Самые актуальные направления воровства бюджетных средств

Российский бухучет

Автор:
Источник: Юридический центр адвоката Олега Сухова
Опубликовано: 16 Января 2017

К – коррупция, С – стабильность

Адвокат Олег Сухов — о том, в каких ведомствах работают главные «прачечные» страны, и от чего зависят масштабы чиновничьего воровства.

В пору кризиса, санкций и внешнеполитических штормов, волей-неволей начинаешь особенно ценить стабильность. А в этом плане мало что может сравниться с коррупцией.

Как бы не менялся курс валют, что бы не происходило с ценами на нефть, за объемы хищений из казны в России можно не переживать. Они только увеличиваются. Если за 2013 год Счетная палата выявила бюджетные нарушения на 274,6 млрд рублей, то в 2014-м показатель составил уже 524,5 млрд, а по итогам 2015-го — 544,2 млрд рублей. Почти 200% прироста всего за три года. Такой результат не может себе позволить ни одна сфера экономики. Хоть премии давай.

В топе распильных отраслей тоже все по-старому. В начале октября глава МВД сообщил, что больше всего в стране, как и 10 лет назад, воруют на госзакупках, строительстве, дорогах, медицине и культуре. Хотя тут Владимир Колокольцев явно поскромничал. И привел список верный, но неполный.

Ведь если посмотреть на статистику хищений за последние пару-тройку лет (или любой другой период), лидером в ней будет именно силовой блок. Его ведомства подходят к вопросу, не стесняясь, с поистине гусарским размахом. Только по самым громким уголовным делам и приблизительным подсчетам аудиторов, военные и правоохранители украли из бюджета более 24 млрд рублей.

В крупных коррупционных скандалах с 2014-го по 2016 годы поучаствовала целая бригада распильщиков из структур, связанных с Минобороны: «Спецстрой», «Промпоставка», «Оборонэнергосбыт» и «Оборонэнерго». Отметились ФСИН, МЧС и ФМС, Росграница и Следственный комитет. Не удержались от мошенничества даже в управлении по уничтожению химоружия и в летном отряде «Россия», который возит первых лиц государства.

Побить рекорд «Оборонсервиса», правда, пока так никому и не удалось. Но видно, что чиновники очень старались. Чего стоит один космодром «Восточный», которым вплоть до марта 2016-го занимался исключительно «Спецстрой». Здесь вам и десятки расследований, и аресты, и минимум 8 млрд рублей ущерба для казны. В общем, все в лучших сердюковских традициях.

Еще один не упомянутый Колокольцевым, но, безусловно, заслуженный коррупционер — Роскосмос. По данным Счетной палаты, в 2014-м его структуры «нанарушали» почти на 92 миллиарда, а в прошлом году появилась и уголовка. СК завел сразу 8 дел по ракетному центру Хруничева. Хищения оказались и правда космическими — более 9 млрд рублей чистыми плюс 7,3 млрд непонятно откуда взявшейся дебиторки. Отдельно 200 млн руб. на испытаниях отмыли ученые профильных НИИ.

Почему-то не попали в список расхитителей бюджета Колокольцева структуры, которые курирует Минпром. С 2014 года по главным авиа- и судостроительной корпорациям страны было возбуждено 48 уголовных дел. Общими усилиями производители самолетов и пароходов опустошили казну почти на 9,5 млрд рублей.

А вот у Минстроя и Минтранса, при всей их любви к неэффективным тратам, «прачечные» в эти три года работали куда умереннее, чем перед феерически распильной Олимпиадой. Росавтодор на 8,4 млрд руб. завысил сметы на строительство трасс. Еще два накапало в виде процентов после того, как госкомпания положила на депозит в банке средства, выделенные на ЦКАД. В строительной сфере чиновникам удалось неплохо нажиться на создании приморской судоверфи «Звезда» (4,9 млрд), реконструкции аэропортов Домодедово (3 млрд) и Кольцово (360 млн), московском метро (330 млн), а также многострадальном стадионе «Зенит-Арена» (250 млн за 2 года). Еще примерно 500 млн пропало на стройках в регионах. Итого — 9,3 миллиарда.

На этом фоне нашумевшие хищения в Минкульте на 600 млн руб. выглядят детской возней в песочнице. А Минздрав и подобной суммой похвастаться не может. Ведомство пока только подозревают в сговоре с поставщиком вакцин на 330 миллионов.

Такой вот получился рейтинг. Конечно, он далеко не полный. Ведь что бы не говорила статистика, воруют везде. Не везде ловят. Еще меньше дел получают огласку. По заявлениям тех же силовиков, в стране расхищается каждый пятый рубль, выделенный на оборонку, и каждый четвертый, направленный на дороги.

Но в некоторых ведомствах бюджет, действительно, пилят чаще и больше. И не потому, что туда идут работать исключительно жулики и воры. Все-таки коррупционерами не рождаются, ими становятся, когда государство создает для этого условия. А у нас в стране есть отрасли, в которых очень трудно не украсть, - говорит адвокат Олег Сухов.

Взять тот же силовой блок. Мало того, что на оборону и правоохранительную сферу выделяется почти треть всего бюджета страны, куда идут эти деньги практически невозможно проверить. Более 70% трат обронкомплекса засекречены. Не раскрываются некоторые расходы МВД, ФСБ, часть затрат на медицину и образование, связанных с военными. В таком благодатном климате даже самый честный человек почувствует себя неуютно. Для нечестных — и вовсе золотое дно.

У Роскосмоса, конечно, такой секретности нет. Зато есть приличное финансирование — в среднем 140 млрд руб. в год — и множество фантастических проектов: от создания роботов-ремонтников до колонизации Луны. Здесь на одних исследованиях можно отмыть на несколько десятков уголовных дел.

О строительстве и говорить нечего. В последние лет 10 страна всерьез подсела на дорогостоящие мегапроекты, и реализуют их по принципу «успеть к ревизии президента любой ценой». Чем жестче сроки и масштабнее стройка, тем больше миллиардов в ней может потеряться. Начнут искать — у чиновников всегда есть под рукой прикормленный «шараш-монтаж», который не жалко отдать на растерзание силовикам.

Дорожников и медиков кормил, кормит и еще долго будет кормить госзаказ. Бюджеты здесь годами практически не меняются, а в искусстве завышения стоимости контрактов и составления условий под конкретного исполнителя что Автодор, что Минздрав достигли небывалых высот. То, что качество на выходе не очень — так мы настолько привыкли к ямам и убогой медицине, что другого и не ждем.

Из общей картины выбивается только Минкульт. У ведомства ни денег, ни простора для коррупционных схем: одни театры, выставки, да творческие фестивали. Но и тут, как видим, стабильно приворовывают. По той же самой причине — могут. Поди разберись, штукатурка в музее облупилась, потому что кто-то на ремонте руки нагрел, или это задумка реставраторов.

Автор:

Теги: бюджетные средства  воровство бюджетных средств  санкции  коррупция  стабильность  цены на нефть  хищения из казны  госзаказы  «Оборонсервис»  Росавтодор  госзакупки  Минтранс  Минстрой 

Все статьи цикла «Бюджетный учет в России»

(состоит из 57 статей)

Об уменьшении размера родительской платы в бюджетном учреждении на сумму частичной компенсации (14 Мая 2012)

К какой статье КОСГУ относятся затраты на приобретение USB-модема? (14 Мая 2012)

С крайнего севера – за границу: компенсация расходов за проезд в отпуск сотрудникам учреждений Крайнего Севера (4 Июня 2012)

Как отразить в учете: начисление и перечисление арендной платы и НДС казенным учреждением? (21 Июня 2012)

Составляем отчет (ф. 0503737): особенности составления Отчета об исполнении плана ФХД для бюджетных и автономных учреждений (25 Июня 2012)

Подразделение обособленное – проблемы общие (28 Июня 2012)

Оплата имущества по статье 310 КОСГУ или статье 340 КОСГУ: материалы или основные средства (30 Июля 2012)

Расходы на представительские мероприятия в автономных учреждениях: как запланировать и учесть (30 Июля 2012)

Компенсация стоимости путевки для детского отдыха за счет бюджетных средств: отражение в учете (2 Августа 2012)

Как правильно отразить в учете казенного учреждения перерасход месячного лимита на использование услуг сотовой связи? (6 Сентября 2012)

Как бюджетному учреждению правильно относить расходы, осуществляемые за счет средств субсидии, если организация не ведет приносящую доход деятельность (10 Сентября 2012)

Тонкости учета в учреждениях: вкратце об основном. Интервью с Вероникой Литвиновой (8 Октября 2012)

«На ближайшие 3 года у Казначейства России много масштабных проектов» (11 Октября 2012)

Как оформить движение и списание материалов в казенном учреждении (11 Октября 2012)

Заполнение квартальной отчетности в государственном (муниципальном) учреждении: отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), сведения об остатках денежных средств учреждений (ф. 0503779) (18 Октября 2012)

Совершенствование системы государственных (муниципальных) закупок (18 Октября 2012)

Систему контроля приблизят к международным стандартам (12 Ноября 2012)

Расчет базы по страховым взносам в государственных (муниципальных) учреждениях (22 Ноября 2012)

Отражения расходов на покупку автомобильных покрышек в учете бюджетного и автономного учреждения (6 Декабря 2012)

Имущество бюджетных или автономных учреждений, относящееся к основным средствам (7 Декабря 2012)

Учет канцелярских принадлежностей в бюджетном и автономном учреждении (7 Декабря 2012)

Особенности учета сувенирной продукции, фотоальбомов, грамот и подарочных папок в бюджетном и автономном учреждении (20 Декабря 2012)

Учет расходов на приобретение бланочной продукции и служебных удостоверений в бюджетных и автономных учреждениях (20 Декабря 2012)

Страховой случай ОСАГО в казенном учреждении: отражение в учете (21 Декабря 2012)

Учет затрат на подключение приборов мобильной связи в бюджетном и автономном учреждении (21 Января 2013)

Отражение результатов переоценки НМА в отчетности бюджетного и автономного учреждения (21 Января 2013)

Учет операций по переоценке основных средств бюджетных (автономных) учреждений (24 Января 2013)

Отражение в учете алиментов, удержанных с пособий по безработице (30 Января 2013)

Какие документы можно принять от сотрудника, вернувшегося из командировки, для подтверждения оплаты услуг гостиницы? (30 Января 2013)

Учет расходов на приобретение топливных карт в бюджетном и автономном учреждении (6 Февраля 2013)

Отражение затрат на ремонт основных средств в учете бюджетного и автономного учреждения (7 Февраля 2013)

Новое в бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений (28 Февраля 2013)

Отражение транспортно-заготовительных расходов в бюджетном или автономном учреждении (6 Марта 2013)

Учет и отчетность бюджетной организации нового типа (22 Июля 2013)

Нормирование расходов по ГСМ (26 Сентября 2013)

Бухучет и отчетность в госсекторе: переходим на новые стандарты (8 Декабря 2014)

Учет реструктуризации суверенного долга по стандартам IPSAS (25 Мая 2015)

Учет недвижимого имущества в бюджетном учреждении (7 Июля 2015)

Самые актуальные направления воровства бюджетных средств (16 Января 2017)

Оплата отпуска за счет созданного резерва (20 Июля 2018)

Изменения в Законе о контрактной системе: разъяснения Минфина в отношении переходного периода (31 Августа 2018)

Актуальные вопросы по утилизации автомобиля (5 Ноября 2018)

Отражаем в учете доходы от штрафных санкций за нарушения условий контракта (10 Декабря 2018)

Командировочные расходы при отсутствии подтверждающих документов (13 Февраля 2019)

Отражаем в учете приобретение полиса ОСАГО учреждением (4 Апреля 2019)

Ведем учет сувенирной продукции и подарков (10 Июня 2019)

Ужесточение административной ответственности за нарушения в бюджетном учете и составлении отчетности (11 Июля 2019)

Порядок применения ККТ и БСО при осуществлении кассовых операций (10 Сентября 2019)

Аудит учетной политики: когда и зачем это нужно? (27 Сентября 2019)

Реализация готовой продукции учреждения (14 Ноября 2019)

Разъяснения Минфина по поводу применения КОСГУ (7 Февраля 2020)

Арендные платежи прошлых лет: порядок начисления (16 Июня 2020)

Сверка расчетов с бюджетом: на что обратить внимание (29 Августа 2020)

Изменения в Инструкции № 157н: новое в учете нефинансовых активов (6 Ноября 2020)

Отражаем в учете право пользования нематериальными активами (1 Февраля 2021)

Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769) (30 Сентября 2021)

Изменения Инструкции № 33н (10 Января 2022)