Акции «второго эшелона»: особенности и стратегия инвестирования

Рынок ценных бумаг. IPO, ICO, IEO

Автор:
Источник: ИК «Первый доверительный управляющий»
Опубликовано: 11 Октября 2011

Акции «второго эшелона» есть на любом фондовом рынке развитой или развивающейся страны, однако инвестиции в эти инструменты весьма и весьма специфичны и подходят далеко не всем частным инвесторам.

Итак, чем же отличается «второй эшелон» от «голубых фишек»?

Первое отличие заключается в уровне ликвидности, основным показателем которого можно считать средний дневной объем торгов акциями. Акции «второго эшелона» отличаются гораздо меньшим уровнем ликвидности по сравнению с «голубыми фишками»: средний дневной объем торгов по бумагам «второго эшелона» может быть в десятки и сотни раз ниже объемов торгов самыми ликвидными акциями.

В качестве примера можно привести результаты торгов акциями на Московской межбанковской валютной бирже, состоявшихся 31 августа 2011 года. Совокупный объем торгов всеми акциями за день составил 80,946 млрд. рублей, причем только по 12 выпускам акций дневной объем торгов превысил 1 млрд. рублей (собственно это и есть «голубые фишки»), однако на их долю пришлось 89,51% от общего объема торгов. На оставшиеся 288 выпусков акций («второй эшелон») пришлось всего 10,49% общего объема торгов.

В условиях стабильной ситуации на фондовом рынке разница в уровне ликвидности не является принципиальной, однако при резком падении рынка (подобного августовскому) продать акции «второго эшелона» без серьезных потерь становится достаточно сложно.

Второе отличие — слабая зависимость от колебаний рыночной конъюнктуры.

«Голубые фишки» первыми реагируют на любые новости и события, происходящие на рынке: в течение торгового дня они реагируют на колебания цен на нефть; изменения азиатских, европейских и американских индексов; динамику американских и глобальных депозитарных расписок; выход макроэкономических данных в России и за рубежом и т. д. Бумаги «второго эшелона», как правило, «живут своей жизнью»: они гораздо слабее зависят от текущего информационного фона. В результате «второй эшелон» зачастую оказывается в роли «догоняющего»: первыми и растут, и падают «голубые фишки».

Третье важное отличие – меньшая информационная прозрачность. В частности, подавляющее большинство компаний «второго эшелона» не предоставляет финансовую отчетность по международным стандартам, не имеет четкой дивидендной политики и долгосрочной стратегии развития (в этом сегменте рынка есть и исключения, но, к сожалению, их немного).

Кроме того, для многих компаний «второго эшелона», за исключением находящихся под государственным контролем или входящих в крупные финансово-промышленные группы, характерна чрезвычайно сложная и запутанная структура собственности. Чаще всего акционерами таких компаний выступают оффшоры, владеющие относительно небольшими долями в уставном капитале (от 3% до 20%).

Таким образом, акции «второго эшелона» характеризуются более высоким уровнем риска по сравнению с «голубыми фишками», однако риски вложений во «второй эшелон» компенсируются его доходностью.

В этом отношении очень показательна динамика рассчитываемых биржей ММВБ индексов компаний высокой и стандартной капитализации. За последние 20 месяцев (с января 2010 года по август 2011 года) индекс компаний высокой капитализации вырос на 11,02% (его можно считать хорошим индикатором динамики наиболее ликвидных акций), а индекс компаний стандартной капитализации, в большей степени отражающий динамику бумаг «второго эшелона», прибавил 33,01%.

Еще одним серьезным преимуществом компаний малой и средней капитализации является хорошая возможность диверсификации инвестиционного портфеля, по крайней мере, по отраслевому принципу. Например, если вернуться к итогам торгов 31 августа, то из 12 наиболее ликвидных выпусков акций четыре относится к нефтегазовому сектору, три – к банковскому, два – к металлургическому и по одному – к телекоммуникациям, электроэнергетике и производству удобрений, при этом ряд отраслей и секторов экономки представлен на фондовом рынке исключительно акциями «второго эшелона» (в частности, речь идет о потребительском секторе, машиностроении, строительстве, транспорте и т. д.).

На чем же должна быть основана стратегия инвестирования в такие бумаги?

Ключевым параметром любой стратегии, ориентированной на «второй эшелон», должен быть длительный срок инвестирования – ориентировочно от 3 до 5 лет.

Вложение капитала на меньшие сроки представляется весьма рискованным. Дело в том, что практически все инвестиционные идеи, связанные с низко ликвидными акциями относительно небольших компаний, можно распределить по четырем основным направлениям:очень низкая текущая рыночная капитализация относительно финансовых результатов или активов компании (например, компания «второго эшелона» вполне может стоить в 2-3 раза ниже стоимости чистых активов);

  • высокие ожидаемые темпы роста бизнеса (например, за счет получения крупного долгосрочного заказа);
  • реорганизация компаний (хорошим примером является присоединение межрегиональных компаний связи к «Ростелекому», завершившееся весной текущего года);
  • проведение первичного публичного размещения.

Естественно, что для практической реализации любой из таких долгосрочных идей требуется время, в частности, процесс масштабной реорганизации длится не менее 1,5-2 лет (в отдельных случаях – до 4-5 лет).

Еще один важный для «второго эшелона» инвестиционный параметр – ориентация на фундаментальный анализ в ходе принятия решений о покупке или продаже ценных бумаг. Практика показывает, что технический анализ плохо работает на низко ликвидных бумагах, а применение факторного анализа затруднено или вообще невозможно.

Соответственно, инвестор должен провести не только анализ отдельной компании, но и отраслевой, и макроэкономический анализ, так как низкая стоимость конкретной компании может объясняться объективными причинами.

Так, многие европейские банки (особенно греческие) сейчас торгуются на 20-60% дешевле собственного капитала: инвесторы опасаются их банкротства в случае дефолта хотя бы одной из стран Еврозоны (банки являются крупнейшими держателями государственных облигаций, в том числе и «проблемных» стран). Очень дешево сейчас оцениваются и компании-судовладельцы – ставки на фрахт судов близки к историческим минимумам из-за перенасыщения рынка, поэтому их эксплуатация в рамках заключенных ранее долгосрочных контрактов убыточна.

Следующий параметр стратегии – диверсификация, т. е. распределение вложений в акции как между отдельными отраслями, так и внутри них. Фактически при формировании инвестиционного портфеля инвестор должен найти несколько независимых инвестиционных идей, причем отобранные идеи не должны противоречить друг другу.

Так, при росте цен на нефть акции авиаперевозчиков, скорее всего, будут снижаться за счет увеличения затрат на авиатопливо, при этом бумаги нефтяных компаний будут показывать положительную динамику, поэтому одновременное включение в портфель бумаг этих отраслей не совсем логичным.

Кроме того, необходимо установить максимальную долю одной отрасли и отдельной бумаги в портфеле (чаще всего, доля отрасли не превышает – 10-15%, а доля одной бумаги – 5%).

И, наконец, последний параметр – регулярный пересмотр структуры портфеля. Это правило отнюдь не предполагает ежедневного наблюдения за котировками, однако периодическая «перетряска» портфеля необходима.

Вполне обоснованным является ежеквартальный пересмотр, так как инвестор получает возможность ознакомиться со «свежей» отчетностью компаний (хотя бы управленческой) и внимательно ее проанализировать.

Итак, стратегия инвестирования в акции «второго эшелона» должна быть долгосрочной и ориентированной на фундаментальный анализ, а также предполагать диверсификацию вложений и периодический пересмотр структуры портфеля.

Автор:

Теги: голубые фишки  акции “второго эшелона”  ликвидность  инвестиционный портфель