1. Природа бухгалтерского учета

Курс по методике IAB/Основы бухгалтерского учет...
Опубликовано: 20 сентября 2010

1. Природа бухгалтерского учета.

1.1 Сущность бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет – анализ (интерпретация), классификация и регистрация финансовых операций в учетных книгах бизнеса.

Хозяйственные операции включают в себя закупку и продажу товаров и других активов, заимствование и предоставление денежных средств, оказание и получение услуг. Если предприниматель не составит отчет о своих сделках, то он не будет иметь никакого представления о своем бизнесе.

Возрастание роли «системы кредитования», то есть продаж и закупок товаров и предоставления услуг с отсроченной оплатой, увеличило потребность в эффективной системе регистрации хозяйственных операций. Организуя правильный бухгалтерский учет хозяйственных операций предприниматель может в любое время получить информацию о:

  • дебиторской задолженности;
  • кредиторской задолженности;
  • текущих прибылях и убытках;
  • источниках прибылей и убытков;
  • величине и составе капитала собственника (собственников),
  • объеме и составе имущества и обязательств предприятия.

Следовательно, ведение бухгалтерского учета дает возможность для предпринимателя определить финансовое состояние его бизнеса на любую определенную дату.

1.2 Типы предприятий.

Организации бывают следующих типов:

(а) Коммерческие организации, такие как единоличные предприниматели, товарищества и общества с ограниченной ответственностью. Размеры и функции этих организаций различны, но большинство из них заинтересованы в покупке и продаже товаров и услуг.

(б) Некоммерческие организации, такие как, например, клубы.

(в) Правительственные департаменты и такие общественные объединения, как, например, Национальная служба здоровья.

1.3 Пользователи финансовой отчетности акционерных компаний.

Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в бухгалтерском учете, считаются юридические и физические лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также имеющие желание эту информацию изучить.

Имеются различные группы заинтересованных пользователей финансовой отчетности компаний. Степень их заинтересованности в отчетности зависит от их информационных потребностей. Среди основных пользователей финансовой отчетности можно выделить следующие группы.

  • Держатели облигаций

Держателей облигаций прежде всего интересует информация, позволяющая им определить, будет ли заем и причитающиеся проценты выплачены в срок. Поэтому при изучении отчетности они в первую очередь обращают внимание на величину оборотного капитала и величину краткосрочных обязательств компании, чтобы определить их соотношение и убедиться, что оборотных средств компании хватит для погашения обязательств.

Однако, как правило, облигации компаний представляют собой долгосрочные займы и, следовательно, их владельцев интересует также информация о состоянии основных средств и наличии источников на их замещение, особенно если экономика страны подвержена инфляционным процессам. В частности, их будет интересовать информация о гарантиях безопасности произведенных вложений, а именно о наличии резерва по переоценке, о реальной стоимости внеоборотных активов, а также создается ли данной компанией резерв для замены основных средств.

  • Акционеры

Акционеры беспокоятся о риске, связанном с инвестициями, и о доходе на них. Их интересует информация о стоимости активов, поскольку от этого зависит величина их доли в случае ликвидации компании. Однако текущий интерес акционеров заключается в получении информации о способности компании выплачивать дивиденды, то есть, о величине распределяемой прибыли и о создаваемых компанией резервах, обеспечивающих надлежащий уровень дивидендов. Им также нужна информация, позволяющая принять правильное решение – держать, продавать или покупать акции данной компании.

  • Банкиры

Банкиров прежде всего интересует информация о способности компании своевременно расплачиваться по своим долгам, то есть, о наличии в компании высоколиквидных активов. Предоставляя кредиты компании, банкиры должны убедиться в способности компании привлекать в необходимом объеме денежные или приравненные к ним средства (ценные бумаги) для выполнения компанией своих обязательств.

Наряду с этим принимается во внимание также срок предоставленного кредита. Банки предпочитают предоставлять краткосрочные и среднесрочные кредиты, нежели долгосрочные, поскольку это снижает риск их вложений. При этом также изучается финансовая политика компании и уровень организации ее управления.

  • Кредиторы

Информационные потребности кредиторов очень схожи с потребностями банкиров и сконцентрированы на способности компании своевременно удовлетворять их требования. Кредиторы заинтересованы в информации о величине и ликвидности оборотных средств, а также о наличии иной кредиторской задолженности и способности компании рассчитаться по всем своим обязательствам. Кроме того, большой интерес представляют сведения о надежности компании как торгового партнера.

  • Директора и менеджеры компании

Директора компании заинтересованы в информации о фактических результатах работы компании для принятия ими управленческих решений в целях:

(а) максимизации прибыли;

(b) сравнения финансовых результатов деятельности компании с запланированными показателями и с результатами прошлых лет, а также с данными финансовой отчетности конкурентов.

  • Налоговое ведомство

Налоговое ведомство заинтересовано в информации о доходах частных предпринимателей и партнеров товариществ с целью взимания с них подоходного налога, а также о величине чистой прибыли компаний для контроля за правильностью расчета и уплаты налога на прибыль корпораций. Налоговое ведомство имеет право производить проверки счетов компаний для того, чтобы убедиться в правильности расчета чистой прибыли, показываемой в отчетности. Вопросы исчисления налога на прибыль корпораций в рамках данного учебного курса не рассматриваются.

1.4 Итоговые счета.

Инвесторы, акционеры, клиенты, банки, финансовые институты, кредиторы и государственные налоговые органы, общественность заинтересованы в получении достоверной и полной информации о результатах предпринимательской деятельности организаций. Эти результаты обычно раскрываются в финансовой отчетности организации в форме заключительных (итоговых) счетов (отчетов).

Итоговые счета, как правило, представлены:

(а)Балансовым отчетом

(б)счетом Прибыли и убытки

1.5 Балансовый отчет.

Несмотря на то, что Балансовый отчет выше нами классифицирован как итоговый счет, он, на самом деле, не является таковым, поскольку не содержит записей о хозяйственных операциях, а представляет собой отчет о финансовом состоянии предприятия на определенную дату и показывает, чем организация владеет и что она должна.

Как правило, законодательство не устанавливает определенный формат Балансового отчета, но в случаях с обществами с ограниченной ответственностью существуют установленные законом требования к его составу и содержанию.

Существует два основных формата баланса:

(а)Горизонтальный (или двухсторонний) формат. Это наиболее традиционное расположение элементов баланса. Горизонтальный формат наиболее часто используется в отчетности обществ с ограниченной ответственностью. При этом следует отметить, что старая британская традиция, предполагающая отражение обязательств и капитала в левой стороне баланса, а активов – в правой, в настоящее время не применима. Используя горизонтальный формат баланса, общества должны отражать справа капитал и обязательства, а слева – активы.

(б)Вертикальный формат. В настоящее время это – наиболее распространенная форма балансового отчета. Этот формат может иметь не одну модификацию, например, для единоличного предпринимателя наиболее типичной является приведенная ниже форма:

Предприниматель «А»

Балансовый отчет по состоянию на 31 января 19хх

ф.ст. ф.ст.
Основные средства х,ххх
Оборотные активы х,ххх
Минус: Текущие обязательства (х,ххх)
Чистые оборотные активы х,ххх
Всего активы минус текущие обязательства х,ххх
Минус: Долгосрочные обязательства (х,ххх)
Финансируется из:
Капитал предпринимателя х,ххх

А теперь обратимся к рассмотрению информации, содержащейся в Балансовом отчете.

(а)Активы

В международной практике под активами понимаются ресурсы, контролируемые предприятием, являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих экономических выгод предприятия.

Активы отражаются в балансе только тогда, когда существует вероятность притока будущих экономических выгод и стоимость актива может быть надежно измерена.

Активы, принадлежащие предприятию, подразделяются в Балансовом отчете, как правило, на две категории:

(1) Основные средства – это такие активы, срок использования которых в бизнесе превышает один год и, поэтому, они оказывают продолжительное воздействие на возможность предприятия создавать прибыль. Они используются в бизнесе с целью производства товаров и услуг, а также в снабженческо-заготовительной деятельности предприятия, а не приобретаются им с целью перепродажи. Примерами основных средств являются:

  • Земля, здания и помещения;
  • Машины и оборудование;
  • Мебель и специальное оборудование для помещений;
  • Автотранспортные средства.

(2) Оборотные активы – это активы, потребляемые в процессе производства и оказания услуг, а также товары для перепродажи, используемые в бизнесе менее одного года и, поэтому, оказывающие временное воздействие на возможность предприятия создавать прибыль; наличные денежные средства и другие приравненные к денежным средствам активы (ценные бумаги); торговые и иные дебиторы.

В отличие от основных средств – это более ликвидные активы. В балансовом отчете оборотные активы обычно располагаются в порядке возрастания ликвидности; то есть те, которые являются наименее ликвидными, располагаются в первую очередь, а те, которые являются наиболее ликвидными – в последнюю.

Следующий пример расположения оборотных активов является наиболее типичным:

  • Запасы
  • Дебиторы
  • Денежные средства

(б) Обязательства

Это существующие в настоящий момент обязательства предприятия, являющиеся результатом прошлых событий, ожидаемое погашение которых приведет к оттоку ресурсов предприятия, воплощающих экономические выгоды.

Обязательства отражаются в балансе тогда, когда существует вероятность будущего оттока ресурсов, содержащих экономическую выгоду, в результате погашения существующего обязательства, и величина этого погашения может быть надежно измерена.

Обязательства подразделяются на две категории:

(1) Долгосрочные обязательства – требования, которые должны быть оплачены в период свыше 12 месяцев, например, долгосрочные банковские кредиты;

(2) Текущие обязательства – требования, которые должны быть оплачены в течение 12 месяцев с даты составления балансового отчета, например, задолженность торговым кредиторам (поставщикам) и банковский овердрафт.

Последний раздел баланса, который мы должны рассмотреть – Капитал собственника или собственников, представляющий собой часть суммарных активов, финансируемых владельцем (владельцами) предприятия. Он также может быть определен как обязательство предприятия (бизнеса) перед владельцем или владельцами. При этом должно произойти обязательное отделение капитала собственника от капитала хозяйствующей единицы (предприятия), кем бы ни были представлены собственники – единоличными предпринимателями, партнерами или акционерами.

В международной практике под Капиталом понимают оставшуюся долю активов предприятия после вычета всех его обязательств. Такое определение Капитала обусловлено очередностью прав на активы предприятия: в случае ликвидации или банкротства последнего в первую очередь должны удовлетворяться требования его кредиторов.

1.6 Торговый счет и счет Прибыли и убытки.

Торговый счет и счет Прибыли и убытки на самом деле являются двумя отчетами в одном. Торговый счет – это финансовый отчет, показывающий выручку от реализации товаров, себестоимость проданных товаров и валовую прибыль, полученную в течение данного периода. В счете Прибыли и убытки рассчитывается чистая прибыль (убыток) за период, представляющие собой разность между валовой прибылью и расходами, осуществленными бизнесом в процессе ее получения.

Если предприятие продает продукцию собственного производства, то тогда дополнительно к ранее рассмотренным счетам оно еще ведет счет Производство, на котором рассчитывается себестоимость готовой продукции. Этот счет составляется до Торгового счета и счета Прибыли и убытки. Таким образом, в одном общем отчете могут быть представлены три счета: Производственный, Торговый и счет Прибыли и убытки, которые будут представлять три отчета в одном.

Обратите внимание на то, что Торговый счет и счет Прибыли и убытки составляются за определенный период времени, обычно это 12 месяцев. В названии этих отчетов должна обязательно присутствовать фраза «за год, заканчивающийся …». Однако, бывают случаи, когда Торговый счет и счет Прибыли и убытки готовятся за более короткий период и в этом случае в его название содержит фразу: «за период … месяцев, заканчивающийся…»

Рассмотрим также термины, используемые при составлении итоговых счетов:

(1) Себестоимость проданных товаров (иногда именуемая, как себестоимость продаж) – стоимость приобретенных и проданных товаров. Она рассчитывается как стоимость запаса на начало периода плюс закупки минус стоимость запаса на конец периода.

(2) Валовая прибыль – это разница между выручкой от продаж и стоимостью проданных товаров (себестоимостью продаж).

Вам необходимо помнить следующую формулу:

Валовая прибыль = Продажи – Стоимость проданных товаров

Если стоимость проданных товаров больше, чем выручка от продаж, тогда результатом будет валовой убыток.

(3) Чистая прибыль может быть определена как валовая прибыль минус все произведенные в ходе осуществления бизнеса расходы. Часто расходы, показываемые в счете Прибыли и убытки, подразделяются на четыре основные категории:

(а) коммерческие

(б) административные

(в) финансовые

(д) организационные ( расходы на создание предприятия )

Наиболее типичным форматом Торгового счета и счета Прибыли и убытки является следующий. Обратите внимание, что в данном случае расходы предварительно не сгруппированы.

Торговый счет и счет Прибыли и убытки за год,
заканчивающийся 31 декабря 19..

ф.ст. ф.ст.
Продажи 22,400
Запас на начало периода 2,315
Плюс Закупки 10,135
12,450
Минус Запас на конец периода (4,000)
Себестоимость проданных товаров (8,450)
Валовая прибыль 13,950
Расходы:
Заработная плата 3,000
Аренда и коммунальные платежи 4,000
Телефон 500
Отопление и освещение 2,270
(9,770)
Чистая прибыль 4,180

В дальнейших разделах курса будут подробно рассмотрены вопросы состава и содержания итоговых счетов – отчетов: Балансового отчета, Торгового счета и счета Прибыли и убытки.

1.7 Двойная запись в бухгалтерском учете.

Двойная запись – основополагающий принцип ведения бухгалтерского учета, который отражает двойной аспект каждой хозяйственной операции. Одна и та же хозяйственная операция регистрируется дважды путем записи на левой стороне одного бухгалтерского счета и на правой стороне другого бухгалтерского счета.

В бухгалтерии левая сторона бухгалтерского счета называется дебетовой стороной (сокращенно Дт (дебет)), а правая сторона – кредитовой (сокращенно Кт (кредит)).

При регистрации каждая хозяйственная операция требует наличия двух счетов:

(a) принимающего, который дебетуется или увеличивает стоимость определенной статьи на сумму полученной ценности;

(b) отдающего, который кредитуется на ту же самую сумму.

Вам уже встречалось понятие бухгалтерского уравнения, однако, но мы его приводим еще раз на случай, если Вы испытываете какие -либо затруднения, поскольку оно позволит Вам лучше ориентироваться. Оно представляет из себя следующее:

КАПИТАЛ +ОБЯЗАТЕЛЬСТВА = АКТИВЫ

Данное уравнение служит основой для регистрации хозяйственных операций в бухгалтерских книгах с использованием системы двойных записей.