Федеральная служба по финансовым рынкам с приходом осени завершает свою работу, передавая все свои полномочия Центральному Банку Российской Федерации – Банку России. Просуществовав менее десяти лет, служба оставила заметный след в истории развития отечественного финансового рынка. Как это часто бывает, сделано совсем немало, но еще больше сделать предстоит. Конечно, объединение регулятора банковского и фондового рынка с одной стороны решает ряд вопросов, с другой – ставит куда больше новых. В рамках этой статьи мы не будем пытаться проанализировать целесообразность и риски принятого решения, отнесемся к нему как к совершившемуся факту. А вот о первоочередных изменениях, которые затронут инвесторов финансового рынка, поговорить стоит: уже с первого сентября изменится очень многое, раньше казавшееся естественным и непреложным.
Изменения внесены практически во все законодательные акты, регулирующие функционирование финансовых рынков. В основном они связаны с заменой упоминавшейся Федеральной службы по финансовым рынкам на Банк России. Ряд изменений связан также с тем, что Банк России имеет иной, по сравнению с Федеральной службой по финансовым рынкам, статус: это не орган власти, а юридическое лицо со специальным статусом. Также заодно внесены в законодательство те изменения, которые давно были необходимы. Например, в закон «О рынке ценных бумаг» внесено определение рейтинговых агентств, давно работающих на рынке, многократно упоминавшихся, но не определенных законом ранее.
Основные же изменения посвящены переходу регулирующих полномочий мегарегулятору. Кстати, этот термин, ставший «флагом» одной из серьезнейших реформ современного отечественного финансового рынка, в законе не упоминается: ранее применяемые формулировки «федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг» и «федеральный орган исполнительной власти по финансовым рынкам», подразумевающие Федеральную службу по финансовым рынкам, заменены в каждой статье многих законов на «Банк России», нормативные акты – на нормативные акты Банка России.
Логичный вопрос – как все это отразится на инвесторах, которые в большинстве своем никогда напрямую с Федеральной службой по финансовым рынкам не сталкивались и желание делать это с Банком России тоже не испытывают? В долгосрочной перспективе – прогнозировать сложно. Но вот в «переходный период» будет существовать ряд особенностей, знать которые имеет смысл – так у участников рынка будет меньше возможностей как ошибиться по незнанию, так и злоупотребить Вашей неосведомленностью. Давайте вооружаться знаниями.
Как новому регулятору, Банку России необходимо разработать огромное количество нормативных документов, определяющих конкретные аспекты требований законодательства. С учетом сложности этого процесса и того, что решение о передаче Банку России функций регулятора финансовых рынков принималось в очень сжатые сроки, эта работа займет длительное время. Поэтому законодатель определил, что до вступления в силу соответствующих нормативных актов Банка России применяются нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Исходя из практики иных реформ, документы старого регулятора могут в скорректированном или даже неизменном виде просуществовать очень долго. Например, до сегодняшнего дня действует много подзаконных актов, выпущенных еще Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Следовательно, документами Федеральной службы по финансовым рынкам можно пользоваться, пока они не будут заменены документами Банка России. Чтобы не запутаться и ориентироваться на действующий документ, целесообразно пользовать информационно-справочными системами, услуги некоторых из которых в определенное время суток даже бесплатны.
Аналогичная ситуация и с лицензиями, разрешениями, аттестатами, аккредитациями, статусами, полученными в Федеральной службе по финансовым рынкам – они действительны до окончания срока их действия. Если указанные лицензии, разрешения, аттестаты, аккредитации, статус выданы (осуществлены, присвоены) без ограничения срока действия, то они действуют бессрочно. При переоформлении документов новые выдаются уже от имени Банка России.
С первого сентября 2013 года внесение изменений в реестры и исключение сведений из реестров, ведение которых осуществлялось Федеральной службой по финансовым рынкам в соответствии с федеральными законами, осуществляются Банком России. Как известно, списки всех лицензируемых участников финансового рынка, кроме банков, всегда были помещены на сайте Федеральной службы по финансовым рынкам в сети Интернет. Предполагается, что такой удобный для участников рынка сервис будет предоставлен и Банком России, однако пока не понятно, как именно. В настоящий момент на сайте мегарегулятора создан отдельный раздел, посвященный Службе по финансовым рынкам Банка России, но он содержит лишь общие сведения, за всей же конкретикой пользователей отсылают на сайт Федеральной службы по финансовым рынкам. Не исключено, что так все и останется, и за вновь созданной в структуре Банка России Службой будет закреплен отдельный сайт, основывающий на ныне функционирующем сайте федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Банк России выполняет начатые Федеральной службой по финансовым рынкам процедуры, связанные с выполнением государственных функций и предоставлением государственных услуг, а также принимает решения по результатам выполнения таких процедур. Таким образом, осуществлена преемственность процедур: по идее, никаких потрясений от проводимой реформы участники рынка испытать не должны. Способствовать этому, по всей видимости, будет преемственность в смысле «человеческом» – практически все сотрудник Федеральной службы по финансовым рынкам становятся сотрудниками Службы по финансовым рынкам Банка России. Согласно подзаконному акту, в собственность Банка России переходит все необходимое для работы имущество Федеральной службы по финансовым рынкам. Таким образом, для многих участников рынка происходящие изменения могут быть вообще незаметны: те же люди в тех же кабинетах за теми же столами будут продолжать свою надзорную и регулирующую деятельность. Если это получится, сам процесс введения новшеств будет целесообразно признать успешным, ведь отсутствие перманентных серьезных потрясений и сложностей, связанных с проведением какой бы то ни было реформы, является очень важной ее характеристикой.
Преемственность сохранена и в отношении функции Федеральной службы по финансовым рынкам по представлению российских финансовых сластей на международной арене: установлено, что Банк России является ее правопреемником в отношениях, связанных с учреждением (участием в капитале) юридических лиц или участием (членством) в организациях, в том числе в международных и иностранных организациях (в том числе форумах, группах, комитетах). Банк России является также правопреемником Федеральной службы по финансовым рынкам в соглашениях и договорах, заключенных Федеральной службой по финансовым рынкам с иностранными регуляторами в области финансовых рынков, а также с международными и иностранными органами и организациями. Таким образом, те достижения, которые так не просто дались нашему рынку как части мирового рынка, останутся при нашем рынке вне зависимости от смены регулятора. При этом есть возможность расширения и углубления международных контактов за счет возможностей, которыми не обладала Федеральная служба по финансовым рынкам, но обладает Банк России.
Важная информация: согласно закону, документы Федеральной службы по финансовым рынкам, в том числе полученные или созданные Федеральной службой по финансовым рынкам и ее территориальными органами (за исключением дел по личному составу), в упорядоченном состоянии передаются на хранение в Банк России и территориальные органы соответственно до их передачи в соответствующие государственные архивы. Таким образом, любой документ, который Вы могли бы получить в Федеральной службе по финансовым рынкам, Вы сможете получить в Банке России. Если же вместо документа Вы получите отказ, смело обращайтесь в суд: право, данное Вам законом, не должно быть ограничено чьим-то невыполнением требований этого закона.
Мы поговорили о «нормативной» стороне дела – о том, как все будет функционировать эффективно, непрерывно и преемственно. Надеемся, так и будет. Однако нужно отдавать себе отчет в том, что речь идет об объединении двух огромных и совершенно разных структур, обладающих большим количеством функций и, что немаловажно, региональных подразделений. Полагаю, даже представить себе идеальный процесс слияния таких структур невозможно. Поэтому неизбежно будут проблемы, связанные с большим количеством организационных вопросов, изменением составом работников, пусть даже и не большим, иными новшествами. Таким образом, в процессе передачи функций от Федеральной службы по финансовым рынкам Банку России неизбежно ослабится контроль за финансовыми рынками, замедлятся процессы, связанные с взаимодействием с регулятором. Все это может негативно сказаться на рынке в целом и особенно усугубить возможность злоупотреблений со стороны искушенных и не высокоморальных участников рынка.
Таким образом, рынок переходит из одних надежных рук в другие. Хорошо или плохо? Посмотрим, главное, будьте внимательны, не потеряйте свой инверсионный потенциал в ходе реформы!