Бухгалтерский аутсорсинг и консалтинг – 2013. Рейтинг компаний

Теория аудита,...

Автор:
Источник: Журнал “АУДИТОР” №10-2014
Опубликовано: 17 Ноября 2014

В статье рассматривается процесс развития бухгалтерского аутсорсинга в России и мире, ос­вещаются проблемы развития рынка данных услуг и перспективы его развития, приводится рей­тинг наиболее открытых и активных компаний, оказывающих услуги бухгалтерского учета и консалтинга.

В отечественной практике его называют по-разному: бухгалтерское обслужива­ние, бухгалтерский аутсорсинг, аутсорсинг бухгалтерского учета, аутсорсинг учетных функций, аутсорсинг вспомогательных биз­нес-процессов и т.д. Но, по сути, в понимании многих — это передача на подряд веде­ния бухгалтерского учета.

Понятие аутсорсинга пришло в отече­ственную практику не так давно – в на­чале 1990 годов. Сам термин «аутсорсинг» (outsourcing) заимствован из английского языка и переводится как «использование внешних ресурсов». В понятие аутсорсин­га включают использование как материаль­ных, так и трудовых, а также интеллектуальных внешних ресурсов. Бытует мнение, что аутсорсинг для отечественной практики хозяйственной деятельности является но­вым подходом к организации бизнес-процессов, пришедших к нам из-за рубежа. Но это не совсем так, поскольку в нашей стране существовало немного подзабытое сейчас понятие производственной коопера­ции, успешно применяемой в практике хо­зяйственной деятельности для передачи отдельных производственных функций на исполнение внешним подрядным организациям.

Из истории

Кстати сказать, начиная с 1960-х годов в нашей стране на крупных предприятиях и в общественных организациях были соз­даны так называемые «централизованные бухгалтерии», которые позволяли снизить штатную численность бухгалтеров и, соответственно, затраты на реализацию учетных функций. Следующим шагом в развитии от­ечественных учетных традиций стали кор­поративные центры обслуживания крупно­го бизнеса в России, которые были созданы при многих компаниях в последние годы, таких как «Сибур», «Ситроникс», «Ростеле­ком» и др., а также центры обслуживания учетных функций в сфере ЖКХ.

Поэтому нельзя сказать, что отечествен­ная практика управления и организации бизнес-процессов отстает от общемировых тенденций, просто в 1980—90 годы отечественный бизнес, слепо копируя западные подходы, частично утратил собственные наработки. Однако к настоящему времени за счет открытости и взаимного сотрудничества компаний в общемировых масштабах происходит стандартизация товаров, про­цессов их производства и оказания услуг, соответственно, накопленные ранее знания, опыт ведения бизнеса и разработанные спо­собы организации производства становятся более универсальными и понятными.

Следует обратить внимание на то, что объемы рынка аутсорсинга учетных функ­ций как в России, так и за рубежом вполне сравнимы с объемами более развитого сей­час рынка консультационных услуг. Основ­ной причиной быстрого развития данного вида услуг является то, что передача части работ, бизнес-процессов и функций управ­ления позволяет компании-потребителю сконцентрироваться на организации и продвижении основного бизнеса, существенно экономя на организации и обеспечении де­ятельности вспомогательных бизнес-функ­ций. При этом нескончаемые финансовые кризисы дополнительно стимулируют биз­нес к дальнейшему совершенствованию че­рез оптимизацию бизнес-процессов и сокращение непроизводительных расходов. Также способствует этим процессам и со­храняющаяся тенденция к дальнейшему разделению труда в мировом масштабе, развитию технологических кластеров, опре­деленной локализации профессиональных рынков труда и развитию крупных мировых аутсорсинговых центров в Индии, Китае, Бразилии, Ирландии и др.

Отечественный рынок бухгалтерских услуг

В настоящее время в России рынок аут­сорсинга услуг и бизнес-процессов находит­ся в стадии активного развития, темпы роста показателей рынка бухгалтерского аутсорсинга в России в 2012-13 годы опережают среднемировые более чем вдвое.

Елена Анохова – канд. экон. наук, директор по аудиту ООО «Авантаж Аудит», председатель комитета по вопросам обязательного аудита СРО НП АПР

Менеджмент не всех компаний оказался готов к работе в новых реалиях: сложности заимствования, снижение доходности бизнеса. В результате сейчас в спешном порядке приходится проводить реструктуризацию бизнеса, сокращать персонал и в целях экономии на постоянных издержках привлекать аутсорсинговые компании для ведения бухгалтерского и кадрового учета.

Однако влияние экономических кризи­сов на развитие бухгалтерского аутсорсинга нельзя считать однозначным, посколь­ку, с одной стороны, они заставляют собственников и руководителей организаций задуматься о поиске путей для экономии на расходах (а ведение бухгалтерского уче­та на подряде дает реальную экономию расходов от 20% до 50%), с другой существует масса предприятий, которые приняли решение спасаться от кризисов и экономить на расходах самостоятельно, не прибегая к использованию аутсорсинга.

Хотя следует отметить, что идея раз­умного использования аутсорсинга пред­приятиями является отличной экономиче­ской моделью бизнеса, поскольку позволя­ет сконцентрировать внутренние ресурсы предприятия за счет лучшей организации основных бизнес-процессов и получить до­полнительный внешний ресурс от выполнения непрофильных функций другой ор­ганизацией на подряде, который заключа­ется для экономии не только расходов, но и, что очень важно, времени и собственных сил, и позволяет направить их на развитие основного бизнеса.

При этом на рынок аутсорсинга не влияет сложность экономической ситуации в стране и в мире, а вполне вероятно, что и благодаря именно этому, данный рынок развивается и показывает впечатляющую динамику.

Так, по данным исследований, прово­димых рейтинговым агентством «Эксперт РА», объем выручки от аутсорсинга учетных функций с 2010 по 2013 год в России постоянно растет (рис. 1) и на этом рынке уже сло­жилась группа лидеров (табл. 1).

Рис. 1. Динамика выручки в сегменте аутсорсинга учетных функций по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» [1]

В настоящее время на отечественном рынке аутсорсинга бухгалтерии успешно работают как зарегистрированные в России за­рубежные компании с большим опытом ве­дения бухгалтерского учета на подряде, так и отечественные консалтинговые компании, которые быстро осваивают этот, можно ска­зать, новый для нашей страны рынок услуг.

При этом следует заметить, что крупные компании-провайдеры рынка бухгалтерского аутсорсинга за последние годы значитель­но укрепили свои позиции, поскольку у них уже сформировалась достаточно стабильная клиентская база, в которую входят крупные отечественные и иностранные предприятия, работающие на российском рынке.

Оптимизация бизнес-процессов, повы­шение их эффективности, снижение затрат на производство продукции и услуг (как вре­менных, так и финансовых) являются основными преимуществами передачи бизнес-процессов и бизнес-функций и драйвером развития аутсорсинга в мире.

На развитие рынка аутсорсинга в мире повлияли крупные западные компании и корпорации, которые в прошлом веке ста­ли создавать обслуживающие, сервисные компании для передачи им на подряд от­дельных сервисных бизнес-процессов, снижая таким образом затраты на производство продукции и услуг и повышая прибыльность бизнеса и конкурентоспособность продук­ции. Следует заметить, что на этом крупный западный бизнес не остановился и разви­тие данного типа экономических и производственных отношений продолжается. Так, большой популярностью за рубежом поль­зуется передача на аутсорсинг не только производственных функций, но и управлен­ческих, таких как планирование, финансы, учет, контроль, управление персоналом, до­кументооборот и др.

Таблица 1

Информация о лидерах аутсорсинга бухгалтерского и налогового учета (топ-10) по данным рейтингового агентства «Эксперт РА»*

* http://www.raexpert.ru/ratings/outsourcing/2013

По состоянию на сегодняшний день суще­ствуют несколько основных схем реализа­ции учетных функций:

  • самостоятельное ведение компанией учета в полном объеме;
  • частичная передача на подряд отдель­ных учетных функций;
  • организация собственных центров об­служивания (для крупных компаний);
  • полная передача учетных функций на подряд сторонней организации.

При этом, как правило, компания, пере­дающая на аутсорсинг учетные функции, оставляет за собой общие функции контро­ля, формирования учетной политики и организации системы внутреннего контроля.

Основными потребителями услуг бух­галтерского аутсорсинга на сегодняшний день в России являются предприятия мало­го бизнеса и индивидуальные предприни­матели, крупные российские предприятия и иностранные компании. Наибольшая популярность аутсорсинга учетных функций проявляется в таких отраслях народного хо­зяйства, как торговля, связь, нефтегазовая промышленность, транспорт, электроэнер­гетика, что связано в первую очередь со зна­чительными объемами на данных предпри­ятиях рутинных, стандартизированных операций, которые требуют значительных временных и трудовых ресурсов у предпри­ятий для их выполнения.

Как правило, компании, оказывающие услуги бухгалтерского аутсорсинга, оказы­вают и консалтинговые услуги в этой сфере: методическую помощь в организации учета, формирование учетной политики, составле­ние бухгалтерской отчетности (в том числе и по МСФО), консолидация и трансформа­ция отчетности, кадровый учет, расчет заработной платы, складской учет и др. Очень часто аутсорсинг учетных функций совме­щается с аутсорсингом 1Т-процессов, аут­сорсингом логистических процессов и др.

На развитие аутсорсинга бухгалтерии в России большое влияние оказывает то, что называют менталитетом, а именно осто­рожность отечественного бизнеса, невы­сокий уровень доверия к подрядчику, ока­зывающему данные услуги, недостаточная информационная открытость. Все это явля­ется последствиями «лихих» 1990-х годов, когда не было принято вести прозрачный бизнес из-за опасности частых случаев рэкета и рэйдерства. То есть присутствуют проблемы с открытостью и делегированием полномочий.

Сформировавшиеся у бизнеса привычки во многом являются сдерживающим фактором развития отечественного рынка аутсор­синга в целом.

Сергей Кессель – директор по продажам UCMS Group в СНГ

Результаты 2013 года показывают, что рынок аутсорсинга учетных функций, таких как бухгалтерский учет, расчет заработной платы и кадровое администрирование, стабильно растет. По доступным данным, выручка компаний-аутсорсеров в последние два года в среднем растет по 23-24% за год (при этом рост отдельных компаний достигает 30-40% за год). По данным совместного исследования HeadHunter, UCMS Group и Intercomp (http://planetahr.ru/ publication/7856/), главными мотивами использования аутсорсинга для российских компаний являются уменьшение роли человеческого фактора, сокращение загруженности внутренних подразделений и их нацеленность на решение стратегических задач. Также за последние пару лет следует отметить рост значимости такого фактора, как снижение затрат. В текущей экономической ситуации компании особенно скрупулезно подходят к вопросу сокращения издержек, что стимулирует и провайдеров аутсорсинговых услуг повышать уровень своей эффективности, предлагая более гибкие и эффективные решения, совершенствуя программное обеспечение, методы работы, открывая центры обслуживания в регионах для использования эффекта масштаба. Как известно, потребительский рынок аутсорсинга учетных функций в России пока наполнен в большей степени иностранными компаниями, для которых, в отличие от отечественных, такие услуги – норма, давно вошедшая в повседневный набор инструментов оптимизации работы предприятия. Текущая напряженная международная ситуация, без сомнения, не несет в себе ничего хорошего для экономик как зарубежных стран, так и России и, следовательно, для бизнеса в целом. Безусловно, это отражается и на рынке аутсорсинговых услуг. В последнее время мы наблюдаем одновременно две тенденции: с одной стороны, рост спроса на услуги аутсорсинга (особенно со стороны российских компаний, стремящихся оптимизировать свои процессы), а с другой – сокращение численности сотрудников и числа операций у существующих клиентов, что приводит к падению выручки провайдеров.

Несмотря на возможные трудности, ожидающие российский бизнес в ближайший год, думаю, рост рынка аутсорсинга не замедлится. Судя по всему, российские компании наконец-то научились эффективно использовать такой инструмент, как аутсорсинг бизнес-процессов.

Рейтинг

Нами была предпринята попытка сфор­мировать альтернативный рейтинг (рэнкинг) компаний, работающих на рынке бухгалтер­ского аутсорсинга в России и оказывающих своим клиентам данные услуги. Наш рейтинг (рэнкинг) отображает не столько сам рынок услуг бухгалтерского аутсорсинга, сколь­ко наиболее заметных его участников — это рейтинг открытости и активности компаний, профессионально занимающихся предостав­лением бухгалтерских услуг.

*По данным финансовой отчетности компании

Перспективы

Рассматривая возможности дальнейшего развития рынка бухгалтерского аутсорсин­га в России, можно предположить, что даль­нейшее развитие электронного документооборота в нашей стране, будет значительным стимулом к развитию аутсорсинга на уда­ленном доступе, что позволит многим компа­ниям не только оптимизировать расходы, но и сэкономить временной ресурс.

Дальнейшее развитие отечественного бухгалтерского аутсорсинга видится в автоматизации данных услуг и использова­нии так называемых интернет-бухгалтерий на удаленном доступе с использованием "\УЕБ-интерфейса, «облачных» технологий. Поэтому в последние два-три года довольно успешно развиваются электронные серви­сы для предоставления бухгалтерских услуг «Мое дело», «Небо», «Эльба», «Мой склад», «Кнопка» и др., а также интернет-сервисы, которые не ограничиваются только ведени­ем бухгалтерии, а предоставляют более ши­рокий спектр услуг и позиционируют себя как центры обслуживания бизнеса, напри­мер, такие как «Фингуру» и др. Это автоматизирует не только бухгалтерский аутсор­синг как таковой, но и управление всеми биз­нес-процессами организации, обеспечивает их стандартизацию и, соответственно, уско­рение и удешевление их реализации.

По принципам работы такие сервисы раз­деляются на:

  • традиционные услуги удаленной (внеш­ней) бухгалтерии;
  • самостоятельный ввод данных для даль­нейшей обработки сервисом и формирования отчетности
  • ведение учета в онлайн-программах («облачные» сервисы).

Кроме того, достаточно успешно разви­ваются сервисы аренды программного обеспечения для ведения учета и управления, в том числе с использованием программ се­мейства 1С.

Сейчас компании, предоставляющие ус­луги аутсорсинга учетных функций, в состоянии провести для заказчика все виды уче­та: финансовый, управленческий, оператив­ный и налоговый.

Логичным продолжением развития рын­ка аутсорсинга в России становятся предоставление компаниям-потребителям услуг, сопутствующих основному профилю аутсорсеров, (кадровый учет, документооборот, 1Т-сопровождение и др.), и формирование полноценных центров комплексного обслу­живания бизнеса.


Список литературы

  1. Сайт рейтингового агентства «Эксперт РА». http://www.raexpert.ru/ratings/outsourcing/2013.
  2. Хорев М.А. Аутсорсинг новый системно-организационный подход возрождения производ­ственной кооперации / М.А. Хорев // Фундаментальные исследования. 2008. № 12.
  3. Клементе С. Аутсорсинг бизнес-процессов. Советы финансового директора / С. Клементс, М. Доннеллан. — М.: Вершина, 2006. — 416 с.
  4. Хейвуд Дж. Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ / Пер. с англ. М.: Издатель­ский дом «Вильямс», 2002. – 176 с.

Автор:

Теги: бухгалтерский аутсорсинг  бухгалтерский учет  консалтинг  бухгалтерское обслужива¬ние  аутсорсинг бухгалтерского учета  аутсорсинг учетных функций  аутсорсинг вспомогательных биз¬нес-процессов  outsourcing  аутсорсинг  производственная коопера¬ция  исполь