующий финансовым отделом в APQC – некоммерческой организации в Хьюстоне, занимающийся исследованиями и анализом в бизнесе
По материалам: CFO
Ежегодно на октябрь приходится разгар сезона планирования для многих организаций – прекрасный повод проанализировать один из ключевых показателей деятельности, доходность на инвестированный капитал (англ., “return on invested capital”, ROIC). Он показывает величину дохода, полученного на вложенный капитал, в отношении к стоимости инвестиций, что позволяет отслеживать, насколько эффективно организация использует свои средства для генерирования доходов. ROIC можно рассчитать, разделив чистую операционную прибыль организации после налогов на стоимость инвестированного капитала, выразив итоговое значение в процентах.
Данные, взятые из личной базы техасской исследовательской компании APQC, показывают, что самые эффективные в этом отношении организации из верхнего квартиля (75% и выше) генерируют практически в два раза больший процент по сравнению с теми, кто находится в нижнем квартиле. Данные брались без учета отраслей, однако сравнивая себя с конкурентами, важно смотреть на особенности отрасли, поскольку она может оказывать очень значительное влияние. Для примера, маржи доходности у продуктовых лавок тонкие как бритва, поэтому особо высоких доходностей на капитал тут не встретишь. Чего нельзя сказать, например, о производителях программного обеспечения. Но, невзирая на это, для каждой конкретной отрасли чем более высокое значение приобретает ROIC, тем лучше.
Источник: https://www.apqc.org
По ходу каждого ежегодного цикла финансового планирования организациям необходимо выискивать способы увеличения доходности на инвестиции. Это означает выбор таких способов вложения капитала, которые наращивают выручку и маржу прибыли, снижают издержки и ускоряют оборачиваемость инвестиций. Оценка капитальных проектов и детальный мониторинг поступлений по ним от начала и до конечных результатов является ключом к увеличению ROIC и стоимости компании в целом.
Сложность здесь в том, что ROIC отражает собой результат по всему инвестиционному портфелю организации, где есть проекты, которым нужно больше времени на отдачу, а есть и такие, которые не принесут ее вовсе. Кроме того, так же как отделка крыши и починка канализации еще не означает увеличения цены здания, инвестиции, осуществленные ради того, чтобы соответствовать требованиям регулирования, или простое обновление уже устаревших систем необязательно приведет к более высоким доходам. Но ведь эти инвестиции также важны, потому что игнорирование их в конечном итоге приведет к падению стоимости всего бизнеса.
Руководители финансовых департаментов должны помнить, что некоторые виды доходов являются по природе своей кумулятивными и требуют времени на “разгон”. Например, доход на инвестированные $20 миллионов могут через год принести лишь $70,000, но начать приносить гораздо большие доходы, скажем, начиная с пятого года. Поэтому, анализируя портфели инвестиций, финансовым руководителям нужно думать стратегически и балансировать такие инвестиции с какими-то другими, которые приносят высокий доход уже сегодня, чтобы в каждый отчетный период у организации были адекватные показатели доходности на инвестиции. Основное правило то же: каждая компания должна иметь доходность на инвестированный капитал выше, чем стоимость капитальных инвестиций – иначе компания просто работает с экономическим убытком. Инвесторы видят это и начинают постепенно отворачиваться от нее, что еще больше увеличивает стоимость привлечения капитала. Иногда это может означать конец всего.
Каждой организации необходимо иметь у себя отлаженный процесс оценки и балансировки инвестиционных расходов с инвестиционными доходами. Важное правило здесь - тестировать ключевые предложения в основе будущего проекта до того как одобрять его. Джефф Хантер (Jeff Hunter), известный в американской индустрии здравоохранения эксперт стратегического планирования и маркетинга, советует всегда задавать себе ключевой вопрос: “Что должно выполняться, чтобы предложенный проект оказался хорошей инвестицией?”
Приводя конкретный пример того, как это делается на практике, Хантер рассказывает об одной медицинской организации, которая по своим ощущениям не считала, что ее клиника получает достаточно пациентов из близлежащих населенных пунктов. Не потому что люди мало болели – исполнительный директор связал это с тем, что от ближайших поселений до госпиталя путь неблизкий, и людям просто недостает развитой транспортной инфраструктуры, чтобы добираться до места. Чтобы улучшить приток пациентов, исполнительный директор рассматривал возможность приобретения специального микроавтобуса и найма водителя для него, чтобы тот подвозил людей в клинику. Но вместо того чтобы приступить к реализации этой бизнес-идеи немедленно, руководство спросило: “Что еще должно выполняться, чтобы эта инвестиция принесла адекватную отдачу?” Исполнительный директор связался с местной транспортной компанией, которая уже работала в перевозках, чтобы проверить ключевое допущение. Оказалось, что в ключевых допущениях он ошибался, и покупка микроавтобуса отнюдь не принесла бы медицинской компании доходов, на какие она рассчитывала.
ROIC дает быстрое и готовое к анализу представление о том, как ведут себя инвестиции компании. Однако обеспечение их окупаемости требует стратегического мышления и осторожного планирования. Проверка ключевых допущений перед тем, как давать “добро”, очень помогает максимизировать выигрыш и минимизировать возможные ошибки, а значит действительно получить доходность, по крайней мере, близкую к тому, на которую вы рассчитываете.
Другие материалы этого автора:
- Ключевой показатель: запасы наличности (04/09.2019)
- Как быстро ваш бизнес адаптируется к новым рискам? (08/08/2019)
- Полезный показатель этого месяца: общая стоимость управления налогами (12/07/2019)
- Общие расходы на бюджетирование и прогнозирование (07/06/2019)
- Важный фактор в управлении любой компанией: планы преемственности (15/04/2019)
- Проекты, не выходящие за рамки бюджета (15/04/2019)
- Полезный показатель этого месяца: число статей в плане счетов (13/03/2019)
- Ключевой показатель месяца: ежедневная денежная позиция (04/02/2019)
- Численность состава финансовой команды – еще один важный фактор (14/01/2019)
- Выручка на одного сотрудника – повод обратить внимание (07/12/2018)
- Ключевой показатель месяца: время прогнозирования (18/10/2018)
- Время обучения сотрудников: на что стоит обратить внимание (17/09/2018)
- Еще один важный показатель: количество отклоненных вариантов бюджета (07/08/2018)
- Еще один важный индикатор: несобранные долги (19/07/2018)
- Важный показатель: срок погашения дебиторской задолженности (08/06/2018)
- “Время закрытия” – еще один полезный KPI (19/03/2018)