Совет по МСФО: итоги декабря и 2021 года

Обзор МСФО
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 18 Декабря 2021


По материалам: IFRS

Разработчики международных стандартов финансовой отчетности провели с 14 по 16 декабря стандартные по продолжительности  обсуждения актуальных тем - в отличие от предыдущего раза в ноябре, когда обсуждения продолжались целых пять рабочих дней. Тем не менее, итоги года удалось подвести, обсудив при этом целый ряд важных тем для будущих исследований и проектов технической разработки стандартов:

  • Финансовые инструменты с характеристиками капитала
  • Отрасли на тарифном регулировании
  • Основные формы отчетности
  • Объединение бизнеса под общим контролем
  • Второй полноценный пересмотр стандарта для малых и средних предприятий, “IFRS for SMEs”

Финансовые инструменты с характеристиками капитала

В этот раз участники встречи обсуждали финансовые инструменты, обладающими характеристиками условного погашения (contingent settlement provisions – оговорками в отношении погашения финансового инструмента, зависящего от неопределенных будущих событий, не находящихся под контролем ни одной из сторон – GAAP.RU), а также влияние законодательных ограничений на условия соответствующих договоров.

Совет по МСФО предварительно решил внести изменения в МСФО (IAS) 32 “Финансовые инструменты: представление” такого рода:

  • Оговорить, что финансовые инструменты с характеристиками условного погашения могут представлять собой сложные (compound) финансовые инструменты;
  • Прояснить, что обязательство по сложному финансовому инструменту с характеристиками условного погашения (положениями, требующими немедленного погашения в случае возникновения определенного события) измеряется в полном размере от величины условного обязательства;
  • Прояснить,  что платежи со стороны эмитента финансового инструмента признаются в капитале, даже если все поступления изначально относятся к обязательству по сложному финансовому инструменту;
  • Прояснить понятие “ликвидация эмитента” согласно параграфу 25(b) IAS 32, уточнив, что оно касается случаев перманентного прекращения организацией ее операций;
  • Уточнить, что оценка того, является ли договорное положение “реалистичным” согласно параграфу 25(а), не осуществляется только лишь через принятие в расчет вероятности возникновения условного события в будущем.

Что касается влияния законодательных ограничений на договорные условия по финансовым инструментам, то Совет по МСФО тут также решил внести изменения в IAS 32, которые потребуют от организаций классифицировать финансовые инструменты в качестве финансовых обязательств или же капитала, принимая в расчет прямо оговоренные в договорах условия, порождающие права или обязательства и являющиеся при этом дополнительными / более специфичными условиями по сравнению с теми, которые оговорены в национальном законодательстве. Также придется принимать в расчет условия законодательства, делающие юридически невозможной реализацию договорного права или обязательства.

На следующих встречах члены IASB продолжат обсуждать другие темы, связанные с этим проектом, среди прочего - классификацию финансовых инструментов, которая зависит от решений акционеров.

Отрасли на тарифном регулировании

В этот раз оговорили только план дальнейших обсуждений предложений, высказанных в публикации в начале этого года, с учетом полученных откликов. План обсуждений был одобрен, а сами они начнутся на следующей встрече в январе.

Основные формы отчетности

Совет по МСФО продолжил начатые в прошлый раз детальные обсуждения возможного пересмотра предложений, озвученных впервые в конце 2019 года. Если в ноябре основной темой стали показатели менеджерской отчетности, то в этот раз - раскрытие необычных или нерегулярных статей доходов и расходов, а также доходы и расходы, классифицированные в инвестиционной категории.

Необычные или нерегулярные статьи доходов и расходов

Совет по МСФО предварительно решил в этот раз:

  • Изучить, как ему следует подойти к ключевому определению необычных доходов и расходов;
  • Не использовать в определении отсылку к “ограниченной пользе в плане прогнозирования” (“limited predictive value”), как он предложил два года назад, и при этом уточнить в будущем новом стандарте, что это является необходимой, но не единственной характеристикой необычных доходов и расходов;
  • Разработать руководство по практическому применению определения необычных доходов и расходов:

- Уточнить, что определение подразумевает собой возможность неоднородного характера или величины доходов и расходов, ожидаемых к получению в будущем;

- Помочь составителям отчетности с оценкой того, возникли ли однородные доходы и расходы в будущем, на основе руководств по оценке будущих транзакций и других событий в прочих стандартах МСФО;

- Разъяснить, что в анализе того, являются ли доходы и расходы однородными в сравнении с ожидаемыми будущими доходами и расходами, организация должна принимать в расчет характеристики доходов и расходов, включая базовые события или транзакции, которые их порождают.

Доходы и расходы, классифицированные в инвестиционной категории

В этот раз было предварительно решено:

  • Оставить озвученное ранее предложение о классификации в инвестиционной категории доходов и расходов по активам, которые приносят доход на индивидуальной основе и, в целом, независимо от других источников доходов в организации;
  • Оставить предложенное ранее руководство по применению;
  • Добавить к нему дополнительное руководство по применению, которое оговорит следующее:

- Доходы и расходы по индивидуальным активам и выбывающим группам, классифицированные как “удерживаемые для продажи”, не будут классифицироваться в инвестиционной категории;

- Доходы и расходы по объединению бизнеса не будут классифицироваться в инвестиционной категории, поскольку их источниками не являются активы, приносящие доход на индивидуальной основе и, в целом, независимо от других источников доходов в организации;

- Отрицательные доходы (например, вследствие выбора невыгодных ставок обмена валют или отрицательных процентных ставок) будут классифицироваться в той же категории, что и потенциальные положительные доходы по тому же самому активу. По аналогии, отрицательные процентные расходы по обязательствам будут классифицироваться в той же категории, что и процентные расходы со знаком “плюс”.

  • Классифицировать доходы и расходы от ассоциированных и совместных организаций в инвестиционной категории;
  • Устранить все обсуждения ключевых целей из требований стандарта и объяснить в прилагающемся к будущему стандарту “Базисе для умозаключений” причины для включения специфических статей в инвестиционную категорию, но без того, чтобы в объяснениях ссылаться на “цели”;
  • Оставить название “инвестиционная категория”;
  • Не использовать далее предложенный термин “доходы и расходы от инвестиций”.

На одной из следующих встреч члены IASB вернутся к обсуждению проекта основных форм отчетности.

Объединение бизнеса под общим контролем

Совет по МСФО просто обсуждал отзывы, полученные на дискуссионный документ прошлого года, уделив в этот раз все внимание охвату проекта и выбору базы оценки. Никаких решений пока не принималось.

Второй полноценный пересмотр стандарта для малых и средних предприятий, “IFRS for SMEs”

Участники декабрьской встречи продолжили активные и весьма детальные обсуждения в преддверии приближающегося выхода пересмотренного стандарта “IFRS for SMEs”. Так же как в ноябре, в этот раз они успели рассмотреть множество важных тем.

IFRS 3 “Объединения бизнесов”

Определение бизнеса в новом “IFRS for SMEs” сделают аналогичным обновленному в октябре 2018 года определению бизнеса в стандарте IFRS 3. Для этого в новом приложении к Разделу 19 добавят руководство по применению, которое оговорит:

  • Опциональный тест на концентрацию (“Вклад” в параграфах  B7A–B7B IFRS 3),
  • Ветвь принятия решений в оценке того, является ли приобретенный процесс (“совокупность видов деятельности и активов ”) существенным,
  • Руководство по применению в оценке требований, изложенных в параграфах B8 - B12D стандарта IFRS 3, вместе с иллюстративными примерами.

В соответствии с озвученными предложениями, частично также соотнесут Раздел 19 с требованиями, относящимися к затратам на приобретение бизнеса и условным вознаграждениям в IFRS 3:

  • Так, связанные с приобретением затраты будут классифицироваться как расходы в момент приобретения,
  • Условные вознаграждения будут признаваться по справедливой стоимости, и далее - также по справедливой стоимости на каждую дату подготовки отчетности. Изменения в справедливой стоимости будут признаваться через прибыли и убытки (за исключением случаев последующей оценки любого условного вознаграждения, отвечающего определению инструмента капитала). Если же измерение условного вознаграждения по справедливой стоимости сопряжено с неадекватными затратами или усилиями, то организациям будет разрешено измерять условное вознаграждение на основе “наилучшей оценки” (наиболее вероятного исхода) и делать соответствующие раскрытия в примечаниях. Все изменения в этой “наилучшей оценки”, опять-таки, будут признаваться через прибыли и убытки.

Члены Совета по МСФО решили добавить требования из IFRS 3 по учету приобретений при объединении бизнесов, осуществляемом поэтапно (параграфы 41-42). Совет по МСФО, впрочем, собирается по этому вопросу еще обратиться к широкой общественности, желая знать ее мнение.

Кроме этого, в новом приложении к Разделу 19 будет добавлено еще одно руководство по новым организациям, образованным в результате объединения бизнеса, как это оговаривает параграф В18 стандарта IFRS 3, а также руководство по применению из параграфов В13-В17.

И наконец, в IASB решили оставить неизменным требование Раздела 19, гласящее, что организация оценивает неконтролирующую долю владения в объекте приобретения на основе пропорциональной доли в признанных величинах идентифицированных чистых активов объекта приобретения.

IFRS 10 Консолидированная финансовая отчетность

Было решено предложить изменения к Разделу 9 (“Консолидированная и отдельная финансовая отчетность”) стандарта “IFRS for SMEs”, чтобы привести его требования в соответствие с IFRS 10, в частности:

  • Обновить определение контроля в соответствии с требованиями IFRS 10;
  • Сохранить, но при этом обновить опровержимую презумпцию из параграфа 9.5 “IFRS for SMEs”, которая относится к оценке контроля;
  • Не вносить в стандарт требования о том, что инвестиционная организация должна измерять свои инвестиции в дочерние предприятия по справедливой стоимости через прибыли и убытки.

IFRS 11 “Совместная деятельность”

Предварительно решено обновить Раздел 15 “Инвестиции в совместную деятельность” стандарта “IFRS for SMEs”, чтобы привести его требования в частичное соответствие со стандартом IFRS 11, в частности:

  • Обновить определение совместного контроля в соответствии с IFRS 11;
  • Оставить неизменной классификацию видов совместной деятельности: совместная операция, совместное предприятие и совместно контролируемые активы;
  • Сохранить требования к учету в Разделе 15, в том числе в плане выбора учетной политики для совместно контролируемых организаций.

IFRS 9 “Финансовые инструменты”

Совет по МСФО предварительно решил предложить обновление к Разделу 11 “Базовые финансовые инструменты” стандарта “IFRS for SMEs”, добавив туда определение договора финансовой гарантии из IFRS 9 (параграф 4.2.1).

Кроме этого, на декабрьской встрече техперсонал получил от членов IASB распоряжение приступить к разработке модели ожидаемых кредитных убытков для Раздела 11. Ее рассмотрят на следующей встрече, вместе с требованиями по оценке выпущенных договоров финансовых гарантий.

Изменения в “IFRS for SMEs” в связи с изменениями в стандартах МСФО и принятыми решениями Комитета по Интерпретациям

Решено предложить изменения к стандарту МСФО для малых и средних предприятий, которые приведут его в большее соответствие со стандартами по учету:

  • Сельского хозяйства (изменения в стандартах IAS 16 и IAS 41 по биологическим активам с более чем одним производственным циклом, одобренные в середине 2014 года). Здесь только одно исключение: при первоначальном признании отделение растительных активов от того, что на них произрастает, может привести к неадекватным расходам или усилиям, и в этом случае малые и средние предприятия проводить такое разделение не обязаны.
  • Обновления к IAS 1 “Представление финансовой отчетности”:

- Определение существенного (вместе с правками к IAS 8 от сентября 2017 года),

- В рамках “Инициативы по раскрытиям”,

- Раскрытие учетных политик (вместе к обновленным в 2019 году Практическим руководством PS 2).

Прочие рекомендованные изменения в “IFRS for SMEs

  • Оставить неизменным параграф 22.7(а);
  • Предложить изменения к Разделу 26 “Выплаты на основе акций”, чтобы включить в него исключение, аналогичное оговоренному в параграфе 5 IFRS 2 “Выплаты на основе акций”;
  • Оставить требования Раздела 26 по выплатам на основе акций с вариациями погашения неизменными.

Проекты, направленные на улучшение и обеспечение последовательного применения стандартов

Продажи с обратной арендой

В ноябре 2020 года Совет по МСФО выставил на обсуждения предварительный вариант изменений к стандарту по учету аренды, IFRS 16. 29 марта этого года завершились консультации, а в мае Совет по МСФО приступил к обсуждению полученных откликов.

На декабрьском заседании IASB продолжил обсуждения, приняв ряд решений по этой теме:

  • Уточнить в IFRS 16, что обязательство, возникающее в результате обратной аренды - это то же обязательство, в отношении которого применяются требования данного стандарта по продажам с обратной арендой;
  • Не менять требования по первоначальному признанию в параграфе 100(а) IFRS 16 в отношении актива в форме права пользования, а также прибылей/убытков, возникающих в результате транзакции продажи с обратной арендой;
  • Уточнить, что продавец-арендатор в дальнейшем оценивает актив в форме права пользования, возникающий в результате обратной аренды, применяя требования параграфов 29-35 стандарта IFRS 16;
  • Включить иллюстративный пример транзакции продажи с обратной арендой с переменными платежами.

Кроме этого, Совет по МСФО решил внести исправления в предложения, выставленные на обсуждения в ноябре прошлого года, в частности:

  • Не оговаривать, каким образом на дату начала действия аренды продавец-арендатор должен определять долю от предыдущей балансовой стоимости актива, относимую к сохраняющемуся у продавца-арендатора праву пользования;
  • Потребовать от продавца-арендатора в последующем оценивать обязательство, возникающее в результате обратной аренды, применяя требования параграфов 36-46 стандарта IFRS 16;
  • В целях применения параграфов 36-46 стандарта IFRS 16 потребовать от продавца-арендатора использовать термины “арендные платежи” или “пересмотренные арендные платежи” таким образом, чтобы это не подразумевало признания любых величин прибылей и убытков, относящихся к сохранившемуся у продавца-арендатора праву пользования.

В следующий раз IASB продолжит с обсуждением переходных положений.
Теги: международные стандарты финансовой отчетности  Совет по МСФО  финансовые инструменты с характеристиками капитала  отрасли на тарифном регулировании  основные формы отчетности  объединение бизнеса под общим контролем  малые и средние предприятия  IFRS for