Blockchain: ответ на “главный вопрос жизни, вселенной и всего такого”?

Software
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 29 Августа 2016

По материалам:The Guardian

Хорошие новости: технология blockchain уже здесь, и она спасет всех.

Если вы не причисляете себя к сообществу “технарей”, то, вероятно, эта риторика “спасения” могла от вас и ускользнуть. Но в любом случае вы точно слышали о биткоине, который буквально ворвался в общественное сознание в последние годы – особенно после 2014 г., но об этом чуть позже. Сейчас, конечно, он уже не выглядит таким важным, появляются даже новые криптовалюты (см., например, “Крупнейшие банки создают новую криптовалюту” от 24.08.2016).

В любом случае не таким важным, как лежащая в основе всего технология blockchain, которая создавалась с целью решить главную проблему для приверженцев цифровых расчетов на протяжении десятилетий: как создать цифровую собственность, без того чтобы центральные органы регулирования отслеживали, кто в действительности ей владеет.

Решение этой проблемы впервые предложил создатель биткоина Сатоси Накамото (Satoshi Nakamoto), и собой оно представляет специальный децентрализованный цифровой реестр, который отслеживает все осуществленные транзакции, а его точность гарантирована “честностью” всей сети в целом. Ключевая идея в том, чтобы использовать энергозатраты компьютеров, чтобы доказать, что осуществленные транзакции были проведены честно: кто-то все равно может попытаться обмануть сеть, но на это потребуется больше энергозатрат, чем у любого честного участника.

Биткоины стали первыми, где применялась технология blockchain, однако сейчас с ними происходит то, что в 17-м столетии происходило с паровыми двигателями: да, это инновационное изобретение, но реальная революция придет тогда, когда лежащая в основе технология начнет использоваться для чего-то совершенно нового.

И вот весь технологический мир бросился внимательно изучать, чем же может оказаться новое изобретение. Не требующая официального разрешения сеть, разветвленная и надежная, обладает потенциалом революционизировать не только финансовые технологии, рынки капитала и банковскую отрасль, но также музыкальную индустрию, обеспечить цифровой доступ даже в беднейших странах мира, и даже позволить вам всегда быть уверенными в том, что заказанное из Италии оливковое масло экстра свежего отжима действительно произведено в Италии.

Хотя все равно остаются скептики, которые считают, что лежащие в основе технологии проблемы не стоят улучшений: а в самом деле, какой вред может быть от централизации?

Цепная реакция

На протяжении первых пяти лет своего существования понять принципы в основе биткоинов было непросто. Цена одной монеты могла колебаться от нуля до $31, потом упасть до $2, возрасти до $266, откатиться до $100, потом вырасти $1,250 и обратно к $200. По состоянию на июль (когда была опубликована эта статья) один биткоин стоил $700.

Технология blockchain, призванная документировать транзакции с биткоинами, может также использоваться в качестве реестра… чего угодно! Если что-то может быть записано в цифровом формате, ее можно записать в blockchain и уберечь от контроля со стороны регуляторов и хакерских атак. Первоначальной формой выражения этого был так называемый протокол “цветных монет”: основная идея в том, чтобы определенные блоки биткоинов перманентно привязать к какой-либо другой собственности, например, земельному наделу или пакету акций. Это как если бы кто-то взял маркер и надписал на пятидолларовой купюре: “Любой, кто владеет данной банкнотой, также владеет одной обыкновенной акцией Apple” – с той лишь разницей, что благодаря современной криптографии подделать такую надпись невозможность, как и саму пятидолларовую банкноту, и к тому же все видят, когда она переходит из рук в руки.

На протяжении продолжительного периода времени возможность использовать blockchain таким образом рассматривалась исключительно в качестве любопытного стороннего эффекта основной роли биткона как валюты, однако десятикратное его падение в 2014 году заставило многих из тех, кто инвестировал в “экосистему” биткоинов (финансово ли, интеллектуально ли) искать другие возможности применения базовой технологии.

Например, лондонская Provenance (дословно – “источник происхождения”) пробует сегодня использовать ее в качестве прозрачной и заслуживающей доверие платформы для представления своей истории и… источника происхождения бизнес-продуктов. С момента своего образования в 2013 году компания претерпела немало существенных перемен, и сегодня blockchain является неотъемлемой ее частью. Идея здесь в следующем. Например, любой чилийский производитель вина может поделиться с публикой происхождением конкретной бутылки своей продукции, отследить ее на протяжении всей производственной цепи, к тому же зафиксировать это в отчетах для будущих поколений. В конце производственной цепи покупатель может изучить этикетку на этой бутылке и точно узнать, что произошло на всем протяжении ее пути в магазин.

А другие пытаются сохранить финансовое ядро концепции blockchain, вернув по возможности доверие к этому проекту. В мае этого года, например, нью-йоркская NASDAQ сообщила, что изучает возможности применения протокола “цветных монет” для отслеживания торгующихся акций. Глава биржи Боб Грифелд (Bob Greifeld) был настроен весьма оптимистично: “Использование blockchain – это естественная цифровая эволюция управления физическими ценными бумагами. Как только вы “обрежете ниточки”, ведущие к необходимости в чем-то физическом, возможности, которые мы видим, позволят blockchain служить на пользу не только нашим клиентам, но и более обширным глобальным рынкам капитала”, сказал он.

Одновременно становится понятно, что дальше уже неправильно говорить о какой-то одной технологии blockchain. На самом деле таких много, поскольку компании появляются на свет с другими потребностями в распределенном реестре, чем были у биткоинов. Возможно, наиболее инновационной в этом плане оказалась российско-швейцарская Ethereum, которая отталкивалась от идеи использования одной и той же сети для вещей гораздо больших, чем простая запись информации.

Компания была создана в 2013 году Виталиком Бутериным. Сеть Ethereum позволяет пользователям создавать “умные контракты”, способные быть мгновенно исполненными с любого компьютера в системе в обмен на собственную валюту компании - “ether”. Можно сказать, что это один гигантский распределенный компьютер. Приверженцы самой идеи говорят, что она способна перевернуть весь мир компьютерных технологий: цифровые “замки”, которые можно открыть за определенную плату, или, например, музыканты, которые получат возможность выпускать свои песни для дальнейшей их доработки соавторами в реальном времени…

Наибольшего публичного внимания Ethereum удостоился после создания одного такого “умного контракта”, который получил название “децентрализованная автономная организация” - decentralised autonomous organisation (DAO). Это был своего рода хедж-фонд на краудсорсинге. Инвесторы могли прикупить свою долю и проголосовать на предмет инвестирования пула наличности в ее распоряжении, до того как отделить свою часть пула и обналичить ее. Но в код закралась существенная ошибка: оказалось возможным прописать бесконечный цикл инструкций по обналичиванию, чтобы ваша доля забиралась из этой DAO снова и снова. Один из пользователей заметил это в начале июня и украл $53 млн., до того как поток удалось перекрыть…

Если же рассуждать в общем, то несомненный потенциал blockchain превратил само название в одно из новых “громких слов” в мире технологий. В итоге даже компании, у которых объективно и нет ощутимой потребности в использовании распределенного реестра, сегодня активно забрасывают blockhain” в свои бизнес-планы – видимо, в надежде получить дополнительные миллионы от венчурных инвесторов, которые готовы пойти на риск ради того, чтобы заработать на популярном тренде.

Но и те организации, которым технология в самом деле способна помочь с трансформацией к лучшему, все равно сталкиваются с отрицательными сторонами процесса – хотя бы в виде колоссальных энергозатрат, которых требует технология.

Таким образом, бывают ситуации, когда централизация – действительно благо. Если у вас украли кредитку, транзакцию можно заблокировать и даже обратить, если она уже была совершена: вся власть у компании-эмитента этой карточки. Если же у вас украли биткоины, попрощайтесь с ними навсегда. 

Теги: Blockchain  технология blockchain  биткоины  криптовалюты  “цветные монеты”  Ethereum  decentralised autonomous organisation  DAO  распределенный реестр