5 примеров непростых этических дилемм в практике AAT

Управление качеством
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 16 Декабря 2019


Автор оригинальной статьи: Мариан Керфи (Marianne Curphey), финансовый журналист и колумнист, автор книги “Как работают деньги” (“How Money Works”)

По материалам: AAT Comment

Члены одной из крупнейших британских ассоциаций профессиональных бухгалтеров - Association of Accounting Technicians (AAT) – обязаны всегда придерживаться стандартов профессиональной этики, изложенных в Кодексе этики этой организации (базируется на Кодексе от Совета по международным стандартам бухгалтерской этики - IESBA).

Руководство в Кодексе профессиональной этики от AAT охватывает целый ряд очень важных тем:

  1. Угрозы и меры противодействия – риски потенциальной компрометации фундаментальных принципов
  2. Конфликты интересов – когда для члена AAT непросто принять объективное решение в конкретной ситуации
  3. Целостность – иначе говоря, обязанность действовать честно и прямолинейно
  4. Объективность – способность не ошибаться с профессиональным суждением из-за смещения оценок, конфликта интересов, или под влиянием других
  5. Профессиональная компетенция и необходимая осторожность – это означает, что профессиональные знания и навыки должны оставаться на должном уровне, чтобы обеспечивать клиентов или работодателей качественными профессиональными услугами
  6. Конфиденциальность – нераскрытие информации, получаемой по ходу работы
  7. Профессиональное поведение – следование качественным профессиональным стандартам в любой ситуации

Профессиональная этика является одним из важнейших аспектов деятельности любого представителя бухгалтерско-аудиторской профессии: только так клиенты могут быть уверены в их профессиональной целостности, способности следовать основополагающим стандартам и принципам. Однако работа рано или поздно сталкивает с этическими дилеммами, которые могут подразумевать:

  • Угрозу профессиональной репутации
  • Требование со стороны клиента или работодателя сделать что-то, что представляется профессиональному бухгалтеру неэтичным, непрофессиональным, или вообще незаконным
  • Проблемы с клиентом, которые вынуждает задуматься о продолжении работы с ним в будущем

Британская Ассоциация технических специалистов признает, что во многих ситуациях разрешить этический конфликт своими силами бывает непросто. Однако это несколько проще для членов AAT, для которых предусмотрена возможность проконсультироваться с экспертами профессиональных стандартов в случае затруднений: они могут предоставить конфиденциальную рекомендацию по каждой конкретной ситуации и даже направить к сторонним организациям, если требуется правовое решение. Такие обращения наиболее часты как раз в это время года, когда проводится аудит отчетности, а почтовые ящики забиты письмами от клиентов.

В этой статье рассматриваются примеры пяти самых непростых, но в то же время наиболее распространенных этических дилемм, которые консультанты по профессиональным стандартам в AAT слышат чаще всего.

1. Какие права сохраняются в случае разрыва отношений с клиентом?

Предположим, принято решение прекратить деловые отношения с клиентом, который даже не заплатил – должен ли профессиональный бухгалтер в этом случае проинформировать о происшествии персону, которая придет ему или ей на смену? Кроме того, если клиент так и не заплатил за услуги, означает ли это право сохранить у себя часть принадлежащих теперь уже бывшему клиенту документов?

Адам Уайт (Adam White), один из консультантов по профессиональным стандартам в AAT: “Оба этих вопроса могут возникнуть в ежедневной работе, и мы здесь, чтобы помочь нашим членам разобраться в Кодексе профессиональной этики… Первым делом при обращении члена AAT мы спрашиваем, сверялись ли они с Кодексом профессиональной этики AAT. Мы хотим, чтобы этот вопрос они рассмотрели с точки зрения пяти фундаментальных принципов Кодекса и затем определить, какие из принципов нарушаются”. Однако дальнейшая беседа с человеком помогает разобраться, в чем именно дилемма – добавляет он.

Другой консультант по профессиональным стандартам Донна Дрю (Donna Drew) вспоминает такое понятие как залоговое право – или, если по-английски, “right of lien”. Оно актуально во всех случаях, когда клиент не заплатил за услуги, а член AAT хочет в ответ удержать у себя определенные документы. По таким ситуациям к ним обращаются очень часто. “Этот вопрос мы рассматриваем отдельно по каждой ситуации, но иногда можем порекомендовать обратиться за юридической рекомендацией”, - говорит она.

2. Предположим, профессиональный бухгалтер работает на компанию, которая просит сделать что-то неправильное или незаконное

Такие просьбы, как правило, поступают со стороны руководства – топ-менеджера или владельца бизнеса. Очень характерно для небольших компаний, где эти функции вообще совмещены в одном лице – в случае неподчинения указанию велика вероятность, что профессиональному бухгалтеру придется оттуда уйти.

“Все зависит от ситуации, однако если вас все же просят сделать что-то неэтичное или неправильное, и вы исчерпали свои возможности повлиять на это в рамках самой компании, придется определиться, собираетесь ли вы продолжать работать на этого клиента или работодателя”, - говорит Адам Уайт. Принимая во внимание перспективы увольнения, это может быть непросто. “В плане борьбы с отмыванием, у нас есть линия помощи людям, у которых возникают вопросы или подозрения. Все, что связано с преступными доходами – а это может включать и неуплату налогов – подпадает под охват борьбы с отмыванием”.

Кстати, в отношении налоговых вопросов в AAT действует отдельный внутренний кодекс - Professional Conduct in Relation to Taxation (PCRT) – который может обеспечить ответами в специфических ситуациях, связанных с применением определенных налоговых схем, либо в случае уверенности профессионального бухгалтера в неправильном заполнении налоговой декларации клиентом. Членам AAT может потребоваться руководство относительно того, как обратить на проблему внимание самого клиента, поскольку в отдельных случаях, из-за вопросов конфиденциальности, для подачи отчета требуется его разрешение.

3. Можно ли работать на кого-то, против кого проводится полицейское расследование?

Марлен Прентис (Marlene Prentice), еще один эксперт по профессиональным стандартам в Ассоциации технических специалистов, рассказывает, как один из членов AAT обратился к ней за помощью, после того как прочитал в местной газете, что одну из его клиентских компаний в сфере стоматологических услуг вызвали в Суд Короны в связи с претензиями со стороны Национальной службы здравоохранения Англии. Что ему посоветовали? “Мы ответили, что эта информация была общедоступной, поэтому он может дать своему клиенту знать, что видел отчет, в связи с чем выражает свою обеспокоенность ситуацией”, - отвечает Марлен Прентис.

Она добавляет, что хотя в представлении очень многих в каждой такой ситуации нужно немедленно разрывать отношения, на самом деле членам AAT рекомендуется подходить к рассмотрению каждого случая индивидуально. “Важно поговорить с клиентом и узнать всю информацию. Не следует делать скоропалительных выводов. Примите взвешенное решение на основе доступной информации – что вам нужно сделать, чтобы защитить свою позицию?”

Еще одного профессионального бухгалтера в практике AAT пригласил человек, против которого завели дело по факту выращивания марихуаны у себя в доме. По заверениям того человека, он попробовал заняться этим впервые, и только для собственного употребления, в доказательство чего даже был готов предоставить полиции выписки со своих банковских счетов, что стало бы свидетельством, что к торговле готовым продуктом он отношения не имеет. Клиенту в этом могла бы пригодиться помощь профессионального бухгалтера – и с этой целью он обратился, причем имел на это полное право.

Марлен Прентис по этому поводу заявляет, что хотя они – внутренние консультанты – не имеют права прямо советовать, как поступить, однако они помогают принять взвешенные и обоснованные решения.

4. Профессиональный бухгалтер работает на двух директоров компании, которые разошлись во мнениях и дают разные указания

Еще одна часто встречающаяся проблема – “развод” бизнес-партнеров.

“Все может начинаться вполне по-дружески, но вдруг бухгалтеры оказываются зажатыми между молотом и наковальней. Вопрос – к кому обращаться за указаниями? Вы можете прямо заявить обеим сторонам, что инструкции должны быть четкими и не противоречащими друг другу. На основе их ответа вы далее решаете, разрывать или же продолжать отношения”, - говорит Марлен Прентис.

Здесь, по ее мнению, нет правильного или неправильного решения, и разрешение ситуации зависит от информации в наличии. “В общем случае мы действуем для своих членов в роли “озвучки”: озвучиваем то, что они уже знают, но ищут при этом поддержки и руководства”.

Еще один внутренний консультант по профессиональным стандартам Дармила Банджи (Dharmila Bhanji) отмечает, что с поссорившимися директорами очень важен контроль над ситуацией. “Напишите обеим сторонам и попросите о четких указаниях. Можете также позвонить нам в любую минуту, когда почувствуете затруднение, и мы поможем вам определить, какие следующие шаги надо предпринять”.

5. “Я собираюсь уйти от клиента по соображениям этики”

Ошибки в финансовых отчетах, оставшихся от прежних бухгалтеров, непростое в плане реагирование поведение управляющих – все это примеры сложностей, с которыми сталкиваешься при работе в небольших компаниях, отмечает Донна Дрю. “Однажды я рассматривала ситуацию, где клиент одного из членов AAT отказался предоставить отчетные документы своей компании, поскольку они знали, что не смогут заплатить по своим налоговым обязательствам. В том случае член AAT дал им последнюю возможность предоставить отчеты, после чего уволился”.

Другая проблема возникла уже в процессе расторжения отношений с клиентом: тот попросил бухгалтера оставить всю документацию за незапертой дверью, чтобы их потом забрать. Но бухгалтер решил, что это явно небезопасно, и что, прося его поступить подобным образом и оставить документы без присмотра, они нарушают требования Общего регламента по защите персональных данных (GDPR).

Теги: AAT  этические дилеммы  Association of Accounting Technicians  Ассоциация технических специалистов  профессиональная этика  Кодекс профессиональной этики  конфликты интересов  профессиональное суждение  профессиональная репутация  этический конфликт  проф