В декабре 2012 г. Федеральное казначейство отмечает свой 20-летний юбилей. Разумеется, столь значимое для бюджетной системы Российской Федерации событие не может остаться незамеченным. Подвести итоги деятельности и рассказать о перспективах дальнейшего развития федеральной службы мы попросили Ларису Геннадьевну Антонову, заместителя начальника Управления развития бюджетных платежей Казначейства России.
— Указом Президента РФ от 08.12.1992 № 1556было принято решение о создании централизованной системы органов федерального казначейства в составе Минфина России. Очевидно, что оно полностью себя оправдало. Какими достижениями казначеи особенно гордятся?
— Казначейство России обеспечивает полную стабильность функционирования бюджетной системы Российской Федерации с точки зрения сохранности финансовых ресурсов. Бюджетные средства надежно хранятся на счетах казначейства, открытых в Банке России.
За эти годы создана динамично развивающаяся и стабильно работающая структура, четко выполняющая свои функции и полномочия в сфере организации исполнения федерального бюджета, а также обслуживания бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.
Казначейство выступало и будет выступать как единая платежная, учетная, контрольная и информационная система в сфере государственных финансов.
— Сколько субъектов РФ и муниципалитетов пользуются услугами Федерального казначейства?
—На сегодняшний день сложилась следующая статистика по субъектам РФ: в 42% субъектов мы осуществляем полное кассовое обслуживание исполнения бюджетов, в 36% открываем лицевые счета только финансовому органу и в 22% осуществляем смешанные варианты кассового обслуживания.
Что касается муниципалитетов, то в 45% муниципальных образований открыты лицевые счета всем участникам бюджетного процесса, в 39% — только финансовым органам и в 16% — смешанные варианты.
— Как изменилась работа казначейства в связи с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010№ 83-ФЗ?
—Создание казенных, бюджетных и автономных учреждений не повлекло особенных изменений в работе органов Казначейства России. Да, согласно Закону № 83-ФЗ мы стали обслуживать бюджетные и автономные учреждения как неучастников бюджетного процесса, однако также открываем им лицевые счета, проводим операции на основании представленных платежных и расчетных документов, обеспечиваем их наличными деньгами.
Изменения в большей степени коснулись самих учреждений, в первую очередь бюджетных и автономных. К новациям можно отнести особенности санкционирования расходов бюджетных и автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставленные им на иные цели, а также необходимость размещения информации о деятельности учреждений на официальном сайте в сети Интернет.
Бюджетным и автономным учреждениям открываются новые виды лицевых счетов: для учета операций со средствами на осуществление госзадания, для учета операций со средствами, предоставленными им в виде субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций, для учета операций со средствами, поступающими в рамках реализации программ обязательного медицинского страхования.
Для этих учреждений изменился порядок осуществления операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности. Они поступают в их самостоятельное распоряжение и используются в рамках достижения целей, ради которых создавались учреждения.
Также изменился порядок взыскания задолженности по исполнительным документам, должником по которым является бюджетное и автономное учреждение. Учреждение-должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета, открытого ему в органе Казначейства России, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
— Одной из приоритетных задач является внедрение системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Что Казначейству России нужно сделать для ее решения?
— В Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», утвержденной распоряжением Правительства от 20.07.2011 № 1275-р, сформированы основные принципы и требования к развитию информационной среды в сфере управления общественными финансами. Это, в частности, преодоление локального узковедомственного характера средств информационных технологий, обеспечение полноты доступа гражданам к информации о деятельности органов государственной и муниципальной власти.
Реализовать эту задачу возможно только путем интеграции различных информационных систем участников бюджетного процесса. Минфину России предстоит провести огромную работу по подготовке нормативной базы, спроектировать бизнес-процессы и утвердить формуляры (состав и правила формирования электронных документов).
Нам как оператору системы в 2012 г. необходимо спроектировать архитектуру системы «Электронный бюджет» и ее отдельных подсистем и обеспечить внедрение подсистем первой очереди. Федеральное казначейство должно решить следующие задачи:
- обеспечить единство учета всех операций посредством использования единых правил, реестров, классификаторов, формуляров с обязательной регистрацией всех документов в электронном виде;
- унифицировать требования к бизнес-процессам в части управления финансами публично-правового образования;
- обеспечить взаимосвязь информации о финансовых показателях публично-правовых образований с показателями результативности их деятельности;
- обеспечить интеграцию функциональных подсистем системы «Электронный бюджет» и информационное взаимодействие с внешними информационными системами. Федеральное казначейство выступает в качестве пилотного органа государственной власти по внедрению системы «Электронный бюджет».
В этом году проходят апробацию подсистемы «Управление кадрами», «Управление закупками», «Нефинансовые активы» и «Бухгалтерский учет».
— Федеральное казначейство ведет официальные сайты www.bus.gov. ru, www.zakupki.gov.ru, является оператором системы «Электронный бюджет», информационной системы учета начислений и фактов оплаты государственных пошлин, денежных платежей (штрафов) и сборов. Вероятно, остро стоит вопрос об эффективном использовании ресурсов и наращивании мощностей.
— Безусловно, извлечение максимальной полезности от использования IT – систем, а также их развитие — одно из приоритетных направлений нашей деятельности.
Планов много: оптимизировать систему ключевых показателей эффективности, развивать наполнение наших сайтов, обеспечить полноценное функционирование информационных систем, операторами которых мы являемся.
Это необходимо для того, чтобы с помощью имеющихся у нас информационных ресурсов реализовать те масштабные проекты, которые мы запланировали на ближайшие 3 года в стратегической карте и планах деятельности.
— Что это за проекты?
— Прежде всего, это запуск с 1 января 2013 г. Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, так называемой ГИС ГМП. Применение этой технологии позволит повысить информированность плательщиков о задолженности по платежам в бюджет и существенно упростит процедуру ее оплаты. Оплачивать задолженность можно будет из любой точки страны и мира в личном кабинете плательщика.
Внедрение ГИС ГМП обеспечит прозрачность и открытость деятельности публично-правовых образований, повысит качество финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства.
И следующая наша важная стратегическая задача — реформирование системы бюджетных платежей. Сегодняшняя система осуществления государственных платежей недостаточно эффективна. В учреждениях Банка России открыто порядка 62 тыс. различных счетов публично-правовым образованиям. В рамках управления ликвидностью единого казначейского счета (ЕКС) осуществляется многочисленный перевод средств между этими счетами.
Мы планируем реализовать этот проект «Казначейство — банк» к 2017 г., перевести все открытые сегодня 62 тыс. счетов в учетную систему казначейства. Казначейство России получит статус прямого участника платежной системы Банка России, обеспечивающего расчеты публично-правовых образований с использованием единого банковского счета, открытого Российской Федерации в Банке России, и свой БИК. Клиентам будет предоставлен доступ ко всем расчетным услугам через систему лицевых счетов, открытых в Казначействе России. В этом году будет разработана Концепция реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 г.
Реализация этого проекта установит новые стандарты качества обслуживания клиентов. Это позволит упростить многие процедуры, которые сегодня являются длительными и трудоемкими. Кроме того, на один день сократится срок зачисления доходов в бюджеты.
— А до 2017г. управление ликвидностью ЕКС останется на том же уровне, что и сейчас?
— Ни в коем случае. Мы будем оптимизировать кассовые потоки бюджета. Для этого разработан новый механизм предоставления целевых средств бюджетам субъектов РФ в объеме их фактической потребности на дату совершения платежа, своего рода бюджетный аккредитив. Это исключает, по сути, скрытое бюджетное кредитование региональных бюджетов. По предварительным оценкам, экономический эффект составит порядка 250 млрд руб. (примерно столько составляют остатки целевых средств на счетах региональных бюджетов).
Мы предусмотрели возможность замещения механизма предоставления субсидий авансом на механизм предоставления субъектам и муниципалитетам краткосрочных — до 30 дней бюджетных кредитов.
Также планируем реализовать механизм пополнения ликвидности счетов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, привлекая средства их бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, уже в этом году мы планируем перейти на биржевой механизм управления ликвидностью ЕКС.
—Действительно, планов громадье…
— Да, мы должны выйти на качественно новый уровень обслуживания публично-правовых образований, предоставлять максимально гибкий сервис всем нашим клиентам.
Поздравляю коллег с предстоящим юбилеем. Желаю им счастья, здоровья и творческих успехов. А казначейской системе — совершенствования и процветания.