Сегодня многие издания проводят опрос по этой животрепещущей, одной, наверно, из основных на сегодня теме. Несмотря на волатильность нефтяных цен, рубль, похоже, нарушает все финансовые законы, не реагируя даже на рекордное пополнение Центробанком валютных резервов на прошлой неделе (около 200 млн. долларов!). Сегодняшний курс (на 20.05.2015) держится на уровне 49 Р/$. Неужели такой слабый доллар? Или действительно сильный рубль? Возможно, все еще продолжается коррекция? Мы обратились за разъяснениями к российским экспертам, и вот какими своими предположениями они с нами поделились (благодарим всех за участие!).
Иван Фарафонов, начальник управления казначейства Банка расчетов и сбережений:
Основными факторами укрепления рубля, помимо стабилизации цен на нефть на текущих уровнях, на сегодняшний день являются выход относительно слабой макроэкономической статистики США, что привело к снижению курса американской валюты, а также довольно спокойная геополитическая ситуация. Скорее всего, все крупные покупатели валюты либо уже распродали свои запасы валюты, либо пустили ее на погашение внешних займов. Но можно предположить крупные продажи от нерезидентов с целью выхода на российский фондовый рынок, который на фоне постепенного смягчения денежно-кредитной политики Банком России выглядит достаточно привлекательно, или продажу возвращенных капиталов на условиях амнистии, предлагаемой государством.
Думаем, что для ЦБ более важна стабильность рубля на определенных уровнях без резких колебаний, ведь для того и отпускали рубль в свободное плавание — для формирования рынком его уровня, а далее все зависит от заложенного в бюджете и прогнозных поступлений нефтегазовых и прочих доходов.
Мы предполагаем, что период стабильного и относительно крепкого рубля будет недолгим. Многое зависит от действий регулятора и внешних факторов, перечисленных выше. Допускаем, что к началу осени доллар к евро будут стоить 1 к 1, и их курс к рублю будет 55-60 рублей за доллар и евро.
Алла Дворецкая, профессор факультета социальных и экономических наук РАНХиГС:
Национальная валюта укрепляется, однако укрепление происходит на фоне предшествующего катастрофического падения, а в сравнении с аналогичным периодом прошлого года рубль падает. Таким образом, укрепление достаточно условно; это, скорее, восстановление. Главный фактор номинального укрепления рубля – сохранение положительного сальдо торгового баланса. С одной стороны, экспорт просел вследствие сильной негативной коррекции цены нефти – ведущего экспортного товара: после цены 2014 г., превышающей 100 долларов за баррель и позволяющей безболезненно наполнять половину федерального бюджета, она упала до уровня ниже 50 долларов в начале 2015 год, создав проблемы для бюджета. Сейчас она колеблется на уровне ниже 70 долларов (18.05 – 67 долларов). При закономерном падении экспортных доходов одновременно происходит и сжатие импорта: при обесценивании национальной валюты упал и спрос на закупку импортных товаров, а, значит, и на иностранную валюту как средство платежа. В целом сальдо торгового баланса хотя и «съежилось», но сохранилось положительным, что при прочих равных условиях способствует укреплению валюты.
Любые будущие повышательные тенденции в ценах на ведущие экспортные позиции (а две трети экспорта приходится на сырьевые товары) объективно будут способствовать укреплению рубля. В среднесрочной перспективе относительной стабилизации и даже восстановлению цены на нефть способствует снижение предложения сланцевой нефти в США, сокращение добычи в Канаде. Одновременно растет спрос вследствие восстановления экономической динамики в странах – мировых лидерах (тех же США). Этот фактор роста цены на нефть частично компенсируется тем, что страны ОПЕК сохраняют и даже увеличивают добычу и поставку нефти, и сохраняющийся в целом переизбыток тянет цены вниз. В целом волатильность все-таки угасает, и цены, можно сказать, стабилизируются. Если же на рынок поступит нефть из Ирана, цены, безусловно, пойдут вниз. Снятие ограничений на экспорт иранской нефти ожидается в середине 2015 года, однако в переговорном процессе велик фактор политической неопределенности.
Помимо фактора цены на нефть, следует учитывать и другие факторы укрепления рубля: падение спроса на валюту как средства платежа по внешним долгам. Однако летом и осенью наступит черед новых выплат по установленным графикам – а, значит, объективно иностранная валюта подорожает. Рубль ослабнет и вследствие незатухания конфликта в Украине, что уводит капитал из страны.
Внутренние факторы курса известны: кризисное состояние экономики, спекулятивные скупки валюты предприятиями и населением, а также начавшееся вмешательство Центрального банка в курсообразование: в середине мая Банк России купил валюты на сумму около 200 млн. долларов для восстановления и пополнения валютных резервов, но в большей степени – для недопущения чрезмерного укрепления рубля, которое, как известно, угрожает интересам бюджета, экспортеров, импортозамещения и экономического роста. Поэтому в ближайшее время мы увидим замедление укрепления рубля как следствие всех описанных факторов. По большому счету, нет объективных причин длительного восходящего тренда его цены. Думается, компромиссным бенч-марком является цена на уровне 55-60 рублей за доллар.
Илья Бутурлин, старший преподаватель, Финансовый университет; buturliniv@gmail.com
В условиях стабилизации нефтяных котировок, ключевым фактором, который будет влиять на курс рубля, является политика Центрального Банка Российской Федерации. Последние действия регулятора говорят о том, что текущий курс не устраивает ни Центральный банк, ни Правительство. Регулятор уже дважды повышал ставки по валютному РЕПО и дважды снижал объем предоставляемых средств в рамках аукционов валютного РЕПО. На последнем аукционе было предложено всего 100 млн. долларов - это в 10 раз меньше по отношению к таким же аукционам, проводимым в январе и феврале. Все это дает понять участникам рынка, что дальнейшего укрепления рубля до отметки 46 рублей ждать не стоит.
Если же говорить о долгосрочных перспективах, то ключевыми факторами, влияющими на рубль, будут являться цены на энергоресурсы, санкции со стороны западных партнеров и рейтинги международных агентств. Сейчас нет оснований утверждать, что хотя бы один из этих факторов измениться в лучшую сторону, а, значит, ситуация в любой момент может ухудшиться вплоть до обновления прошлогодних минимумов по валютным курсам.
Иван Иваницкий, начальник отдела инвестирования накоплений и резервов АО НПФ "Солнце. Жизнь. Пенсия.":
Покупка валюты Банком России не оказала влияния на динамику российского рубля, напротив, 19 мая доллар вернулся в район 49 рублей. По заявлениям руководства Минфина РФ, ведомство не планирует проводить интервенции на валютном рынке, поскольку восполнение Резервного фонда будет происходить за счет нефтегазовых доходов, полученных в 2014 году - это позволит укрепиться национальной валюте еще на 4-7 рублей по отношению к доллару. Прогнозируемая Международным валютным фондом стагнация экономик стран Кавказа и Центральной Азии на 2% ослабит внутренний спрос на нефть в странах-импортерах региона. Учитывая динамику в течение последних двух недель, цена на нефть не находит поддержки у инвесторов и, по нашему мнению, до 3 квартала 2015 года цена на нефть может скорректироваться до 57-60 рублей.
Андрей Пашков, директор казначейства Эксперт Банка:
На данный момент на валютном рынке наблюдается некоторое равновесие, которое, однако, соткано из противоречий. С одной стороны – общерыночная тенденция укрепления рубля, подтверждающаяся движением котировок на уровень 70–75 долларов за баррель. С другой стороны – стойкое желание Центрального банка не допустить дальнейшего укрепления российской валюты и всеми способами старающегося своими решениями поддержать дешевеющий против рубля доллар. То ЦБ повысит ставку по валютному РЕПО для банков, то решит пополнять изрядно похудевшие валютные резервы. Но всех этих действий недостаточно, чтобы переломить тенденцию к укреплению рубля. И, так как на данный момент нет никаких предпосылок, что в ближайшие три-четыре месяца мы увидим очередное снижение котировок черного золота до уровня 45–50 долларов за баррель, такого рода противостояние будет продолжаться, и только достаточно мощный триггер (будь то экономического или политического рода) способен толкнуть чашу весов в ту или иную сторону. Таким образом, сейчас стоит не предпринимать каких-либо серьезных инвестиционных решений в валютном секторе и какое-то время оставаться над схваткой.