В статье рассматриваются вопросы сочетания аудиторской проверки и анализа качества управления экономическими субъектами, исследуются возможности и конкретные механизмы штрафных санкций за некачественный аудит и неудовлетворительный анализ качества управления.
В общем случае информационное звено экономических и социально-экономических систем, поставляющее необходимую для принятия управленческих решений информацию, состоит из пяти блоков: первичный учет, бухгалтерский учет, оценка достоверности бухгалтерской отчетности (обычно это аудит), анализ и поддержка принятия решений [1, с. 66—71].
Не касаясь содержания всего блока анализа, отметим, что значительное место в нем зачастую занимает анализ качества управления экономическими субъектами. Особенно актуальной представляется эта задача применительно к общественно значимым экономическим субъектам (ОЗЭС).
Во-первых, в силу их большой важности для экономической жизни страны.
Во-вторых, у них часто есть вышестоящие инстанции (например, территориальные управления Центрального банка России для кредитных организаций), которые крайне заинтересованы в оценке качества управления соответствующими ОЗЭС, но не имеют в достаточном количестве квалифицированных кадров для такой оценки. Сформулированная задача должна решаться на базе достоверной бухгалтерской отчетности, поскольку в случае недостоверности последней анализ качества управления экономическими субъектами не имеет смысла. Сочетанию аудита и анализа качества управления экономическими субъектами в современных российских условиях и посвящена настоящая статья.
Аудит и анализ качества управления
Рассмотрим сначала один частный пример — жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). В стране растет недовольство постоянно растущими тарифами на его услуги при низком качестве таких услуг. В этих условиях ряд авторов (например [2, с. 50]) предлагают сделать предприятия ЖКХ субъектами обязательного аудита. Но существует и другая точка зрения, что аудиторская проверка здесь будет излишней, а жильцов интересуют вопросы другого типа: по разумным ли ценам закупаются тепло, вода, газ, правильно ли расходуются деньги, которые получает от жильцов управляющая компания, и др. [3, с. 22—23].
Второй пример связан с акционерными обществами. Сегодня любому акционеру «важнее знать, что наемный директор его не обманывает, не закупает материалы втридорога через свою подставную фирму, чем отметка на бухгалтерской отчетности о ее достоверности» [3, с. 25]. На наш взгляд, в обоих примерах важны как проверка достоверности бухгалтерской отчетности рассматриваемых экономических субъектов, так и интересующие жильца или акционера вопросы, которые относятся к качеству управления соответствующими экономическими субъектами.
Можно привести и другие примеры. Поэтому полезно, на наш взгляд, законодательно выделить субъекты обязательного анализа качества управления (СОАКУ*). Предположительно это будут такие экономические субъекты, для которых анализ качества управления или важнее оценки достоверности бухгалтерской отчетности, или просто достаточно важен.
*Вообще не исключено, что совокупности ОЗЭС и СОАКУ будут совпадать или отличаться незначительно.
По нашему мнению, сюда должны войти, в первую очередь, ОЗЭС. Это те организации, которые перечислены в ч. 3 ст. 5 Закона «Об аудиторской деятельности» [4]: организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах; иные кредитные и страховые организации; негосударственные пенсионные фонды; организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%; государственные корпорации; государственные компании; организации с консолидированной отчетностью. Таких организаций в 2012 г. насчитывалось 5800 [5, с. 6].
В круг СОАКУ следует включить и предприятия ЖКХ. На наш взгляд, их надо включить и в число ОЗЭС (в [2, с. 50] предлагается сделать их субъектами обязательного аудита, но лучше пойти дальше и включить их и в число СОАКУ). Еще одним типом таких организаций, возможно, станут детские сады. Если раньше родители могли оплачивать лишь 20% расходов на детей, а все остальное дотировалось государством, то теперь — в зависимости от решения местных властей — родителям придется в некоторых случаях осуществлять стопроцентную оплату. Естественно, усилится недовольство родителей размерами расходов в детских садах. Чтобы сократить эти расходы, а также решить, насколько это недовольство обоснованно, возможно, целесообразно и детские сады включить в круг СОАКУ (а также в круг ОЗЭС).
Приведенный перечень, по-видимому, носит явно открытый характер. Вообще там, где имеются конфликты денежного характера, социальной значимости и массового масштаба, полезно расширение круга СОАКУ (и, возможно, круга ОЗЭС). А вот не входящие по вышеперечисленным основаниям в этот перечень акционерные общества вряд ли должны попасть в круг СОАКУ, т.к. это было бы излишним зарегулированием деятельности малого и среднего бизнеса. (Если акционеры сочтут необходимым анализировать качество управления своим акционерным обществом, то они это могут делать с использованием внутренних ресурсов или с привлечением сторонних организаций в добровольном порядке.)
Аудит бухгалтерской отчетности и анализ качества управления должны быть разными задачами не только в содержательном, но и в организационном плане. Как будет показано ниже, они зачастую должны проводиться разными организациями. В этом отношении представляется неудачной позиция некоторых банков, предлагающих проводить при аудите кредитных организаций еще и анализ качества управления ими (например, осторожен или неразборчив выбор получателей кредитов, не слишком ли велики проценты по вкладам, не проводит ли аудируемый банк слишком рискованную политику и т.п.). В общем случае эти разные задачи должны оплачиваться отдельно и проходить по разным договорам.
Субъекты анализа качества управления
Необходимость проведения анализа качества управления — в тех случаях, когда он будет обязателен, — должна быть зафиксирована, на наш взгляд, в виде нормы, относящейся к СОАКУ, а не к аудиторской организации, проводящей его аудиторскую проверку. Причины такого положения следующие.
Во-первых, анализ качества управления экономическими субъектами не обязательно (в отличие от аудита) должна проводить аудиторская организация; это могут быть консалтинговые организации, аналитические фирмы, различные центры экономического анализа и т.п. Во-вторых, в ряде случаев это может быть другая аудиторская организация. В-третьих, наличие второго контрагента у экономического субъекта понижает шансы на его сговор с аудиторской организацией** с целью получения необходимого ему аудиторского заключения; самым распространенным вариантом такого сговора является заранее оговоренное положительное аудиторское заключение на аудируемую отчетность, но могут быть и другие варианты этого сговора [1, с. 142—146].
**Аналитики могут заметить (или заподозрить) существенные искажения бухгалтерской отчетности.
Далее обсудим (пусть и в общих чертах) преимущества и недостатки аудиторских организаций в вопросах анализа качества управления по сравнению с аналитическими фирмами и т.п. Если этот анализ осуществляет проводившая проверку аудиторская организация, то это лучшее знание экономического субъекта, что может положительно сказаться как на качестве анализа, так и на его стоимости; последняя может быть значительно меньше по сравнению со стоимостью анализа, проводимого вновь пришедшей организацией. Зато аналитические фирмы и т.п. могут оказаться более квалифицированными в обсуждаемых вопросах, поскольку аудиторская проверка и анализ качества управления являются принципиально разными задачами: первые относятся к проверке уже сделанного и могут игнорировать вопросы управления (полностью или в значительной мере), а вторые — к порождению новых знаний, причем именно об управлении. Вполне возможно, что аналитические фирмы в большей мере, чем аудиторские фирмы, будут способны оказать СОАКУ помощь в поддержке принятия решений, которая обычно сводится к разработке нескольких вариантов управленческого решения (с оценкой их последствий) и выбору наилучшего из них.
Возникает вопрос: можно ли в современных российских условиях разрешить осуществлять анализ качества управления СОАКУ той аудиторской организации, которая проводила его аудиторскую проверку? Основное соображение — уже упоминавшееся увеличение вероятности сговора между указанной аудиторской организацией и СОАКУ в результате введения второго контрагента. Нам представляется, что такой подход целесообразен лишь в отношении ОЗЭС из-за чрезвычайно важной их роли в социально-экономической жизни страны. Тогда анализ качества управления ОЗЭС сможет осуществлять другая аудиторская организация (конечно, не связанная тесными узами с первой, что надо оговорить как в нормативных, так и в этических документах), аналитическая фирма и т.п. Заметим, что такой подход находится в русле современных представлений об ОЗЭС: сегодня внешний контроль качества аудита у аудиторских организаций, проводящих их проверку, осуществляют зачастую как СРО аудиторов, в которой она состоит, так и Росфиннадзор. А для остальных СОАКУ обязательное введение в эту схему второго контрагента будет, на наш взгляд, излишним ограничением.
Некоторые вопросы ответственности сторон
При аудите бухгалтерской отчетности возникает ряд вопросов об ответственности сторон. Для экономического субъекта — это ответственность за недостоверную бухгалтерскую отчетность, для аудиторской организации за некачественный аудит. Последний выражается преимущественно в положительном аудиторском заключении на недостоверную бухгалтерскую отчетность (противоположный случай — отрицательное аудиторское заключение на достоверную отчетность — встречается гораздо реже). К сожалению, в нашей стране (да и на Западе) вопросы, касающиеся двух перечисленных типов ответственности, проработаны и в теории, и на практике явно недостаточно. В частности, как бухгалтерское, так и аудиторское законодательство в нашей стране, по существу, обходит эти вопросы.
Еще хуже положение с ответственностью за неудовлетворительный экономический анализ, частным случаем которого является анализ качества управления. Основная причина заключается, пожалуй, в том, что установить некачественность такого анализа обычно сложно, а доказать это (тем более в суде) еще сложнее.
В данной статье мы не претендуем на сколько-нибудь полное изложение вопросов ответственности за некачественную бухгалтерскую отчетность, за некачественный аудит и за неудачный анализ качества управления. Ограничимся лишь несколькими относящимися к этой проблеме замечаниями.
Если аудиторская проверка не обнаружила недостоверную бухгалтерскую отчетность (а впоследствии это было выявлено), то, по нашему мнению, должна иметь место смешанная ответственность экономического субъекта и аудиторской организации: у первого — за порождение недостоверной отчетности, у второй — за необнаружение этой недостоверности. (Точку зрения о том, что здесь полностью ответственна аудиторская организация, поскольку, мол, за аудит ей платят деньги, можно считать некоторым упрощением: за любой брак ответственен не только выходной контроль, но и источник этого брака.) Основной формой такой ответственности на Западе являются штрафные санкции, причем юридические и физические лица, потерпевшие ущерб, обычно могут, согласно законодательству, рассчитывать на полное возмещение этого ущерба***.
***В некоторых странах (например, в Германии) законодательство ограничивает возмещение ущерба некоторым максимумом денежных средств.
Подходы к распределению смешанной ответственности могут быть различными. Возможно распределение материальной ответственности между аудиторской организацией и экономическим субъектом через соотношение расходов последнего на аудит и на содержание административного персонала (варианты — расходы на содержание бухгалтерии экономического субъекта, отнесенные на себестоимость затраты, величина его чистой прибыли) [6, с. 42—43]. При всей привлекательности данного подхода у нас есть три замечания. Во-первых, насколько логично и обоснованно распределение ответственности пропорционально гонорару за аудит и другим затратам экономического субъекта? Во-вторых, не приведет ли этот механизм распределения ущерба к таким практическим ситуациям, когда на аудиторскую организацию (или экономический субъект) ляжет огромная (или очень малая) доля материальной ответственности? В-третьих, для определения размера штрафных санкций в отношении и аудиторской организации, и экономического субъекта необходимо знать общий размер понесенного пользователем бухгалтерской отчетности (а значит, и аудита) ущерба, а это весьма затруднительно, тем более, что зачастую это не один пользователь, а много.
Для распределения смешанной материальной ответственности аудиторской организации (индивидуального аудитора) и аудируемого экономического субъекта нами предлагается другой подход. Ответственность аудиторской организации допускается в пределах, например, 10-кратной величины гонорара, полученного ею за аудиторскую проверку (последняя представляет собой четкое и легко получаемое судом значение). При явных признаках недобросовестности аудиторов соответствующий коэффициент суд может назначить близким к десяти, а при наличии серьезных смягчающих вину обстоятельств — существенно меньшим. Идентификация таких ситуаций для суда представляется вполне реальной, особенно если учесть возможность широкого привлечения экспертов, в частности, из СРО аудиторов (более подробно см. [1, с. 223—225]).
Таким образом, предложенный подход достаточно логичен — особенно с учетом того, что десятикратный максимальный размер штрафа может быть впоследствии подвержен коррекции. При нем на аудиторскую организацию вряд ли ляжет огромная или чрезвычайно низкая материальная ответственность. И наконец, в его рамках для наложения штрафных санкций на аудиторскую организацию нет необходимости в оценке нанесенного ею ущерба. Поэтому в отношении аудиторской организации все три вышеперечисленных замечания отпадают.
В то же время последние сохраняют свою силу применительно к экономическому субъекту, допустившему существенное искажение бухгалтерской отчетности. И штрафные санкции в отношении него логично определять как полный общий ущерб у пользователей бухгалтерской отчетности минус штрафные санкции в отношении аудиторской организации. Конечно, это естественно делать в том случае, когда можно оценить этот полный общий ущерб. Беда в том, что на практике обычно оценить — даже приближенно — такой ущерб весьма проблематично.
Можно подойти по-другому: например, просто уравнять штрафы в отношении экономического субъекта и в отношении аудиторской организации. Как дополнительный вариант можно рассмотреть штрафные санкции к экономическому субъекту на основании санкций к аудиторской организации и указанного выше соотношения расходов экономического субъекта на аудит и на содержание административного персонала (с вариантами, рассмотренными выше).
Это «правило 10 гонораров» можно, по нашему мнению, распространить и на экономический анализ, в частности, на анализ качества управления. При явно неудовлетворительном анализе проводившая его аудиторская организация, аналитическая фирма и т.п. должна подвергаться штрафным санкциям в размере от нуля до десяти полученных гонораров в пользу пострадавшего экономического субъекта и иных (внешних) пользователей анализа.
Другое дело, что, как указывалось выше, установить и доказать в суде неудовлетворительность анализа качества управления будет весьма сложно. (Но эта проблема возникает при любом подходе к штрафованию за такой анализ, а просто оставлять его безнаказанным экономически неправильно. Впрочем суды — особенно на Западе — часто сталкиваются с подобными проблемами и решают их зачастую в порядке индивидуального подхода к ситуации, с помощью экспертизы, по внутреннему убеждению судьи и т.д.)
В то же время в некоторых случаях задача определения неудовлетворительности анализа качества управления решается сравнительно легко. Например, лопнул банк, раздававший кредиты направо и налево (без учета реальной платежеспособности клиентов) или связанным с руководством банка мелким фирмам, а аудиторская организация ежегодно анализировала качество управления этим банком и оценивала его как хорошее. После банкротства этой кредитной организации было выявлено неудовлетворительное качество управления ею в течение многих лет. Тогда штраф в пределах десяти гонораров за последний год перед банкротством логично устанавливать исходя из гонорара за последний год перед банкротством — из соображений простоты конструкции и с учетом того обстоятельства, что наибольшее значение для банкротства обычно имеет поведение организации в последний год.
Выше в соответствии с общепринятой в аудите терминологией использовались термины «штраф» и «штрафные санкции». На самом же деле речь шла о компенсации, поскольку под штрафом надо понимать платежи в пользу государства (или другой стороны по договору), а под компенсацией — платежи в пользу потерпевших ущерб юридических или физических лиц [7, с. 171].
В общем случае компенсация состоит из трех компонентов: возмещение убытков (реальный ущерб и упущенная выгода) и компенсация морального вреда. По российскому законодательству потерпевший имеет право на полную компенсацию (более подробно см. [7, с. 176]).
Проиллюстрируем наличие всех трех компонентов применительно как к аудиторской проверке, так и к анализу качества управления. Если дано положительное аудиторское заключение на недостоверную бухгалтерскую отчетность СОАКУ, а при анализе качества управления был сделан неверный вывод о хорошем управлении этим субъектом, то внешние пользователи бухгалтерской отчетности могут купить его акции, которые впоследствии обесценятся, в результате чего эти пользователи понесут реальный ущерб. Если же будет дано отрицательное заключение на достоверную бухгалтерскую отчетность, то внешние пользователи вложат средства в акции другого экономического субъекта и получат меньшую прибыль. Это будет для них упущенная выгода, а СОАКУ будет нанесен, помимо всего прочего, моральный вред в форме снижения его репутации. Аналогичная ситуация имеет место, если при вполне хорошем управлении СОАКУ оно будет расценено аналитиками как неудовлетворительное.
Размер компенсации морального вреда в настоящее время судья определяет по своему внутреннему убеждению с учетом различных факторов (степени вины причинившего ущерб, характера причиненных страданий) [7, с. 177]. В аудите и при анализе качества управления также неизбежны значительный субъективизм и неточность в оценке как реального ущерба, так и упущенной выгоды. Все это повышает, на наш взгляд, привлекательность «правила 10 гонораров».
В пользу последнего говорит и еще одно обстоятельство. Размеры компенсации за некачественный аудит и за неудовлетворительный анализ качества управления являются мощным регулирующим фактором, которым надо пользоваться очень аккуратно. Если размеры компенсации невелики, то указанные отрицательные явления будут достаточно распространенными. Если же размеры компенсации будут чрезмерно высокими, то многие аудиторские организации и (или) аналитические фирмы могут частично или полностью разориться и уйти с рынка, а приток новых производителей услуг на рынок будет ослаблен. А «правило 10 гонораров», позволяя легко законодательно регулировать размеры компенсации (через изменение верхнего предела штрафных санкций), весьма удобно для корректировки размеров компенсаций как за некачественный аудит, так и за неудовлетворительный анализ качества управления.
Список литературы
- Гутцайт, Е.М. Аудит и другие науки / Е.М. Гутцайт. - М.: ВивидАрт, 2011. - 374 с.
- Усманова, Т.Х. Аудит тарифов ЖКХ: специфика и методы // Аудиторские ведомости. - 2008. -№ 7. – С. 50-55
- Минфин снова изменит законы по аудиту! // Аудит сегодня. - 2013. - № 10. - С. 22-27.
- Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
- Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2012 году [Электронный ресурс] // Доступ: http://www.minfin.ru. rau_auditiry-2012.doc.
- Стуков, Л.С. Определение размеров ответственности аудитора // Бухгалтерский учет. - 2004. -№ 18. – С. 40-44. 7. Шмаков, А.В. Оптимальная компенсация: эффективность против справедливости // ЭКО. -2013. – № 10. – С. 170-181.