В 4 квартале 2015 года ликвидировано около 700 МФО, повышенные риск-аппетиты которых привели к возрастающей просрочке, и как следствие, снижению оборотного капитала до фатального. Портал Zaim.com попытался выявить, каким образом МФО заботятся о качестве своего кредитного портфеля и управляют просроченной задолженностью.
Оценка рисков
Сегодня уровень просроченной задолженности в микрофинансовом секторе составляет около 30%, тогда как среди банков данный показатель находится на уровне ниже 20%. Причем уровень просроченной задолженности отличается от региона к региону. Согласно данным НБКИ, коэффициент просроченной задолженности по кредитам на покупку потребтоваров колеблется по России в диапазоне от 7% в Ненецком а/о. до 43% в Республике Карачаево-Черкесия (по состоянию на 4 квартал 2015 года).
Можно предположить, что по некоторым МФО показатели по уровню просрочки будут гораздо выше уровня 30%. В настоящий момент не все микрофинансовые компании предоставляют данные в БКИ, мало того, внушительная доля МФО не имеет возможности закупать информацию о кредитных историях, что повышает риск возникновения просроченной задолженности.
В прошлом году в работе у судебных приставов находилось около 4 млн производств по кредитам на общую сумму 1,9 трлн руб. При этом по факту было окончено только около 9% из них, в ходе чего было взыскано около 37 млн руб.
В связи с ухудшением экономической обстановки в стране и падением реальных доходов населения многие финорганизации ужесточают требования к заемщикам. Как отметил директор департамента анализа и оценки рисков банка Хоум Кредит Дмитрий Морозов, финорганизация приняла решение об ограничении выдачи более рисковым сегментам заемщиков по срокам, суммам и продуктам. В настоящее время, клиент «с улицы» может оформить только POS–кредит, поскольку данный вид относится к низкорискованным продуктам.
Однако не стоит думать, что МФО готовы всем подряд предоставлять займы. Как отметил генеральный директор МФО «Честное слово» Андрей Петков, шансы на оформление займа, безусловно, теряют клиенты с высокой кредитной нагрузкой, с продолжительными просрочками свыше 90 дней, в прошлом погашенным займом по решению суда, а также клиенты, близкие к социальному дефолту.
На те же грабли
Практически все участники опроса, и банки, и МФО, отметили, что наличие задолженности не является поводом для отказа в предоставлении нового кредита или займа, при условии, что она погашена. Каждый случай рассматривается индивидуально.
Данные БКИ «Эквифакс» свидетельствуют, что даже наличие непогашенной просроченной задолженности не означает 100% отказ в предоставлении займа. Так, среди заемщиков, только вышедших на просрочку и обратившихся в МФО за займом, около 19% получают одобрение. При увеличении срока непогашенной задолженности уровень одобрения существенно снижается.
Просрочку легче предотвратить
Большинство участников опроса уверены, что возникновение просрочки необходимо предупреждать, своевременно информировав заемщика о наступлении срока погашения займа/кредита, а при ее наступлении необходимо стремиться найти выход из затруднительной ситуации совместно с заемщиком.
Иногда финорганизации идут на акции, чтобы обойтись малой кровью. Например, МФО MoneyMan предлагает заемщикам услугу «продления займа», в рамках которой заемщик вносит единоразово определенный процент от суммы долга, и его заем замораживается на срок до 4-х недель, причем в этот период не начисляются ни проценты, ни штрафы. “Это не считается просрочкой, а значит информация не попадает в кредитную историю клиента”, - сообщил генеральный директор компании Moneyman Борис Батин.
Долг простить нельзя продать коллекторам
Если общение не помогает или заемщик не выходит на связь, финорганизации обращаются в коллекторские агентства. Однако не всем по карману услуги «возвращателей» долгов, особенно это касается МФО, которые имеют сравнительно высокую долю просрочки и сравнительно низкие обороты.
Появление на рынке избытка предложений цессионных портфелей привело к увеличению их стоимости. Сейчас стоимость коллекторских услуг составляет около 2% суммы долга.
Среди тех, кто не знаком со спецификой работы микрофинансовых компаний, есть мнение, что микрокредитным компаниям ввиду высоких процентных ставок долг легче простить, чем заниматься его возвратом. Однако практически все МФО, принявшие участие в опросе, опровергли данное мнение. Генеральный директор сервиса онлайн-займов «Робот Займер» Сергей Седов считает, что списывать долг стоит только в том случае, если пройдена вся процедура взыскания, но должный результат не был достигнут. При этом возможен также рост процентной ставки, поскольку риски в таком случае будут расти, а они, как известно, закладываются в размер процента на заем. МФО, не умеющие правильно оценивать заемщика и взыскивать дебиторскую задолженность, теряют деньги и, как правило, стремительно уходят с рынка.
Однако все зависит от бизнес-модели конкретной МФО. К тому же, создание профессиональной собственной службы взыскания – это большие затраты, и далеко не все компании могут себе это позволить.
Должники МФО – специфичная аудитория
Клиенты МФО – это в основном те, кому отказал в кредите банк и те, кто в силу своей финансовой безграмотности не может трезво оценить свои возможности по погашению долга. Главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов отметил, что целевая аудитория МФО - это в основном представители subprime-сегмента. То есть люди с низким уровнем образования и низким уровнем дохода. Многие из них считают совершенно нормальным оформлять, но не возвращать заем.
Особенности заемщиков МФО вносят свои коррективы в работу с ними при возникновении просрочки. «Бизнес МФО так устроен, что их больше интересует выдача займа, а не своевременность его возврата, - отметил генеральный директор «Быстрые судебные решения» Александр Федоров. - Поэтому наши специалисты по внесудебному взысканию в целом менее настроены доверять должникам МФО по сравнению с должниками банков. Скрипты разговоров с должниками МФО жестче».
Рост просрочки выше порога рентабельности, а также одновременное списание долгов, является залогом банкротства МФО. Эксперты прогнозируют сокращение числа организаций по этой причине в течение одного-двух лет в 2 раза. С целью поддержания уровня жизнеспособности, МФО необходимо научиться находить «золотую середину» между количеством предоставленных займов и их качеством.