Сколько времени у вас занимает финансовая оценка новых продуктов?

Финансовый Анализ
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 7 ноября 2019


Автор оригинального материала: Перри Уиггинс (Perry D. Wiggins), CPA, секретарь и заведующий финансовым отделом в APQC – некоммерческой организации в Хьюстоне, занимающийся исследованиями и анализом в бизнесе

По материалам: CFO


Финансовые подразделения передовых компаний принимают непосредственное участие в проектировании новых продуктов и услуг, начиная с самых ранних стадий, чтобы быстрее и точнее провести их финансовую оценку

Как много времени занимает у вашей финансовой команды проведение финансовой оценки новых продуктов? Задумывались ли вы о том, почему так долго, и что может являться причиной задержки? А какую пользу может принести вашей организации более быстрая реализация этого процесса?

В этом месяце исследователи из техасской APQC обратили свое внимание на такой специфический показатель как число дней, которые занимает финансовая оценка новых продуктов или услуг, иначе говоря – оценка инвестиций на их разработку. Оценивает ли организация будущую прибыльность, прогнозирует ли будущие денежные потоки, или использует какой-то аналогичный подход в этом – для любого осознанного финансового директора это превосходная возможность принести своей организации дополнительную стратегическую стоимость. Сам показатель является довольно традиционным в семействе других показателей оборачиваемости, помогающих с эффективной оценкой и управлением финансовыми результатами.

Проведенный анализ данных APQC показал, что лидирующие в этом плане организации (верхний 75%-й перцентиль) проводят оценку в пределах 9 дней или ниже - в этом они примерно в два раза быстрее медианы и в три раза быстрее тех, кто оказался в нижнем квартиле (или 25%-м перцентиле). Более быстрая оценка позволяет финансовым департаментам тратить больше времени на другую полезную деятельность, а самому бизнесу – быстрее реагировать на ее результаты, поскольку он продолжает постоянно работать над более новыми версиями продуктов или услуг, постоянно совершенствуя их дизайн.


Источник: https://www.apqc.org

Для оценки данного показателя компаниям придется иметь очень хорошее представление о факторах, влияющих на продолжительность оценки новых продуктов и услуг. Часто у долгой оценки имеется обоснование (сложный дизайн продукта, например). С фундаментальной точки зрения скорость никогда нельзя ставить выше тщательной финансовой оценки, а старая пословица “семь раз отмерь…” важна как никогда в случае, если компании вкладывают миллионы долларов в свои новые продукты. В их же интересах разработать четкую финансовую модель для принятия стратегических решений, обеспечивающих наилучшие результаты.

Но в то же время слишком долгая продолжительность может свидетельствовать о нехороших тенденциях. У отдельных отстающих компаний в выборке на этот процесс уходило 25 дней или более по той причине, что финансовые команды просто не получали вовремя актуальные данные, или же сам процесс сбора данных был реализован спустя рукава. Если финансовым специалистам приходится вручную собирать данные по крупицам из разных источников, у них уйдет больше времени на то, чтобы вернуться к самой оценке, к тому же с риском дополнительной задержки из-за ошибок.

Как это исправить? Конечно, обеспечить финансовые команды доступом к данным на всех стадиях проектирования новых продуктов или услуг – это ключ к более быстрой и более дальновидной оценке новых продуктов и услуг. На практике довольно часто финансовые команды подключают к процессу слишком поздно, когда дизайн уже готов. Вместо этого представителей финансового департамента необходимо сделать частью команды разработки, чтобы они имели возможность делиться с другими членами команды полезным инсайтом на протяжении всего процесса проектирования.

В оценке помогает расчет целевых затрат как способ сбалансировать расходы и выгоды от инвестиций и найти максимальную стоимость. Взять для примера разработку электромобилей: изначальное проектирование учитывает целевую цену продажи и целевые расходы, чтобы данный продукт окупал себя. А стоимость такого электромобиля, безусловно, будет влиять на решение покупателя в отношении него. Однако дешевые электромобили со слабой батареей себя также не продадут. Батарею можно расширить, и даже поставить туда дополнительную, но это добавит веса, из-за чего упадет скорость движения и максимальный пробег на одной зарядке. Факторов, таким образом, великое множество, и некоторые играют друг против друга в процессе проектирования. Именно финансовые специалисты могут оказать разработчикам неоценимую помощь в нахождении оптимального компромисса между ними в ходе работы над разными вариациями одного и того же продукта.

С приходом в нашу жизнь Больших данных и снижения затрат на проведение аналитической работы в результате роботизации и других технологических изменений, финансовые департаменты получили доступ к такому объему данных, какого у них никогда не было. Это не только финансовые данные, то и информация о предпочтениях потребителей, помогающая понять, как именно они будут реагировать на новый продукт компании. Финансовые специалисты также могут и должны ее использовать в построении алгоритмов для определения оптимального соотношения качества продукта и затрат на его обеспечение. Однако еще раз – все это будет более полезным, если финансовые специалисты начнут подключаться к процессу как можно раньше.

Еще один полезный способ улучшить сегодняшний показатель – это разработать отдельную методологию финансовой оценки, которая будет последовательно применяться в отношении всех продуктов и услуг. У каждой организации она будет своя. Если, например, ваш бизнес очень зависит от денежных потоков, то сроки выплат будут иметь большее значение, чем общая доходность на инвестиции. Если же разрабатываемый продукт характеризуется большими рисками, тогда тем более следует учитывать, как быстро ваш бизнес начнет получать отдачу в форме денежных средств. Какой именно подход применять в каждом случае, зависит от уникальных условий, однако в любом случае необходимо, чтобы разработанной методологией последовательно пользовались все в компании для оценки любых продуктов и услуг – и при этом, конечно, хорошо понимали ее.

Уже после того как продукт завершен и выпущен на рынок, финансовым специалистам необходимо провести анализ пост-фактум, чтобы оценить сильные и слабые стороны своего анализа. Здесь главное заключается не в том, чтобы сделать вывод – мол, мы ошиблись, или же мы были правы. Главное в том, чтобы увидеть, насколько реальность разошлась с ожиданиями, дабы иметь возможность впоследствии внести корректировки в рамках непрерывного улучшения процесса.

Другие материалы этого автора:

Теги: оценка новых продуктов  финансовая оценка  методология финансовой оценки