В статье освещаются особенности развития рынка бухгалтерского аутсорсинга и тенденции, приводится рэнкинг компаний, оказывающих услуги бухгалтерского учета и консалтинга.
Рассказывать о том, что такое аутсорсинг, теперь уже нет смысла — за несколько лет активного развития аутсорсинга в отечественной бизнес-практике о нем уже знают практически все. Правильно организованный аутсорсинг бизнес-процессов теперь уже является одним из элементов системы финансового менеджмента, позволяющим компаниям экономить до 20% своих расходов.
В современных условиях появление аутсорсинга в отечественной практике пришелся как нельзя кстати. Развитие отраслевых и географических кластеров в российской экономике требует оптимизации расходов на выполнение рутинных операций и организационно-административных функций. Бесконечные экономические кризисы стимулируют умственную деятельность активной части бизнес сообщества, развивают склонность к анализу и активной потребности в экономии имеющихся ресурсов. Аутсорсинг финансовых функций как таковой позволяет передать провайдеру услуг аутсорсинга как частично, так и полностью функции ведения бухгалтерского, управленческого, налогового, кадрового учета, формирования отчетности, взаимодействия с контрольными, налоговыми органами, аудиторами.
Аутсорсинг как модель хозяйствования и организации бизнес-процессов стал обыденным явлением в России. Человек быстро привыкает ко всему хорошему и удобному, обеспечивающему комфорт в повседневной работе. Теперь мы уже не боимся делегирования полномочий, потому что освоили необходимые элементы контроля выполнения задач и обеспечения их качества.
В настоящее время динамика развития бизнес-среды дает хорошую возможность для развития финансового аутсорсинга как гарантированного инструмента обеспечения важной, но не основной бизнес-функции. И связано это с тем, что в условиях необходимости развития новых бизнесов и настроя на инновационную модель развития, информационной насыщенности пространства и времени, владельцам бизнесов и управляющим все больше внимания приходится уделять поиску новых решений и развитию основных бизнес-процессов. В такой ситуации аутсорсинг помогает компании не только снизить расходы и риски, но и обеспечить возможности для успешного старта бизнеса и совершения стратегических прорывов.
Рис. 1. Схема переданных на внешний подряд бухгалтерских процессов, работающая в режиме реального времени[1]
От компании-заказчика передача учетных функций на аутсорсинг также требует определенного понимания процесса дальнейшей работы с исполнителем и осознанности решения. Передавая бухгалтерию на подряд руководитель организации должен четко знать, какого эффекта он хочет достичь и сколько это реально будет стоить. Аутсорсинг — отличный инструмент для экономии расходов, связанных с непрофильными функциями, но пользоваться им нужно осознанно и понимать, как эта система работает, чтобы снизить риски при выборе исполнителя. Для того чтобы отношения с заказчиком с самого начала складывались доверительно и по-деловому, исполнителю необходимо разработать типовые варианты процедуры передачи функции по договору аутсорсинга и предложить их заказчику.
Выгода от передачи на подряд бухгалтерии заключается не только в экономии ресурсов, но еще и в том, что не нужно отслеживать постоянные изменения в учете и налогообложении, достаточно знать общие принципы и подходы.
Еще одним небольшим, но важным аргументом в пользу передачи на аутсорсинг учетных функций стороннему исполнителю, является большое количество исследований, проводимых аудиторскими и консалтинговыми компаниями в части обобщения практики борьбы с мошенничеством, которые свидетельствуют о том, что основные нарушения в этой сфере совершаются именно сотрудниками компаний, имеющими какой-то определенный личный интерес.
Аутсорсинг учетных функций продолжает активно осваивать Компания “1С”, которая традиционно для себя использует схему франчайзинга и в бухгалтерском аутсорсинге, и имеет уже по всей России более 300 партнеров-франчайзи, а также владеет контрольными пакетами нескольких крупных компаний, оказывающих услуги финансового аутсорсинга.
Отечественные компании, работающие на рынке аутсорсинга учетных функций, несколько закрыты, и это понятно, поскольку аутсорсинг бухгалтерии связан с финансами клиентов, а это тема во многих случаях относится к коммерческой тайне. Другая причина закрытости компаний — это природная осторожность бухгалтера, которому доверено считать чужие деньги, кроме того в бухгалтерский аутсорсинг пришло значительное количество компаний и специалистов из сферы аудита, а аудиторское прошлое дает о себе знать, ведь аудиторы уже пережили и бурный расцвет профессии, и существенный спад спроса на нее. Соответственно, они стараются всячески оберегать появившиеся возможности в сфере аутсорсинга учетных функций.
В последние годы не только на отечественном рынке, но и во всем мире просматривается четкая тенденция к укрупнению аутсорсинговых компаний и созданию, будем так их называть, “аутсорсинговых сервисов” при крупных финансовых структурах и банках, которые предлагают своим клиентам, кроме традиционных услуг проведения расчетов, еще и ведение бухгалтерского учета, и финансовое планирование, т.е. по сути комплексный аутсорсинг финансовых функций. В качестве примера можно привести Сбербанк, Альфа Банк, Промсвязьбанк и другие известные компании. Таким образом, конкуренция на рынке финансового аутсорсинга в России с каждым годом все более нарастает.
Комплексный аутсорсинг учетных функций более выгоден и полезен для организации, чем передача на подряд отдельных участков учета, поскольку он может включать и элементы управленческого учета, и бюджетирование. В этом случае, аутсорсер выступает в качестве дисциплинирующего фактора для системы планирования деятельности организации. А также обеспечивается непрерывность осуществления функции исполнителем.
В настоящее время на Западе имеют широкое применение Общие центры финансового обслуживания (ОЦО), это одна из версий финансового аутсорсинга, работающих в режиме обработки и оплаты счетов к оплате и счетов к получению. Такие организации вызывают к себе определенный интерес в плане эффективности работы. Как оказывается на практике, центр центру рознь, и наиболее эффективные из них выполняют свою работу в два-три раза быстрее других.
В публикации на портале GAAP.RU изложены основные подходы, благодаря которым им удается достичь выдающихся результатов: “Что нужно знать об общих центрах финансового обслуживания (ОЦФО)”.
Как видим, аутсорсинг за рубежом пользуется заслуженной популярностью, поскольку расширяет возможности бизнеса. Эти процессы связаны в том числе и с глобализацией, развитием сетевых и кластерных форм организации бизнеса, глобальных информационных систем и обработки больших данных.
В качестве информации приведем Топ-20 глобального рейтинга мировых аутсорсеров Global Outsourcing 100 [2] по результатам работы в 2016 году (рис. 2).
Рис. 2. Топ-20 рейтинга Global Outsourcing за 2016 г.
В связи с ростом популярности финансового аутсорсинга наиболее актуальным становится направление организации систем внутреннего контроля в аутсорсинговых компаниях, с обучением сотрудников аутсорсинговых компаний вполне могут помочь учебно-методические центры профессиональных бухгалтеров и аудиторов у которых уже есть определенная практика и наработки в части обучения сотрудников аудиторских компаний организации систем внутреннего контроля.
Рэнкинг. По результатам деятельности за 2016 год нами был сформирован рэнкинг наиболее открытых компаний, оказывающих своим клиентам услуги бухгалтерского аутсорсинга и консалтинга. Наш рэнкинг представляет не всех игроков отечественного рынка, а отображает наиболее активных участников, профессионально занимающихся оказанием услуг аутсорсинга учетных функций. При составлении рэнкинга мы постарались учесть региональный аспект деятельности участников.
Как мы видим, постоянные участники нашего рэнкинга из года в год наращивают число обслуживаемых клиентов, соответственно растет и их выручка. Компании-участники становятся более активными в информационном плане, сайты компаний становятся более информативными, публикуются информационные статьи и консультации для клиентов.
______________
[1] Клементе С. и Доннеллан М. Объем аутсорсинга: что передавать на внешний подряд. URL: http://www.cfin.ru/management/practice/outsourcing-02.shtml
[2] The 2016 Global Outsourcing 100. URL: https://www.iaop.org/Content/19/165/4458. Дата обращения: 27.04.2017