Аудит эффективности инвестиций в отдельные направления: BigData и Cloud

Теория аудита,...

Автор:
Источник: Ассоциация “Институт внутренних аудиторов”
Опубликовано: 21 Мая 2021

Ирина Удалова, CIA, ACCA, член Ассоциации “Институт внутренних аудиторов”[1], победитель Национальной премии “Внутренний аудитор года”[2] в номинации “Внутренний аудитор года” 2020 года

 

Объекты аудита

Инвестиции в новые высокотехнологичные бизнесы связаны с принятием высоких рисков, выходом из зоны комфорта, отсутствием достаточной экспертизы, а также высокой неопределенностью получения результата: продукта[3] и способов его монетизации.

Почему же тогда сегодня венчурные инвестиции есть почти в каждой крупной компании независимо от индустрии? Зачем корпорации все чаще вкладывают прибыль в финансирование цифровых стартапов?

Будущее невозможно без нового способа создания ценности для потребителя, основанного на уникальном опыте клиента. Выход на новые перспективные рынки позволит крупным компаниям, как правило, играющим на стабильных, но стагнирующих рынках, получить возможность экспоненциального роста, который показывают компании-“единороги”, закладывая фундамент цифровой трансформации самой корпорации. Обычно используются два способа цифровой трансформации: приобретение существующих цифровых компаний и инвестиции во внутреннее развитие.

Рассматриваемые в статье бизнесы функционируют в высокотехнологичной, динамичной, специфической среде, требующей высокого уровня гибкости, скорости принятия решений, толерантности к ошибкам. Применение к ним классических инструментов контроля – таких как планирование, бюджетирование, согласование, анализ отчетности и прочих методов – неэффективно, и может губительно сказаться на их деятельности. В данной ситуации необходимо найти разумный баланс между уровнем контроля и степенью предоставляемой свободы, разработать контрольную среду, способную “держать руку на пульсе” без создания бюрократических барьеров.

При принятии решения об инвестиции в развитие внутренней компетенции BigData в 2016 году менеджмент столкнулся с крайне высоким уровнем неопределенности: какой будет продукт, на каком рынке он должен функционировать, каковы способы монетизации и возможна ли окупаемость вложенных средств. Не более половины находящихся в разработке Центра BigData[4] продуктов доводится до минимального жизнеспособного продукта (MVP) и лишь несколько из них становятся полноценными самостоятельными продуктами.

На данный момент с помощью аналитики BigData в телеком-отрасли планируют строительство базовых станций; определяют места, форматы и ассортимент розничных салонов; разрабатывают тарифы, рекомендательные системы, а также развивают технологию распознавания голоса и анализа видео. Банки активно используют финансовый скоринг.

В целях развития облачного бизнеса компанией был приобретен и достроен с применением лучших инновационных технологий крупнейший дата-центр, предоставляющий услуги аренды инфраструктуры (стоек, юнитов, модулей); приобретен и интегрирован в экосистему МТС крупнейший облачный провайдер, оказывающий услуги Infrastructure-as-a-Service; усилена внутренняя компетенция CloudMTS, предоставляющая на рынке широкий спектр услуг.  

За 2018 год объем данных в «облаках» МТС увеличился в семь раз, а по итогам второго квартала 2020 года доходы облачного бизнеса выросли более чем в два раза по сравнению с предыдущим периодом.

Несмотря на положительную динамику, необходимо оценивать и контролировать эффективность инвестиций в указанные выше бизнесы. Проверка именного этого процесса и была общей целью представленного в статье аудита.

Общие цели и задачи

Аудит эффективности инвестиций в такие отдельные направления как BigData и Cloud представлял собой масштабный проект с вовлечением нескольких команд различных специалистов. Целью аудита стало рассмотрение бизнес-процессов с точки зрения операционной эффективности, ИТ и финансовых показателей.

Работа команд координировалась общим руководителем проекта. Цели каждой команды были взаимосвязаны друг с другом и с общим результатом: составлена и структурирована единая программа, процедуры; проводились общие интервью, обмен знаниями, полученной информацией.

Областями аудита являлись:

  • бюджетирование, анализ достижения целей;
  • процессы создания и управления инфраструктурой;  
  • процессы разработки, монетизации продуктов;
  • управление стратегией и мотивацией;
  • анализ эффективности производственных процессов;
  • анализ фрод-рисков (процедура проводилась с привлечением сотрудников экономической безопасности);
  • процесс обоснования и принятия решений об инвестировании в инновационные направления;
  • процесс текущего мониторинга реализации целей и задач инновационных направлений;
  • анализ актуальности и достаточности контрольных процедур на всех этапах управления инвестициями;
  • управление проектами;
  • процессы обеспечение информационной безопасности;
  • процессы эксплуатации инфраструктуры.

В ходе аудита был сделан фокус на основные риски:

  • Риск недостижения стратегических, операционных целей;
  • Риски фрода: манипуляции суммами премирования, потеря интеллектуальной собственности;
  • Риск недополучения доходов проверяемыми бизнесами;
  • Риск принятия необоснованных инвестиционных решений;
  • Риск неэффективного использования ресурcов;
  • Репутационные риски: риск выпуска на рынок некачественного/ невостребованного товара;
  • Риск нарушения сроков реализации проектов/ выпуска на рынок продуктов;
  • Риск использования некорректных данных в продуктах центра BigData;
  • Риск недоступности сервисов проверяемых бизнесов.

Рассмотрим подробнее аудит двух процессов.

Задача аудита процесса утверждения направления и объема финансирования

убедиться в полноте, корректности, достаточности контрольных процедур качества предоставляемой информации, на основании которой принимаются управленческие решения, а именно:

  1. Проверка соответствия целей новых бизнесов стратегии компании, а также своевременности их пересмотра в условиях динамично меняющейся среды;
  2. Анализ рынка планируемых инвестиций: проверка достоверности информации, надежности источников, предпосылок и прогнозов, проведение анализа макросреды (PEST), проверка полноты и соответствия выявленных факторов внутренней и внешней среды нового бизнеса, способных оказать влияние на его развитие и функционирование (SWOT);
  3. Анализ альтернативных решений: проверка корректности и полноты выбранных для сравнения альтернатив, логики и непредвзятости при выделении оптимального варианта. Проведение бенчмаркинга инновационных бизнесов затрудняется отсутствием доступной информации об аналогичной деятельности;
  4. Проверка расчета и предпосылок показателей окупаемости:

  • чистая текущая стоимость (NPV) – основной индикатор финансовой эффективности инвестиций. Определяется как сумма всех денежных потоков, возникающих при реализации инвестиционного проекта, с поправкой на ставку дисконтирования;
  • внутренняя норма прибыли (IRR) – дополнительный индикатор финансовой эффективности инвестиций; такая ставка дисконтирования, при которой NPV равна нулю;
  • дисконтированный период окупаемости (DPBP) – срок, необходимый для того, чтобы совокупные дисконтированные денежные потоки превысили ноль;
  • рентабельность инвестиций (PI) характеризует уровень доходов на единицу затрат, т.е. эффективность вложений;
  • NPV-at-risk – минимальное значение, ниже которого NPV не опустится с высоким уровнем доверия. Вероятность безубыточности – вероятность того, что даже в случае реализации рисков NPV будет положительным.

Сложность расчета показателей для инновационных бизнесов заключается в составлении прогнозных показателей будущих денежных потоков в условиях динамично меняющегося рынка и высокого уровня неопределенности.

5. Проверка соответствия КПЭ установленным целям, результатам, продуктам. КПЭ должны быть измеримы, конкретны, достаточны для оценки результатов, не избыточны, а способ их измерения – понятен. В случае с инновационными бизнесами КПЭ должны своевременно оцениваться и корректироваться в зависимости от стадии развития бизнеса, технологических изменений и изменений потребностей потребителей, но при этом оставаться непротиворечащими стратегическим целям компании.  

6. Проверка корректности цепочки согласования. Для проверяемых объектов данный инструмент контроля должен быть достаточен, но не избыточен, то есть должен обеспечивать необходимую скорость реакции на происходящие изменения;

7. Оценка размера инвестиционных расходов и соответствие целям;

8. Оценка адекватности сроков реализации проекта;

9. Оценка качества анализа рисков: полнота идентификации рисков, оценка вероятности и последствий.

Задачи аудита этапа мониторинга реализации инвестиционного проекта заключались в следующем:

  1. Оценка уровня управления и контроля за деятельностью новых бизнесов. Соблюдение политик и процедур должно балансировать с достаточным уровнем свободы действия, который необходим в быстрорастущем рынке с высоким уровнем неопределенности. Поэтому разрабатываются индивидуальные способы контроля и политики для каждого нового бизнеса: например, рассмотрение ключевых решений на отдельном комитете при возникновении необходимости, не дожидаясь общего собрания; снижение уровня согласования и требований к подготовке бизнес-кейса для обеспечения срочности и гибкости принятия решений; снижение уровня бюрократизации в части закупок, найма персонала и прочих чувствительных для новых бизнесов процессов.
  2. Оценка контрольных процедур достижения целей, корректировок принятых решений в части дополнительного финансирования/ закрытия бизнеса, а именно: пересчет и пересмотр предпосылок показателей окупаемости проекта с требуемой периодичностью, сравнение с уровнем показателей на этапе утверждения, изменение целей, КПЭ с учетом текущей ситуации, логика принятия решений о продолжении разработки/ закрытия продукта, оценка эффективности поиска новых источников монетизации.
  3. Анализ динамики финансовых показателей деятельности новых бизнесов: выручки, операционных расходов, OIBDA, чистой прибыли, затрат на приобретение активов, окупаемости вложенных средств. Сравнение текущих показателей с показателями, заложенными в бизнес-кейсе для оценки степени достижения поставленных финансовых целей.    
  4. Анализ достижения качественных показателей деятельности новых бизнесов: степени удовлетворенности как внутренних, так и внешних пользователей, изменения рейтинга, доли рынка, количества запущенных продуктов; проверка расчета и логики оценки внутренних эффектов на экосистему МТС.
  5. Анализ эффективности использования ресурсов: утилизация оборудования и мощностей, гросс-маржа на одного сотрудника.

При формировании выводов об эффективности вложений в инновационный бизнес важно понимать, что цифровые компании в течение продолжительного периода могут показывать низкую прибыль или даже убыток; не следует путать небольшую чистую прибыль с финансовой неэффективностью операций. Если остановиться слишком рано, прежде чем достигнуты реальные пределы возможного, то это может стоить всех инвестиций. Однако необходимо отслеживать изменения ключевых показателей бизнеса, чтобы в случае отсутствия перспектив своевременно прекратить дальнейшее финансирование. Необходимо установить оптимальную контрольную среду, предоставляющую инновационным бизнесам гибкость для развития.

Завершить статью хотелось бы словами из книги В. Орловского и В. Коровкина «От носорога к единорогу»: «В цифровом мире невозможно добиться успеха, настаивая на безошибочных решениях. В культуре, которая допускает неудачи и умеет делать из них выводы, сделать ошибку гораздо важнее, нежели критиковать попытки других. На том, что вы делаете сами, вы учитесь, создавая более сильные команды и лучшие процессы, вы накапливаете запас компетенций, которые можно пересмотреть и взять в работу, когда появится возможность».


[1] Ассоциация “Институт внутренних аудиторов” (Ассоциация “ИВА”), зарегистрированная в 2000 г., является профессиональным объединением более чем 4000 внутренних аудиторов, внутренних контролеров и работников других контрольных подразделений российских компаний и организаций. Подробности на сайте www.iia-ru.ru

[2] Национальная премия “Внутренний аудитор года” учреждена Институтом внутренних аудиторов в 2013 году. Подробности на сайте www.iva-ag.ru

[3] В случае с BigData может быть не определен даже продукт.

[4] В организационной структуре компании МТС данное направление бизнеса носит название “Центр БигДата”. По своей специфике Центры отличаются от департаментов или отделов.

Автор:

Теги: аудит эффективности инвестиций  BigData  Cloud  Институт внутренних аудиторов  объекты аудита  высокотехнологичные бизнесы  венчурные инвестиции  цифровые стартапы  создание ценности  цифровая трансформация  цифровые компании  Ассоциация “ИВА”  минимальны