Бизнес-план шаг за шагом для бюджетного или автономного учреждения

Стратегическое управление

Автор:
Источник: Журнал «Финансовый справочник бюджетной организации» №10 – 2012
Опубликовано: 12 ноября 2012

То, что продуманный бизнес-план – залог успешной деятельности коммер­ческой организации, не вызывает сомнений. Однако эффективность техно­логии бизнес-планирования в бюджетном или автономном учреждении для многих не столь очевидна. Чтобы развеять сомнения в необходимости бизнес-плана для учреждения, расскажем о преимуществах этого инстру­мента финансового менеджмента.

Основой бизнес-планирования является понимание того, что деятельность организации должна со­ответствовать потребностям и ожиданиям оплачивающих ее потре­бителей (покупателей).

Так, медицинское учреждение, желающее получать финансовое обеспечение в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), должно планировать оказание услуг, входящих в территори­альную программу ОМС. Если предполагается заключить договор с организацией на оказание ее сотрудникам ряда медицинских ус­луг, необходимо учитывать требования и ожидания руководителей этой организации, при этом номенклатура планируемых платных услуг должна соответствовать потребностям населения.

Образовательное бюджетное учреждение, обосновывая заявку для получения бюджетных средств на обучение по определенным направлениям и специальностям, должно учитывать потребность го­сударства в подготовке данных специалистов. Если же речь идет о планировании набора на платное обучение, необходимо понимать готовность населения платить за него.

Создаем бизнес-план шаг за шагом

Процесс разработки бизнес-плана «с нуля» достаточно сложен и требует прямого участия руководителей учреждения и подразделе­ний, которые будут участвовать в его реализации. При невыполне­нии этого условия трудно уловить те незаметные «мелочи», которые в дальнейшем могут серьезно повлиять на результат.

Шаг 1: проведение SWOT-анализа. В бизнес-плане необходимо четко определить цели, которых учреждение должно достичь на раз­ных этапах реализации плана. Эти цели должны быть достижимыми и реалистичными, учитывать положение учреждения по сравнению с конкурентами. Поэтому сначала нужно выявить сильные и слабые стороны учреждения или подразделения, а также возможности и ограничения, которые могут возникнуть в будущем. Этот процесс называется анализом текущего положения (SWOT-анализом).

Шаг 2: построение перспективы. На основе данных, полученных из SWOT-анализа, необходимо описать состояние, к которому учреж­дение хотело бы прийти, иными словами, построить перспективу. Уже в процессе анализа может возникнуть множество идей, полез­ных для разработки перспективы. Она должна описывать, какие ус­луги и каким потребителям предполагается оказывать в будущем, какое место учреждение будет занимать на рынке этих услуг.

Шаг 3: постановка целей и задач. Исходя из перспективы, т. е. представления о том, чего учреждение должно добиться, например, за пять лет, разрабатываются промежуточные стадии и ставятся про­межуточные цели, которые войдут в бизнес-план и создадут основу для продвижения вперед. -

Шаг 4: разработка маркетинговой стратегии. Необходимо описать планируемое развитие деятельности учреждения и состав потреби­телей результатов этой деятельности. При этом учитываются спрос и нужды существующих или, если это планируется, новых потреби­телей. Приближение к нуждам потребителей и их ожиданиям со­ставляет важную часть бизнес-плана.

Шаг 5: оценка ресурсов. Избранная маркетинговая стратегия, по­ставленные цели и задачи позволяют перейти к предварительной оценке ресурсов, необходимых для выполнения бизнес-плана.

Автор:

Теги: бюджетное учреждение  бизнес-план  бизнес-планирование  финансовый менеджмент  SWOT-анализ