По материалам книги-справочника «Годовой отчет бюджетных и автономных учреждений» под общ. редакцией В.Верещаки
При получении материалов учреждение может нести транспортно-заготовительные расходы. К ним, в частности, можно отнести:
- затраты по доставке материалов и погрузке их в транспорт, подлежащие оплате сверх продажной цены;
- затраты по хранению ценностей на складах отправителя, а также содержанию заготовительных складов (их аренда, ремонт, отопление, освещение и т. д.);
- затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата (оплата труда работников и соцотчисления с нее).
Если в сопроводительном документе поставщика указано несколько наименований материалов, то расходы по их доставке (в рамках одного договора поставки) нужно распределить «пропорционально стоимости каждого наименования материального запаса в их общей стоимости».
Пример
За счет субсидии на выполнение госзадания учреждение приобрело у одного поставщика строительные материалы, которые не относятся к особо ценному имуществу. Материалы будут использоваться в деятельности учреждения, не облагаемой НДС. Общая стоимость приобретенных материалов составила 497 000 руб. (в том числе НДС — 75 814 руб.), из них:
- кирпич строительный стоимостью 120 000 руб. (в том числе «входной» НДС);
- цемент стоимостью 87 000 руб. (в том числе «входной» НДС);
- строительные блоки стоимостью 290 000 руб. (в том числе «входной» НДС).
Транспортно-заготовительные расходы, связанные с доставкой всех строительных материалов до склада учреждения, составили 94 400 руб. (в том числе НДС — 14 400 руб.). В соответствии с учетной политикой учреждения затраты по заготовке и доставке материалов включаются в их фактическую стоимость. Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится.
Транспортно-заготовительные расходы будут распределены между разными наименованиями строительных материалов так:
– сумма ТЗР, приходящаяся на кирпич:
120 000 : 497 000 × 94 400 = 22 793 руб.
– сумма ТЗР, приходящаяся на цемент:
87 000 : 497 000 × 94 400 = 16 525 руб.
– сумма ТЗР, приходящаяся на блоки:
290 000 : 497 000 × 94 400 = 55 082 руб.
Операции по приобретению партии строительных материалов будут отражены в учете учреждения записями:
Дебет 4 106 34 340 Кредит 4 302 34 730
– 120 000 руб. — учтены затраты на приобретение кирпича и кредиторская задолженность перед поставщиком (с учетом «входного» НДС);
Дебет 4 106 34 340 Кредит 4 302 22 730
– 22 793 руб. — затраты на доставку кирпича до склада учреждения списаны на увеличение его стоимости (с учетом «входного» НДС);
Дебет 4 105 34 340 Кредит 4 106 34 340
– 142 793 руб. (120 000 + 22 793) — фактическая стоимость кирпича отражена в составе материальных запасов учреждения;
Дебет 4 106 34 340 Кредит 4 302 34 730
– 87 000 руб. — учтены затраты на приобретение цемента и кредиторская задолженность перед поставщиком (с учетом «входного» НДС);
Дебет 4 106 34 340 Кредит 4 302 22 730
– 16 525 руб. — затраты на доставку цемента до склада учреждения списаны на увеличение его стоимости (с учетом «входного» НДС);
Дебет 4 105 34 340 Кредит 4 106 34 340
– 103 525 руб. (87 000 + 16 525) — фактическая стоимость цемента отражена в составе материальных запасов учреждения;
Дебет 4 106 34 340 Кредит 4 302 34 730
– 290 000 руб. — учтены затраты на приобретение блоков и кредиторская задолженность перед поставщиком (с учетом «входного» НДС);
Дебет 4 106 34 340 Кредит 4 302 22 730
– 55 082 руб. — затраты на доставку блоков до склада учреждения списаны на увеличение их стоимости (с учетом «входного» НДС);
Дебет 4 105 34 340 Кредит 4 106 34 340
– 345 082 руб. (290 000 + 55 082) — фактическая стоимость блоков отражена в составе материальных запасов учреждения.
При оплате материалов и расходов на их доставку в учете учреждения будут сделаны записи:
Дебет 4 302 34 830 Кредит 4 201 11 610
– 497 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе поставщику материалов;
Дебет 4 302 22 830 Кредит 4 201 11 610
– 94 400 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе за доставку материалов до склада учреждения.
Если учреждение проводит централизованные закупки материалов, то транспортно-заготовительные расходы могут учитываться в составе текущих расходов и относиться на финансовый результат учреждения. Подобная норма закрепляется в качестве элемента учетной политики учреждения. Данные правила относят и к организациям, которые заняты в торговой (производственной) деятельности.
Пример
За счет субсидии на выполнение госзадания учреждение приобрело партию прочих материалов, которые относятся к особо ценному имуществу. Материалы будут использоваться в основной деятельности учреждения, не облагаемой НДС. Стоимость всей партии материалов составляет 2 360 000 руб. (в том числе НДС — 360 000 руб.). Расходы по доставке материалов до склада учреждения равны 59 000 руб. (в том числе НДС — 9000 руб.).
Материалы приобретены в рамках централизованных закупок. В соответствии с учетной политикой учреждения затраты на заготовку и доставку материалов отражаются в составе текущих расходов учреждения. Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится.
Операции по приобретению партии материалов будут отражены в учете учреждения записями:
Дебет 4 105 26 340 Кредит 4 302 34 730
– 2 360 000 руб. — учтены затраты на приобретение партии материалов и кредиторская задолженность перед поставщиком (с учетом «входного» НДС);
Дебет 4 302 34 830 Кредит 4 201 11 610
– 2 360 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе поставщику материалов;
Дебет 4 109 60 222 (4 109 70 222 …) Кредит 4 302 22 730
– 59 000 руб. — затраты на доставку материалов до склада учреждения включены в текущие расходы учреждения (с учетом «входного» НДС);
Дебет 4 302 22 830 Кредит 4 201 11 610
– 59 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе транспортной организации.