В отечественной практике его называют по-разному: бухгалтерское обслуживание, бухгалтерский аутсорсинг, аутсорсинг бухгалтерского учета, аутсорсинг учетных функций, аутсорсинг вспомогательных бизнес-процессов и т.д. Но, по сути, в понимании многих — это передача на подряд ведения бухгалтерского учета.
Понятие аутсорсинга пришло в отечественную практику не так давно – в начале 1990 годов. Сам термин «аутсорсинг» (outsourcing) заимствован из английского языка и переводится как «использование внешних ресурсов». В понятие аутсорсинга включают использование как материальных, так и трудовых, а также интеллектуальных внешних ресурсов. Бытует мнение, что аутсорсинг для отечественной практики хозяйственной деятельности является новым подходом к организации бизнес-процессов, пришедших к нам из-за рубежа. Но это не совсем так, поскольку в нашей стране существовало немного подзабытое сейчас понятие производственной кооперации, успешно применяемой в практике хозяйственной деятельности для передачи отдельных производственных функций на исполнение внешним подрядным организациям.
Из истории
Кстати сказать, начиная с 1960-х годов в нашей стране на крупных предприятиях и в общественных организациях были созданы так называемые «централизованные бухгалтерии», которые позволяли снизить штатную численность бухгалтеров и, соответственно, затраты на реализацию учетных функций. Следующим шагом в развитии отечественных учетных традиций стали корпоративные центры обслуживания крупного бизнеса в России, которые были созданы при многих компаниях в последние годы, таких как «Сибур», «Ситроникс», «Ростелеком» и др., а также центры обслуживания учетных функций в сфере ЖКХ.
Поэтому нельзя сказать, что отечественная практика управления и организации бизнес-процессов отстает от общемировых тенденций, просто в 1980—90 годы отечественный бизнес, слепо копируя западные подходы, частично утратил собственные наработки. Однако к настоящему времени за счет открытости и взаимного сотрудничества компаний в общемировых масштабах происходит стандартизация товаров, процессов их производства и оказания услуг, соответственно, накопленные ранее знания, опыт ведения бизнеса и разработанные способы организации производства становятся более универсальными и понятными.
Следует обратить внимание на то, что объемы рынка аутсорсинга учетных функций как в России, так и за рубежом вполне сравнимы с объемами более развитого сейчас рынка консультационных услуг. Основной причиной быстрого развития данного вида услуг является то, что передача части работ, бизнес-процессов и функций управления позволяет компании-потребителю сконцентрироваться на организации и продвижении основного бизнеса, существенно экономя на организации и обеспечении деятельности вспомогательных бизнес-функций. При этом нескончаемые финансовые кризисы дополнительно стимулируют бизнес к дальнейшему совершенствованию через оптимизацию бизнес-процессов и сокращение непроизводительных расходов. Также способствует этим процессам и сохраняющаяся тенденция к дальнейшему разделению труда в мировом масштабе, развитию технологических кластеров, определенной локализации профессиональных рынков труда и развитию крупных мировых аутсорсинговых центров в Индии, Китае, Бразилии, Ирландии и др.
Отечественный рынок бухгалтерских услуг
В настоящее время в России рынок аутсорсинга услуг и бизнес-процессов находится в стадии активного развития, темпы роста показателей рынка бухгалтерского аутсорсинга в России в 2012-13 годы опережают среднемировые более чем вдвое.
Елена Анохова – канд. экон. наук, директор по аудиту ООО «Авантаж Аудит», председатель комитета по вопросам обязательного аудита СРО НП АПР
Менеджмент не всех компаний оказался готов к работе в новых реалиях: сложности заимствования, снижение доходности бизнеса. В результате сейчас в спешном порядке приходится проводить реструктуризацию бизнеса, сокращать персонал и в целях экономии на постоянных издержках привлекать аутсорсинговые компании для ведения бухгалтерского и кадрового учета.
Однако влияние экономических кризисов на развитие бухгалтерского аутсорсинга нельзя считать однозначным, поскольку, с одной стороны, они заставляют собственников и руководителей организаций задуматься о поиске путей для экономии на расходах (а ведение бухгалтерского учета на подряде дает реальную экономию расходов от 20% до 50%), с другой — существует масса предприятий, которые приняли решение спасаться от кризисов и экономить на расходах самостоятельно, не прибегая к использованию аутсорсинга.
Хотя следует отметить, что идея разумного использования аутсорсинга предприятиями является отличной экономической моделью бизнеса, поскольку позволяет сконцентрировать внутренние ресурсы предприятия за счет лучшей организации основных бизнес-процессов и получить дополнительный внешний ресурс от выполнения непрофильных функций другой организацией на подряде, который заключается для экономии не только расходов, но и, что очень важно, времени и собственных сил, и позволяет направить их на развитие основного бизнеса.
При этом на рынок аутсорсинга не влияет сложность экономической ситуации в стране и в мире, а вполне вероятно, что и благодаря именно этому, данный рынок развивается и показывает впечатляющую динамику.
Так, по данным исследований, проводимых рейтинговым агентством «Эксперт РА», объем выручки от аутсорсинга учетных функций с 2010 по 2013 год в России постоянно растет (рис. 1) и на этом рынке уже сложилась группа лидеров (табл. 1).
Рис. 1. Динамика выручки в сегменте аутсорсинга учетных функций по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» [1]
В настоящее время на отечественном рынке аутсорсинга бухгалтерии успешно работают как зарегистрированные в России зарубежные компании с большим опытом ведения бухгалтерского учета на подряде, так и отечественные консалтинговые компании, которые быстро осваивают этот, можно сказать, новый для нашей страны рынок услуг.
При этом следует заметить, что крупные компании-провайдеры рынка бухгалтерского аутсорсинга за последние годы значительно укрепили свои позиции, поскольку у них уже сформировалась достаточно стабильная клиентская база, в которую входят крупные отечественные и иностранные предприятия, работающие на российском рынке.
Оптимизация бизнес-процессов, повышение их эффективности, снижение затрат на производство продукции и услуг (как временных, так и финансовых) являются основными преимуществами передачи бизнес-процессов и бизнес-функций и драйвером развития аутсорсинга в мире.
На развитие рынка аутсорсинга в мире повлияли крупные западные компании и корпорации, которые в прошлом веке стали создавать обслуживающие, сервисные компании для передачи им на подряд отдельных сервисных бизнес-процессов, снижая таким образом затраты на производство продукции и услуг и повышая прибыльность бизнеса и конкурентоспособность продукции. Следует заметить, что на этом крупный западный бизнес не остановился и развитие данного типа экономических и производственных отношений продолжается. Так, большой популярностью за рубежом пользуется передача на аутсорсинг не только производственных функций, но и управленческих, таких как планирование, финансы, учет, контроль, управление персоналом, документооборот и др.
Таблица 1
Информация о лидерах аутсорсинга бухгалтерского и налогового учета (топ-10) по данным рейтингового агентства «Эксперт РА»*
* http://www.raexpert.ru/ratings/outsourcing/2013
По состоянию на сегодняшний день существуют несколько основных схем реализации учетных функций:
- самостоятельное ведение компанией учета в полном объеме;
- частичная передача на подряд отдельных учетных функций;
- организация собственных центров обслуживания (для крупных компаний);
- полная передача учетных функций на подряд сторонней организации.
При этом, как правило, компания, передающая на аутсорсинг учетные функции, оставляет за собой общие функции контроля, формирования учетной политики и организации системы внутреннего контроля.
Основными потребителями услуг бухгалтерского аутсорсинга на сегодняшний день в России являются предприятия малого бизнеса и индивидуальные предприниматели, крупные российские предприятия и иностранные компании. Наибольшая популярность аутсорсинга учетных функций проявляется в таких отраслях народного хозяйства, как торговля, связь, нефтегазовая промышленность, транспорт, электроэнергетика, что связано в первую очередь со значительными объемами на данных предприятиях рутинных, стандартизированных операций, которые требуют значительных временных и трудовых ресурсов у предприятий для их выполнения.
Как правило, компании, оказывающие услуги бухгалтерского аутсорсинга, оказывают и консалтинговые услуги в этой сфере: методическую помощь в организации учета, формирование учетной политики, составление бухгалтерской отчетности (в том числе и по МСФО), консолидация и трансформация отчетности, кадровый учет, расчет заработной платы, складской учет и др. Очень часто аутсорсинг учетных функций совмещается с аутсорсингом 1Т-процессов, аутсорсингом логистических процессов и др.
На развитие аутсорсинга бухгалтерии в России большое влияние оказывает то, что называют менталитетом, а именно осторожность отечественного бизнеса, невысокий уровень доверия к подрядчику, оказывающему данные услуги, недостаточная информационная открытость. Все это является последствиями «лихих» 1990-х годов, когда не было принято вести прозрачный бизнес из-за опасности частых случаев рэкета и рэйдерства. То есть присутствуют проблемы с открытостью и делегированием полномочий.
Сформировавшиеся у бизнеса привычки во многом являются сдерживающим фактором развития отечественного рынка аутсорсинга в целом.
Сергей Кессель – директор по продажам UCMS Group в СНГ
Результаты 2013 года показывают, что рынок аутсорсинга учетных функций, таких как бухгалтерский учет, расчет заработной платы и кадровое администрирование, стабильно растет. По доступным данным, выручка компаний-аутсорсеров в последние два года в среднем растет по 23-24% за год (при этом рост отдельных компаний достигает 30-40% за год). По данным совместного исследования HeadHunter, UCMS Group и Intercomp (http://planetahr.ru/ publication/7856/), главными мотивами использования аутсорсинга для российских компаний являются уменьшение роли человеческого фактора, сокращение загруженности внутренних подразделений и их нацеленность на решение стратегических задач. Также за последние пару лет следует отметить рост значимости такого фактора, как снижение затрат. В текущей экономической ситуации компании особенно скрупулезно подходят к вопросу сокращения издержек, что стимулирует и провайдеров аутсорсинговых услуг повышать уровень своей эффективности, предлагая более гибкие и эффективные решения, совершенствуя программное обеспечение, методы работы, открывая центры обслуживания в регионах для использования эффекта масштаба. Как известно, потребительский рынок аутсорсинга учетных функций в России пока наполнен в большей степени иностранными компаниями, для которых, в отличие от отечественных, такие услуги – норма, давно вошедшая в повседневный набор инструментов оптимизации работы предприятия. Текущая напряженная международная ситуация, без сомнения, не несет в себе ничего хорошего для экономик как зарубежных стран, так и России и, следовательно, для бизнеса в целом. Безусловно, это отражается и на рынке аутсорсинговых услуг. В последнее время мы наблюдаем одновременно две тенденции: с одной стороны, рост спроса на услуги аутсорсинга (особенно со стороны российских компаний, стремящихся оптимизировать свои процессы), а с другой – сокращение численности сотрудников и числа операций у существующих клиентов, что приводит к падению выручки провайдеров.
Несмотря на возможные трудности, ожидающие российский бизнес в ближайший год, думаю, рост рынка аутсорсинга не замедлится. Судя по всему, российские компании наконец-то научились эффективно использовать такой инструмент, как аутсорсинг бизнес-процессов.
Рейтинг
Нами была предпринята попытка сформировать альтернативный рейтинг (рэнкинг) компаний, работающих на рынке бухгалтерского аутсорсинга в России и оказывающих своим клиентам данные услуги. Наш рейтинг (рэнкинг) отображает не столько сам рынок услуг бухгалтерского аутсорсинга, сколько наиболее заметных его участников — это рейтинг открытости и активности компаний, профессионально занимающихся предоставлением бухгалтерских услуг.
*По данным финансовой отчетности компании
Перспективы
Рассматривая возможности дальнейшего развития рынка бухгалтерского аутсорсинга в России, можно предположить, что дальнейшее развитие электронного документооборота в нашей стране, будет значительным стимулом к развитию аутсорсинга на удаленном доступе, что позволит многим компаниям не только оптимизировать расходы, но и сэкономить временной ресурс.
Дальнейшее развитие отечественного бухгалтерского аутсорсинга видится в автоматизации данных услуг и использовании так называемых интернет-бухгалтерий на удаленном доступе с использованием "\УЕБ-интерфейса, «облачных» технологий. Поэтому в последние два-три года довольно успешно развиваются электронные сервисы для предоставления бухгалтерских услуг «Мое дело», «Небо», «Эльба», «Мой склад», «Кнопка» и др., а также интернет-сервисы, которые не ограничиваются только ведением бухгалтерии, а предоставляют более широкий спектр услуг и позиционируют себя как центры обслуживания бизнеса, например, такие как «Фингуру» и др. Это автоматизирует не только бухгалтерский аутсорсинг как таковой, но и управление всеми бизнес-процессами организации, обеспечивает их стандартизацию и, соответственно, ускорение и удешевление их реализации.
По принципам работы такие сервисы разделяются на:
- традиционные услуги удаленной (внешней) бухгалтерии;
- самостоятельный ввод данных для дальнейшей обработки сервисом и формирования отчетности
- ведение учета в онлайн-программах («облачные» сервисы).
Кроме того, достаточно успешно развиваются сервисы аренды программного обеспечения для ведения учета и управления, в том числе с использованием программ семейства 1С.
Сейчас компании, предоставляющие услуги аутсорсинга учетных функций, в состоянии провести для заказчика все виды учета: финансовый, управленческий, оперативный и налоговый.
Логичным продолжением развития рынка аутсорсинга в России становятся предоставление компаниям-потребителям услуг, сопутствующих основному профилю аутсорсеров, (кадровый учет, документооборот, 1Т-сопровождение и др.), и формирование полноценных центров комплексного обслуживания бизнеса.
Список литературы
- Сайт рейтингового агентства «Эксперт РА». — http://www.raexpert.ru/ratings/outsourcing/2013.
- Хорев М.А. Аутсорсинг — новый системно-организационный подход возрождения производственной кооперации / М.А. Хорев // Фундаментальные исследования. — 2008. — № 12.
- Клементе С. Аутсорсинг бизнес-процессов. Советы финансового директора / С. Клементс, М. Доннеллан. — М.: Вершина, 2006. — 416 с.
- Хейвуд Дж. Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ / Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. – 176 с.