MiFID II, или “Markets in Financial Instruments Directive” – это новая Директива по рынкам финансовых инструментов, которая должна вступить в силу с 3 января 2018 года. Великобритания, на примере которой мы ее сегодня рассмотрим, находится в особом положении неопределенности - в том числе финансового сектора - начало которой официально было положено стартом обсуждений Статьи 50 Лиссабонского соглашения по детальным аспектам выхода из Евросоюза. В Британии сегодня общая сумма активов в доверительно управлении оценивается величиной в £5 триллионов, из них £1.2 триллиона – это активы, управляемые от имени клиентов из ЕС.
Директива по рынкам финансовых инструментов регулирует торговлю активами в Европе. Есть такое неофициальное понятие как “лицензия MiFiD” – еще иногда говорят “единый паспорт” – и если у компании он есть, она имеет право оказывать свои услуги доверительного управления владельцам активов где угодно в пределах европейской экономической зоны. Именно это паспортное право скоро может потерять Туманный Альбион, не имея больше возможности управлять акциями, облигациями и производными финансовыми инструментами, которые были выпущены, скажем, в Люксембурге, в данный момент управляются в Лондоне, а затем будут проданы где-нибудь в Париже.
Первоначальный вариант MiFID был введен в действие в 2007 году. Впрочем, непростые времена, что последовали вскоре после этого, потребовали от европейских властей принятия дополнительных мер для ужесточения и обеспечения большей прозрачности в торговле финансовыми инструментами. Разработанные впоследствии дополнения и корректировки привели к рождению новой версии Директивы с быстро прижившимся названием “MiFID II”. По словам экспертов, она спроектирована таким образом, чтобы бороться с провалами финансовых рынков, в полной мере выявленными по ходу финансового кризиса, и предотвращать манипулирование. Значительно выросшая прозрачность усиливает защиту инвесторов и повышает их доверие, а органы финансового регулирования имеют на руках ровно столько полномочий, сколько необходимо для эффективной реализации контроля – считает Фарида Рахман-Райт (Farida Rahman-Wright), профессиональный управляющий в составе ААТ.
Выполнение новых требований
Новые требования к прозрачности и раскрытиям в отчетности по MiFID II вступят в силу с 8 января следующего года, но поскольку они весьма существенно увеличат нагрузку на системы комплайенса финансовых компаний Великобритании, многие уже давно начали подготовку. “Когда MiFID внедрили в 2007 году, было много неопределенности относительно того, как она изменит рынки, и многие изменения, которые в конце концов произошли, были неожиданными” – говорит Дэвид Моррей (David Morrey), партнер британского офиса Grant Thornton. – “Вокруг MiFID II та же неопределенность, но одна вещь известна точно: по финансовым рынкам будет намного больше данных”.
Настоящим вызовом для компаний – а равным образом бухгалтеров и аудиторов, которые на них работают – станет определение того, как теперь анализировать и использовать данные. Это, впрочем, хорошо, поскольку тщательные размышления на эту тему потенциально способны обеспечить превращение данных по транзакциям и торговым сделкам в нечто более операбельное, что позволит принимать решения и принесет реальную стоимость клиентам в финансовой индустрии. В то же время это также и более высокая ответственность, в особенности для бухгалтеров и аудиторов, работающих с фондами управления активами.
Британский аспект
Задержка с выходом Великобритании из ЕС создало очень большую неопределенность для управляющих и инвестиционных компаний лондонского Сити. Однако надо понимать, что сам по себе выход еще не значит, что MiFID II в этом случае будет забыт. Как раз наоборот - после прошлогоднего референдума британский финансовый контролер FCA (Financial Conduct Authority) успел выпустить официальное заявление, в котором прямо подчеркнул намерение правительства и далее придерживаться курса на внедрение MiFID II.
По словам Фариды Рахман-Райт, на данный момент Британия пока что в любом случае остается членом ЕС со всеми правами и обязанностям, и до самого завершения обсуждения деталей выхода ее правительство продолжит внедрять и применять европейское законодательство в соответствии с установленными временными рамками.
Однако, несмотря на официальные заверения, аж 70% управляющих организаций на полном серьезе опасаются, что предоставляемое Директивой “паспортное право” прекратит в их случае свое действие, и они уже не смогут с такой легкостью управлять фондами в одной стране, а продавать в другой. Они очень надеются, что принятую в Британии версию признают “эквивалентной” европейскому режиму, несмотря на некоторые дополнительные ограничения. “После выхода Великобритании из ЕС британским компаниям, скорее всего, потребуются новые лицензии для ведения торговли финансовыми инструментами с континентом” – отмечает Рахман-Райт. – “Если Британию признают эквивалентным режимом, компании, выполняющие MiFID II, смогут воспользоваться правами доступа для третьих стран и продолжать торговать в ЕС”.
MiFID II несет с собой невиданный ранее уровень прозрачности сектору финансовых услуг. Бухгалтерам и аудиторам, в особенности работающим на инвестиционные фонды, необходимо об этом помнить. И сколько бы ни было неопределенности вокруг внедрения новой Директивы, столь нужная сегодня стабильность должна окупить все переживания по этому поводу.
По материалам: AAT