Предложенные ЦБ РФ поправки (если они будут приняты в неизменном виде) не столько изменят рынок аудита в России, сколько фактически его обрушат.
Основным изменением является резкое сокращение субъектов обязательного аудита.
Организации, чьи параметры выручки или активов превысили соответствующие пороговые параметры, теперь предложено не проверять. Предыдущее изменение (существенное увеличение) этих показателей в 2009 году при вступлении в силу действующего закона “Об аудиторской деятельности” существенно сократило количество аудиторских организаций, теперь же их количество может уменьшиться (по пессимистичным оценкам) на порядок. Складывается впечатление, что проходившие аудит предприятия среднего бизнеса теперь никому не нужны, кроме своих собственников. Да, инициативный аудит часть из этих предприятий проходить будут, но лишь небольшая их доля — в целях получения кредитов или для нужд контроля над менеджментом. Аудиторским организациям в случае принятия данной поправки предстоит серьезная маркетинговая работа по удержанию клиентов.
Второй блок поправок касается статуса аудиторских организаций.
Для подтверждения статуса обычной аудиторской организации достаточно будет тоже трех аудиторов. Но они теперь должны быть работниками по основному месту работы. Уже одно это изменение может уменьшить количество членов СРО-компаний минимум на четверть, т.к. многие аудиторско-консалтинговые группы не наберут нужного числа постоянных аудиторов и на основную компанию, и на “дублера”, а большая часть мелких компаний, имеющих в штате из трех постоянно лишь директора, просто потеряют свой аудиторский статус. В принципе, такое укрупнение рынка сократит конкуренцию за заказы и улучшит жизнь оставшимся компаниям, но при этом усилит ответственность за последствия некачественной работы из-за невозможности держать фирму-дублера.
Для тех же компаний, которые претендуют на аудит общественно значимых субъектов, требования резко ужесточаются, прежде всего по персоналу. По основному месту работы в них должно быть минимум 12 аудиторов, а не менее трех из них, которые будут иметь право руководства проверками и подписания заключений по ним, должны дополнительно иметь опыт практической проверки организаций, которые теперь остались в перечне подлежащих обязательному аудиту, не имеющих судимости за умышленные преступления, не бывших в течение трех лет руководителем проверки, результаты которой впоследствии были признаны недостоверными и ежегодно проходивших обучение по тематике аудита общественно значимых организаций. При этом не ясно, как будут считать “практический опыт”: нужно ли будет его иметь хотя бы по одной категории указанных субъектов или по всем, как его подтверждать, если сейчас такой учет по аудиторам не ведется из-за отсутствия необходимости. Понятие же “недостоверности” отчетности в поправках не раскрыто, как и “злоупотребления полномочиями аудитора”. Отсутствие понятийного аппарата создает риск произвольного применения санкций регулирующим органом, причем возможно “задним числом”, т.к. нет ясности и в том, как именно будет исчисляться трехлетний срок. Также нет ясности с “нормативными актами Банка России”, которым должны дополнительно соответствовать аудиторы “высшего сорта”. Что это будут за требования — один ЦБ РФ знает, т.к. самих нормативных актов еще нет. В данной ситуации оказывается двусмысленным статус аудиторов с аттестатами Минфина. Формально они могут соответствовать критерию “9 из 12” аудиторов по основному месту работы без права подписи заключений общественно значимым субъектам, но ЦБ РФ в своих (будущих) нормативных актах может установить и иное.
Для самих организаций, претендующих на проведение аудита общественно значимых организаций, помимо требований к персоналу, устанавливаются отсутствие в течение трех последних лет претензий по работе от Банка России, а также по соблюдению самой организацией и ее аудиторами принципа независимости. Кроме того, нужно учитывать и вводимое поправками обязательное страхование ответственности любой аудиторской организации. Последнее условие переводит действующее право на страхование в обязанность, а если учесть, что ЦБ может (теми самыми еще не принятыми нормативными актами) установить размеры страховых платежей, на аудиторские компании ляжет двойная финансовая нагрузка из-за необходимости платежей как в компенсационный фонд СРО, так и страховщикам.
В отношении аудиторских СРО предложено в качестве основного квалификационного критерия вместо численности использовать долю в 26% на рынке аудиторских услуг. При этом методика подсчета такой доли Центробанком пока не определена. Данное предложение явно указывает на намерение учитывать наличие в качестве членов СРО только крупные аудиторские компании. Фактически теперь любая СРО будет зависима от мнения наиболее сильных своих членов, т.к. уход нескольких больших компаний, достаточных по доле рынка для образования “своей” СРО, будет означать риск утраты “покинутой” СРО своего статуса. Фактически создается механизм для того, чтобы крупные игроки рынка (в основном — “Большая четверка”) сами контролировали СРО, в которых они состоят. Для аудиторов же теперь (чтобы не утратить статус) придется еще и выбирать СРО с точки зрения ее “жизнеспособности” по наличию крупных компаний-членов.
В целом предлагаемые поправки приведут резкому сжатию объема аудиторского рынка, массовому уходу аудиторов из профессии, концентрации аудиторских организаций в городах-миллионниках (в основном — в столицах), а также к подконтрольности рынка десятку крупных игроков, причем главными бенефициарами нововведений будут всем известные компании иностранного происхождения.
Но из-за последнего же фактора может быть и шанс на то, что при принятии предлагаемых изменений они будут скорректированы. Поправки не затрагивают вопрос аудита самого Центрального Банка. Сейчас аудит Банка России должна проводить аудиторская организация. Регулирование деятельности всех этих организаций планируется отдать аудируемому ими лицу. Конфликт интересов в данном случае безусловный, причем теперь проверка ЦБ РФ “ручными” аудиторами потеряет всякий смысл. Фактически Банк России, отвечающий за обеспечение устойчивости рубля и стабильность финансового рынка, останется бесконтрольным, что создаст риски экономической безопасности всего государства. Выход из этой коллизии будет найден, скорее всего, к концу лета, а сейчас аудиторы ждут решения своей судьбы и пишут обращения в адрес тех, от кого она зависит.