Аудит и консалтинг - 2014. Образование аудиторов и бухгалтеров

Теория аудита,...

Автор:
Источник: Журнал “АУДИТОР” №3-2015
Опубликовано: 26 Марта 2015

В статье освещаются основные тенденции на рынке аудита и консалтинга в России в 2014 году, рассматриваются вопросы обучения бухгалтеров и аудиторов. Приводятся рэнкинги аудиторско-консалтинговых компаний и учебно-методических центров по подготовке профессиональных бух­галтеров и аудиторов по результатам деятельности за 2014 год.

Аудит и консалтинг

В последние годы общая макроэкономи­ческая ситуация в нашей стране остается сложной. Но если сравнить ее с примерами других стран, то можно сказать, что общий спад динамики роста и перманентные про­явления кризиса характерны большинству ранее динамично развивавшихся экономик. Цикличность явлений в рыночной экономике достаточно давно была исследована в тру­дах нашего соотечественника, выдающегося экономиста Н.Д. Кондратьева, и к кризисам давно уже следует относиться как к ожида­емым, систематическим и естественным фе­номенам, порожденным регулирующими ме­ханизмами рынка.

В современном, постоянно меняющем­ся мире, жизнь аудитора и консультанта не может быть спокойной и размеренной, поскольку невозможно абстрагироваться от динамики развития общественных от­ношений, аудиторы и консультанты свя­заны с наиболее мобильной и динамичной его частью — бизнесом, который находится в постоянном поиске ресурсов, новых про­дуктов и рынков сбыта. Кроме того, на про­тяжении последних пяти-семи лет как в нашей стране, так и во всем мире посто­янно говорят о проблемах аудита и о недо­бросовестных аудиторах, поэтому склады­вается впечатление, что аудиторская дея­тельность — это один клубок нерешенных проблем.

Одна из главных причин, которая сфор­мировала сложное отношение к аудиторам, и неверное понимание их роли в обществе, несмотря на их общественную значимость - это публикации в средствах массовой ин­формации. Яркие, броские заголовки их ста­тей и определения, которые оставляют след в подсознании читающей аудитории, часто не отражают сущности используемых поня­тий, а порой и превратно трактуют их. Так, до сих пор в СМИ аудиторов часто называют «ревизорами», «контролерами», хотя таковыми они не являются ни по определению, ни по законодательству.

В последние годы аудиторы активно призывают считать свою профессию обще­ственно значимой, и для этого у них есть определенные основания. Да, аудиторы уча­ствуют в цепочке создания прибавочной стоимости в системе общественного произ­водства, но участвуют опосредованно, в ка­честве эксперта-профессионала, который дает свою оценку (заключение) о досто­верности финансовой отчетности. Сегодня аудитор не контролер, он эксперт и кон­сультант. Общеизвестно, что контроль - это функция управления, а аудитор в этом про­цессе участвует в качестве профессионала, осуществляющего независимую профессио­нальную бухгалтерскую экспертизу отчет­ности.

Подтверждением опосредованного от­ношения аудита к системе финансового контроля являются как сформировавшаяся законодательная база, так и значения по­нятий, используемых в аудиторской деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»: «Аудит — независимая проверка бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверно­сти такой отчетности»1, также в законе го­ворится о том, что «Аудиторская деятель­ность (аудиторские услуги) деятельность по проведению аудита и оказанию сопут­ствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивиду­альными аудиторами»2, т. е. уточняется, что аудиторская деятельность- это деятель­ность по оказанию услуг, а не осуществле­нию контроля за чем-либо.

Соответствующим подтверждением це­лей аудита является его трактовка в Глос­сарии терминов Международной феде­рации бухгалтеров (IFAC), переведенных на русский язык: «Аудит финансовой отчетности (Audit of financial statements).Це­лью аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтер­ской) отчетности...»3

Таким образом, в соответствии с дей­ствующим российским законодательством, функция контроля является прерогативой собственников, акционеров (кроме особых случаев, когда функции управления (конт­роля) передаются на аутсорсинг, например, в соответствии со ст. 86, 87 Федерально­го закона «Об акционерных обществах» 4), а целью аудита являются выражение мне­ния, оценка и экспертное заключение, ис­пользуемые заинтересованным лицом (лицами) в процессе контроля, но не сам контроль. Если обратиться к смыслу слова «экспертиза» («Экспертиза — рассмотре­ние, исследование чего-л. специалистами для правильной оценки чего-л., заключе­ния и т.п.»5 то, соответственно, можно сде­лать вывод, что к аудиту наиболее близко именно это определение и его следует рас­сматривать именно как бухгалтерскую экс­пертизу и инструмент контроля в системе управления.

Соответственно, аудиторская проверка отчетности как в соответствии с законодательством РФ, так и с логикой русского языка, не является контролем как таковым, а служит независимой проверкой в форме профессиональной услуги (экспертизы) финансовой отчетности с целью контроля, но уже не аудитором, который провел такую проверку, а заинтересованным лицом, которому предназначены результаты этой независимой проверки (экспертизы).

Однако, кроме непреднамеренного иска­жения смысла слов, в современных бизнес-отношениях встречаются и другие элементы и представления, влияющие на связи обще­ства с аудиторами и формирование мнения о них.

1 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ, ст. 1.

2 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ, ст. 3.

3 Глоссарий терминов..

4 При этом фигурирует понятие «проверки финансово-хозяйственной деятельности общества», а не аудита финансовой отчетности.

5 Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный (онлайн-версия) http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-122185.htm.


Марина Ризванова, генеральный директор аудиторско-консалтинговой группы «Уральский союз»

В условиях беспрецедентного ценового демпин­га, отмеченных в 2014 году, аудиторские компа­нии вынуждены постоянно проводить мониторинг конкурентов. На сегодняшний день самый рас­пространенный и доступный источник данных -цены конкурсов при размещении госзаказа. В случаях аудиторских проверок также бывают доступны документы конкурентов за прошедшие годы. Но основная часть информации собирается и по другим каналам, причем не всегда офици­альным.

Информация о ценах на аудиторско-консалтинговом рынке фрагментарна, в связи с чем объектив­ных исследований условий и стоимости услуг фак­тически нет. Конечно, мнение клиентов и обрат­ная связь очень важны. Правда, замечена определенная закономерность: чем крупнее кли­ент, тем менее он лоялен, причем независимо от качества услуг.

Разрыв ожиданий

В современном понимании аудит рассма­тривается как «деловая профессиональная услуга» [6], что полностью позволяет от­носить ее к категории интеллектуальных услуг, которые соответственно в силу сво­его определения и предназначения, должны адаптироваться к меняющимся рынкам и условиям, чтобы соответствовать запросампотребителей с одной стороны и при этом сохранять незыблемые основы своей профессии – независимость, беспристрастность и компетентность, с другой. При этом в отношениях между аудитором и аудируемым лицом существует некий разрыв междуожиданием пользователя услуги и результатом оказания этой услуги, так называемая «асимметрия восприятия». «Асимметрия восприятия отличается от асимметрии информации тем, что заказчик может быть полностью информирован о предоставляемой ему услуге, но воспринимать услуги, предоставляемые другим участникам рынка, эквивалентными предоставленной ему. Это заставляет потребителя считать, что ему предоставлена стандартная услуга, вне зависимости от того, насколько эта услуга в действительности индивидуализирована под данного заказчика» [8].

Такие представления связаны с тем, что зачастую потребители аудиторских услуг не могут определить справедливую сто­имость аудита в силу отсутствия необхо­димых знаний, а порой и просто не имеют представления о реальных затратах и се­бестоимости аудиторских услуг. Следует отметить, что во многом по этой причине, в аудиторской деятельности, а именно в ау­дите финансовой отчетности, существует проблема определения справедливой сто­имости услуг аудитора. И одной из причин этой проблемы является объективная разни­ца в восприятии аудитора как продавца сво­ей уникальной услуги и потребителя как по­купателя аудиторской информации в форме заключения о достоверности финансовой от­четности, которая в его представлении выглядит как стандартная услуга.

На протяжении многих лет развития аудита в России не уделялось должного вни­мания определению объективной стоимо­сти аудиторских услуг. И только необходи­мость борьбы с продолжающимся демпингом на рынке аудиторских услуг в последние годы поставила задачу разработки методик оценки стоимости аудита. В этом отношении весьма интересной и полезной представля­ется работа Д.В. Уваренкова опубликованная в октябрьском номере журнала «АУДИТОР» за 2014 год [7], в которой был проведен в до­статочной степени детальный и обоснован­ный анализ стоимости аудиторских (и консультационных) услуг и была предложена методика определения средней стоимости аудиторских услуг, которую могут исполь­зовать как потребители этих услуг при кон­курсном отборе аудитора, так и сами аудито­ры при формировании расценок на консал­тинговые услуги.

Регулирование на рынке аудиторских услуг

Следует отметить тот факт, что систе­ма саморегулирования, которая сформи­ровалась в профессиональной аудиторской деятельности, несмотря на ее недостат­ки, в целом работает, иерархия контроля за аудиторской деятельностью выстроена, Росфиннадзор и СРО аудиторов научилисьнеплохо взаимодействовать друг с дру­гом. Осталось только определиться с необходимым количеством саморегулируемых организаций аудиторов на отечественном рынке, которое обеспечит не только эффективное управление профессиональным со­обществом, но и реализацию его прав и про­фессиональных интересов. 

Как считают А.В. Турбанов и И.А. Лисовская, «анализ российской модели регулирования аудиторской деятельности в целом показал ее соответствие мировой практике и наличие сформировавшегося института аудита, адекватного развитию националь­ной экономики» [9], — и с этим мнением не­возможно не согласиться. Сейчас требуется некоторое время (один-два года) для каче­ственного анализа состояния аудиторского рынка и сформированной системы его регу­лирования с целью дальнейшего совершен­ствования.

Проверки Росфиннадзора внесли свой вклад в очищение рынка аудиторских ус­луг от откровенно недобросовестных ауди­торов. Проверяя ежегодно более трехсот аудиторских организаций, осуществляющих аудит общественно значимых органи­заций, Росфиннадзор выявляет нарушения как требований Закона «Об аудиторской деятельности», так и действующих стан­дартов аудита.

По данным Министерства финансов РФ, в контрольном экземпляре реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов по состоянию на 10 марта текущего года число аудиторских организаций в России составило 4 514, аудиторов-физических лиц – 22 060 чел., из которых единый аттестат нового образца имеют 3 436 чел. Таким образом, за 2014 год наблюдается 3% снижение количества аудиторов и аудиторских компаний на рынке аудита и 6% рост количества аудиторов с Единым аттестатом.

Советом по аудиторской деятельности в 2014 году были произведены важные дей­ствия, ожидаемые аудиторским сообще­ством и призванные навести порядок на от­ечественном рынке аудиторских услуг. Так, в марте 2014 года Совет поддержал Меры совершенствования условий конкуренции на рынке аудиторских услуг, а в сентябре 2014 года в рамках методической помощи аудиторским организациям, участвующим в конкурсах, он одобрил методические реко­мендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения до­говора о проведении аудита бухгалтерской отчетности организаций, указанных в ч. 4 ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности», и примерный договор на проведение ауди­та. В январе 2015 года на официальном сайте Минфина опубликован методический доку­мент, определяющий «Признаки недобросо­вестной конкуренции на рынке аудиторских услуг» (он был принят 18 декабря 2014 года Советом по аудиторской деятельности), и рекомендован хозяйствующим субъектам при организации и проведении открытых конкурсов по выбору поставщика аудитор­ских услуг.

Тенденции

Экономические санкции Запада не спо­собствовали экономическому росту в нашей стране, но все мы ждем их результата, кото­рый, создав программу импортозамещения, должен дать России в ближайшем будущем заветный толчок к развитию отечественного производства и приросту экономических показателей.

Поэтому ожидать какого-либо увеличе­ния объема спроса на рынке аудита пока серьезных оснований нет. На протяжении мно­гих лет существует устойчивый спрос на ка­чественный аудит в определенном кругу потребителей, который практически стабилен, — это крупные отечественные компании, работающие как в России, так и на между­народных рынках. Может появиться некото­рый спрос на аудиторские услуги, связанные с реализацией столичных и региональных проектов, в том числе и крупных инфра­структурных.

А вот консалтинговые услуги, независимо от роста или падения макроэкономических показателей, продолжают стабильно поль­зоваться спросом. Уже на протяжении ряда лет несмотря на снижение макроэкономиче­ских показателей, объемы предоставляемых консультационных услуг продолжают расти. Особым спросом в 2014 году пользовались услуги налогового, юридического, управлен­ческого и финансового консалтинга, и результаты деятельности компаний-участ­ников нашего рэнкинга эти тенденции подтверждают.

По-прежнему гарантией дальнейшего вы­живания на отечественном рынкеаудиторско-консалтинговых услуг будет оператив­ная диверсификация деятельности аудитор­ских компаний в рамках закона. Как считают Л.З. Шнейдман и В.В. Ульянова, «наиболее устойчивыми к изменениям на рынке явля­ются аудиторские организации с мультидисциплинарной практикой, сочетающие оказа­ние аудиторских, консультационных и иных допускаемых законодательством услуг» [10].

Второе успешно развивающееся направ­ление деятельности для аудиторско-консалтинговых компаний - это рынок услуг аутсорсинга, бухгалтерского, финансового и управленческого.

Общие тенденции аудиторского рын­ка остаются неизменными. На отечествен­ном рынке по-прежнему существуют моно­польные проявления, впрочем, как и во всем мире. Основную массу крупных клиентов об­служивает небольшое количество крупней­ших аудиторско-консалтинговых компаний. Причем это определяется не только их взаимными желаниями, но и объективными факторами, такими как наличие большого штата аудиторов и консультантов у крупных аудиторских компаний, способных работать с большими объемами информации, а также соответствующей, признаваемой репута­цией для обеспечения возможности выхода на зарубежные рынки капитала.

Переломить эту общемировую практику единовременно не представляется возмож­ным. Поэтому для отечественных компаний наилучшим решением в современной ситуа­ции является как участие в совместных кон­курсах с крупнейшими международными аудиторскими компаниями (например, это делает на протяжении многих лет компа­ния ФБК), так и сотрудничество с междуна­родными аудиторскими сетями (например, компания ФБК в 2014 году вошла в между­народную сеть «Гранд Торнтон» или, на­пример, группа компаний «Универс-Аудит» входит вHLBInternational и т.д.), что дает возможность не только сохранить свои имя, статус на российском рынке и собствен­ные наработки, но и получить преимуще­ства от совместного участия с зарубежны­ми аудиторскими компаниями в проектах по аудиту и консалтингу на международных рынках. При этом могут быть реализованы определенные преимущества отечественных компаний, заключающиеся в мобильности и лучшем знании региональной и отраслевой специфики бизнеса в России, в возможности принимать участие в исполнении крупных заказов на российском и на международных рынках и дальнейшем совершенствовании своей работы в формате международных стандартов учета и аудита.


Анастасия Терехина, АССА, менеджер департамента аудита компании «Мазар»

Перевод аудиторской деятельности на МСА в пол­ном объеме вызывает различную реакцию со сто­роны аудиторского сообщества. С одной стороны, аудиторам, которые проводят аудит для иностран­ных пользователей отчетности - чаще всего это члены международных сетей - приходится сейчас адаптировать свои подходы, принимая во внима­ние требования как МСА, так и федеральных стан­дартов, что, как правило, является дополнитель­ной нагрузкой на аудиторов. Существенную часть портфеля клиентов международных аудиторских и консалтинговых групп составляют дочерние ком­пании международных групп, менеджмент которых чаще всего хочет видеть аудит, выполненный по МСА. При этом наши иностранные коллеги - груп­повые аудиторы, когда проводят обзорные провер­ки нашей работы, тоже хотят быть уверенными в том, что мы сделали аудит не по российским стандартам, а по МСА. Конечно, необходимость применять два стандарта - это дополнительная на­грузка на аудиторов и на отделы контроля каче­ства, т. к. приходится оценивать, насколько проде­ланная работа соответствует двум стандартам, ко­торые, хотя и не различаются диаметрально, не совпадают в отдельных аспектах. Соответ­ственно, это создает дополнительные риски того, что требование какого-либо стандарта окажется нарушенным. С другой стороны, отмена действую­щих стандартов аудита и введение в действие МСА вызывает негативную реакцию со стороны аудиторского сообщества, т. к. это может поста­вить вопрос об обучении аудиторов международным стандартам и какой-то новой аттестации, на­пример, на право аудита консолидированной от­четности.

Участие российских аудиторских компа­ний в международных аудиторских сетях позволяет использовать готовые наработки в части общих стандартов, подходов, правил и бренда, сохраняя юридическую самосто­ятельность, сформированную клиентскую базу и рыночную нишу на отечественном рынке.

Еще одной актуальной темой, активно об­суждаемой в последнее время аудиторским сообществом, является введение с 2018 года в России Международных стандартов аудита (МСА), применяемых Международной федерацией бухгалтеров (IFAC).

Существуют два пути внедрения МСА: адаптация и прямой перевод. У каждого ва­рианта есть как преимущества, так и недо­статки, как сторонники, так и противники. Но вне зависимости от выбранного вариан­та внедрение МСА неизбежно, и аудиторам необходимо активно приступать к их из­учению.

Рейтинг

Сформированный по результатам дея­тельности за 2014 год рэнкинг аудиторско-консалтинговых компаний и групп нас от­кровенно порадовал, поскольку сохранилась основная группа компаний, участвующих в этом рэнкинге на протяжении уже четырех лет, которые подтверждают свой заявлен­ный статус открытых для рынка компаний, имеющих за своими плечами хороший ба­гаж и постоянно развивающихся, умеющих получить пользу от своей открытой инфор­мационной политики и публикаций в прессе. Также было приятно увидеть новые компа­нии, крупные, средние и небольшие, портрет которых соответствует среднестатистиче­ским показателям аудиторских компаний отечественного рынка, готовых представить себя общественности, развиваться, искать новых клиентов и интересные проекты.

По результатам обработки анкет участ­ников рэнкинга и информации, размещае­мой ими в сети Интернет, можно сказать, многие компании стали активнее использо­вать виртуальные возможности, сайты мно­гих компаний стали дружелюбнее для по­сетителей. Те компании, которые не имели сайтов, обзавелись ими, т.е. стали их рас­сматривать как полезный информацион­ный, маркетинговый ресурс, позволяющий не только размещать информацию о себе, но и увеличить поток клиентов (у одних — боль­ше, у других — меньше) и в целом получить благоприятный результат от информацион­ной открытости.

Образование аудитора и бухгалтера

Прошли те времена, когда аудиторы и бухгалтеры проходили формальное обу­чение для получения аттестата и свидетель­ства о повышении квалификации. Теперь жесткая рука рынка в совокупности с дей­ствиями регулятора наводит порядок в сфе­ре профессиональных интересов аудиторов и бухгалтеров. Поэтому на первый план как для ВУЗов, так и для Центров профессио­нального обучения выходят бизнес-образование, подготовка и повышение квалифи­кации специалистов в соответствии с требованиями бизнеса и ситуацией на рынке. Таким образом, приоритетом в образовании становится практическая профессиональная квалификация специалиста и умение выпол­нять необходимую работу в режиме меняю­щихся норм и требований.

Сегодня система профессионального об­разования в России проходит очередной пе­риод реформирования на базе так называе­мой компетентностной модели высшего про­фессионального образования, основанной на реализации принципов Болонского процесса.


Одним из этапов реформирования явля­ется введение профессиональных стандар­тов — характеристик квалификации, кото­рая необходима работнику для осуществле­ния определенного вида профессиональной деятельности. В этой связи Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 236-ФЗ в Трудовой кодекс РФ была введена статья 195.1, определяющая понятия квалификации работника и профессионального стандарта. Планируется, что в ближайшем времени разработанные профессиональные стандар­ты (в настоящее время их уже более 400) за­менят устаревшие квалификационные справочники.


Пятенко Сергей Васильевич, генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК

О проблемах бизнес-образования

Сейчас существуют три основных международных вузовских рейтинга:ARWU (Шанхайский рей­тинг),QSWUR и рейтингTimesHigherEducation. Между ними есть методологические различия, но едина объединяющая платформа: 60-70% веса имеют критерии «околонаучного характера» (ко­личество публикаций, количество ссылок или ци­тат, академическая репутация вуза и т. д.). Оче­видно, такой «квазинаучный перекос» (тем более в сторону узкого круга англоязычных журналов, книги вообще не учитываются) не соответствует запросам потребителей - работодателей и студентов. Главная продукция вузов - знания, уме­ния выпускников, а не научные достижения пре­подавателей. Как потребителю продукции вузов работодателю не важно число ссылок на препода­вателей в научных журналах. Для него важнее, чему научились выпускники. Количество ссылок на труды преподавателя также неинтересно сту­денту. Для него важно, чему полезному тот мо­жет научить.

«Серьезным прогрессом в отечественном анали­зе последних лет можно считать набирающие по­пулярность рейтинги вузов России и СНГ, кото­рые составляет агентство «Эксперт РА». В них вес критериев, связанных с «условиями для полу­чения качественного образования» составляет 50%, и еще 30% составляет «востребованность работодателями», а на «науку» оставлено только 20%. Такое направление движения представляет­ся разумным», - отметил генеральный директор ЭПШ ФБК. Интересны и итоги рейтинга по востре­бованности выпускников топ-200 университетов мира: лучшие работодатели предпочитают вы­пускников из вузов отнюдь не лидирующих по чис­лу публикаций.

Профессиональные стандарты являются основным инструментом саморегулирования на рынке труда. Стандарты представляют собой нормативные документы, определяющие в конкретном виде профессиональной деятельности ряд требований к содержанию труда и его качеству, условиям осуществле­ния трудовой деятельности, к уровню квали­фикации работника, к практическому опыту, профессиональному образованию и обуче­нию, необходимому для соответствия данной квалификации.

Профессиональные стандарты аудитора и бухгалтера

Минувший 2014 год в сфере бухгалтер­ского учета и аудита можно смело назвать годом стандартов, поскольку велись раз­работка и обсуждение сразу двух важных для нас профессиональных стандартов -бухгалтера и аудитора, стандартов, форму­лирующих требования к представителям профессии, определяющих их сферу дея­тельности.

В настоящее время профессиональный стандарт бухгалтера уже утвержден Прика­зом Минтруда России от 22 декабря 2014 года № 1061н «Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер» и вступил в дей­ствие с января 2015 года. Разработчиком данного профессионального стандарта вы­ступил НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», а профес­сиональный стандарт аудитора еще прохо­дит этап общественного обсуждения, поэтому все заинтересованные могут принять в этом участие на сайте разработчика стандарта: http://www.stekaudit.ru/profstandart/.


Суханов Сергей Сергеевич, член рабочего органа Совета по аудиторской деятельности при Минфине России, руководитель Учебного центра «СТЕК»

Говоря о прохождении повышения квалификации, следует отметить, что в последнее время наблюдается рост интереса аудиторов непосредственно к профессиональным темам, а не только к курсам, посвященным последним изменениям в налогообложении и бухгалтерском учете. Продолжают оставаться актуальными темы, связанные с организацией внутреннего контроля качества работы аудиторской фирмы и подготовкой к внешнему контролю со стороны СРО и Росфиннадзора. В связи с внесением и3менений в Закон об аудиторской деятельности и введением в России в ближайшие два-три года международных стандартов аудита, тема МСА выходит на первый план при повышении квалификации аудиторов. Соответственно, ключевой 3адачей для учебных центров в ближайшее время станет обеспечение слушателей квалифицированными преподавателями в области МСА. В связи с этим Совет по аудиторской деятельности одобрил программу подготовки преподавателей и рекомендовал СРО органи3овать их обучение по данной программе.

Также для аудиторов и бухгалтеров остаются актуальными программы, посвященные МСФО. Лидером среди таких программ является подготовкак экзамену ДипИФР (Рус), проводимому Ассоциацией присяжных сертифицированных бухгалтеров Великобритании (АССА). Сложность сдачи экзамена поддерживает престиж данного диплома и является гарантией наличия исчерпывающих знаний в области МСФО у его обладателя. Сейчас АССА разработала новый Диплом по российскому налогообложению - ДипИРФ, который обещает быть не менее востребованным как у работников, так и у работодателей.

Профессиональный стандарт аудитора дает описание не просто должности ауди­тора, а вида деятельности аудитора в целом с учетом его особенностей. Согласно информации, указанной на сайте разработчи­ка стандарта «при описании аудиторской деятельности в профессиональном стан­дарте учитываются требования основных нормативных правовых актов Российской Федерации по аудиторской деятельности (Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», федеральные стандарты аудиторской дея­тельности, Кодекс профессиональной этики аудиторов и разъяснения и официальная ин­формация Министерства финансов Россий­ской Федерации), а также положения меж­дународных стандартов аудита и контроля качества, международных стандартов образования профессиональных бухгалтеров, разработанных 1ЕЛС, российская и между­народная практика осуществления аудитор­ской деятельности»1.

1 http://www.stekaudit.ru/profstandart/

В этой связи следует обратить внимание на то, что в ближайшее время большой попу­лярностью будут пользоваться как ставшие уже традиционными программы обучения Международным стандартам финансовой отчетности, так и новые программы по из­учению Международных стандартов аудита, которые будут основываться на отечествен­ных профессиональных стандартах бухгал­тера и аудитора.

Рейтинг

При формировании рейтинга учебно-ме­тодических центров по обучению профес­сиональных бухгалтеров и аудиторов мы по-прежнему придерживаемся правила раз­деления учебных центров по их принадлеж­ности к государственному и частному сек­торам образовательной деятельности, а так­же по отношению к новым, неклассическим формам обучения, таким как онлайн-обучение. Какие из новых форм обучения покажут себя более эффективными, определят время, сами обучаемые и их работодатели. Лидера­ми рейтинга учебно-методических центров по-прежнему остаются крупнейшие негосу­дарственные образовательные учреждения, такие как Учебный центр «СТЕК», «Эконо­мико-правовая школа ФБК», ИПК «Постгрэюэйт-РАУ», учебные центры крупнейших государственных ВУЗов - Финансового уни­верситета при Правительстве РФ, Высшей школы экономики и Санкт-Петербургского Государственного университета.


Участники нашего рейтинга имеют хорошую учебно-методическую базу и уже на протяжении многих лет представляют высокие показатели успешной сдачи тестов и экзаменов, что говорит не только о высокой степени организации учебного процесса, но и о квалифицированном преподавательском составе, который сможет обеспечить достой­ную подготовку специалистов и в новой си­стеме образования, настроенной на обучение кадров в соответствии с потребностями биз­неса и базирующейся на профессиональных стандартах.

Структура учебного процесса в современ­ных учебных центрах становится более дру­желюбной для обучаемых, с каждым годом все больше используются интерактивные формы обучения и живого взаимодействия обучаемого и преподавателя.

В учебных центрах с каждым годом ста­новится все больше преподавателей, обла­дающих зарубежными профессиональными квалификациями DipIFR, IAB, CIA, CIMA и др.

На рынке профессионального обучения продолжает активно расти доля онлайн об­разования. Дистанционные курсы включа­ют в себя вебинары, электронные учебни­ки, задачи, систему онлайн тестирования, а также сопровождение преподавателей (тьюторов). Но далеко не всем учебным цен­трам удается обеспечить серьезный охват аудитории. Здесь все зависит от качества специально разработанных под онлан-фор-мат программ обучения и используемых программных решений.

Лидером в дистанционном обучении оста­ется неоднократный участник нашего рей­тинга — учебный центр Финансовая акаде­мия «Актив». За последние несколько лет специалистами центра расширен перечень курсов, и помимо ставших уже традици­онными АССА (DipIFR (rus) и ДипНРФ, введены сертификационные программы IPFM и CIMA, что позволило существенно увеличить количество дипломированных выпускников.

Важно также отметить, что наиболее ста­бильные результаты деятельности показы­вают учебные центры, применяющие много­профильный подход к своей образователь­ной деятельности и обучающие не только специалистов одной профессии разным ква­лификациям по российским и зарубежным программам, но и специалистов смежных от­раслей, постоянно изучающие конъюнктуру рынка и активно реализующие новые обра­зовательные программы, потребность в ко­торых диктует динамичное развитие обще­ственных отношений.


Список литературы:

  1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 № 307-ФЗ.
  2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ (ред. от 4 ноября 2014 года).
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. [Электронный ресурс] -http://slovar-ojegova.888news. name/pp/28342-%CF%D0%CE%C2%C5%D0%C8%D2%DC.html.
  4. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. [Электронный ресурс] -http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-122185.htm

Автор:

Теги: аудит  консалтинг  образование аудиторов  бухгалтеры  рынок аудита и консалтинга  обучение бухгалтеров и аудиторов  макроэкономическая ситуация  кризис  проблемы аудита  аудиторская деятельность  аудиторские услуги  бухгалтерская отчетность  финансовая от