Что значит новая европейская бухгалтерская Директива для малого бизнеса

Подготовка международной отчетности
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 8 октября 2014

Автор: Сара Перрин (Sarah Perrin), редактор Accountancy Live

Источник: Accountancy Live

Перевод: GAAP.RU

Фото: accountancylive.com

Бухгалтерские плавила для малого бизнеса сегодня пересматриваются, и новый статус-кво должен установиться уже в 2015 году. Все, кто сегодня отчитывается по британским стандартам для малого бизнеса FRSSE, должны подумать о грядущих изменениях и принять участие в двойных консультациях FRC и BIS (Департамента бизнес-инноваций и экспертизы – Department for Business Innovation and Skills), чтобы быть уверенными, что новые правила действительно отвечают потребностям малых и микро-предприятий – считает сертифицированный бухгалтер Сара Перрин (Sarah Perrin).

Британские малые и микро-предприятия скоро начнут подготавливать финансовую отчетность по тем же самым фундаментальным бухгалтерским принципам, что и крупные компании. Грядущие изменения – которые по причине очень большого числа затрагиваемых ими организаций глава департамента финансовой отчетности в ICAEW доктор Найджел Слей-Джонсон (Nigel Sleigh-Johnson) назвал «радикальными» – обусловили в Великобритании острую необходимость привести отчетность малого бизнеса в соответствии с европейскими требованиями.

Предложенные изменения представлены в двух консультационных документах, почти синхронно выпущенных недавно Департаментом бизнес-инноваций и экспертизы (BIS – см. соответствующий документ здесь) и Советом по финансовой отчетности (FRC – см. соответствующий документ здесь). Первый напрямую касается изменений в британском корпоративном законодательстве, которых требует либо разрешает новая европейская Директива. Например, увеличить количественные показатели для отнесения организаций к категории малого бизнеса. Второй – концентрируется на далеко идущих бухгалтерских последствиях для малого и микро-сегмента. Дальнейшие консультации Совета по финансовой отчетности, которые еще последуют, будут иметь место уже после согласования базовых фундаментальных принципов.

Для самых малых предприятий Британии FRC предлагает новый бухгалтерский стандарт FRSME (Financial Reporting Standard for Micro-entities), который будет основываться на требованиях к признанию и измерению, оговариваемых FRS 102 «Стандарты финансовой отчетности, применяющиеся в Великобритании и Ирландской республике». Напомним, что этот стандарт, которому посвящено немало публикаций в том числе и у нас на сайте, имеет самые тесные связи с МСФО.

Фото: www.pressfoto.ru

Микро-предприятия

По состоянию на данный момент микро-предприятия в Великобритании должны лишь составлять балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках (P&L). Однако их отчетность все равно будет отличаться от отчетности более крупных организаций хотя бы потому, что по закону им запрещено проводить переоценку и измерять активы или обязательства по справедливой стоимости. Поэтому FRC предлагает дополнительные упрощения учетной практики.

Предложения по новому «микро» стандарту выглядят весомыми и с хорошей поддержкой, ведь еще раньше проводился опрос среди 120 членов Института присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса, пришедших на тематическую конференцию факультета финансовой отчетности ICAEW в сентябре этого года. Большинство посетителей согласилось, что создание нового стандарта FRSME того стоит, хотя около одной трети поддержавших инициативу все же просят о дальнейших упрощениях.

Малые предприятия

Изменения грядут и для представителей малого сегмента. Около 11 тысячам новых организаций будет открыт доступ к более простому режиму отчетности в результате изменения количественных критериев. Так, согласно предложениям малые компании, чтобы считаться таковыми, не должны выходить за две из трех оговоренных рамок: £10.2 миллионов в качестве оборота, £5.1 в качестве балансовой стоимости и 50 человек как число сотрудников.

Совет по финансовой отчетности отзовет свой прежний стандарт FRSSE для малых предприятий (Financial Reporting Standard for Smaller Entities). Вопрос: а какому же тогда стандарту они должны будут теперь следовать? Оказывается, что FRS 102, из чего следует, что применять они будут те же самые критерии по признанию и оценке, что и более крупные организации. «Все организации будут подготавливать финансовую отчетность на основе одних и тех же принципов» – объясняет основную идею FRC.

Есть, однако, существенное отличие. В стандарте будет отдельная секция Section 1A «Small Entities» («Малые предприятия»), которая установит основы упрощенного представления и раскрытия для этой категории бизнеса.

«FRSSE – это был такой один специально заточенный стандарт» – объясняет Даниэль Стюарт (Danielle Stewart), глава финансовой отчетности в Baker Tilly. – «Теперь у нас будет специально заточенный режим». Это то, чего хочет большинство компаний – считает она. Более того, это то, чего компании должны хотеть. В самом деле, малый размер – это временно. Если бизнес развивается и имеет планы в один прекрасный день стать большой организацией, как-то не очень логично, что сегодня он применяет один базис для измерения, а завтра вдруг начнет применять другой.

«Конечно, это правильно, что у них должно быть меньше раскрытий, меньше информации и более простая отчетность, когда они сами еще относятся к малым, и, напротив, больше информации, раскрытий и более сложная отчетность, когда они вырастают. Но ведь концепции-то должны быть одними и теми же!» – добавляет представительница Baker Tilly.

Глава корпоративной отчетности в Ассоциации Дипломированных Сертифицированных Бухгалтеров (ACCA) Ричард Мартин (Richard Martin) полагает, что перемещение малого бизнеса в зону действия FRS 102 в долгосрочной перспективе окажется стоящим делом.

При этом нельзя сказать, что в период перехода для малых компаний не будет никаких существенных вызовов. Напротив, одной из самых проблемных областей, как ожидается, станет учет производных финансовых инструментов по справедливой стоимости: в конце концов, сегодня они намного более распространены, чем несколько лет назад. Способов учета таких инструментов станет больше, но отсюда и затруднения.

Фото: www.pressfoto.ru

Недостаток упрощений – по-прежнему под вопросом

Это стало неприятным сюрпризом – нехватка упрощений, касающихся порядка измерения активов и обязательств, в дополнение к другим упрощенным раскрытиям. «ICAEW поддержал идею перемещения отчетности малых компаний в сферу действия FRS 102, когда соответствующие консультации проводились несколько лет назад, но при этом была надежда, что какие-то упрощения по измерениям также будут. Этого не произошло, и будет интересно посмотреть, какие комментарии FRC получит теперь» – говорит Найджел Слей-Джонсон.

Перед тем как предоставить собственное мнение, ICAEW проведет сначала консультации среди своих членов. Как мы уже писали выше, подавляющее большинство (а точнее, 86%) посетивших сентябрьскую конференцию факультета финансовой отчетности поддержали включение отчетности малых предприятий в требования стандарта FRS 102, но около трети положительно ответивших респондентов одновременно попросили о дополнительных упрощениях.

Меньше раскрытий – хорошо или плохо?

Когда речь заходит о финансовых раскрытиях малых организаций, руки у Совета по финансовой отчетности в значительной степени связаны. А что он может поделать, если бухгалтерская Директива ЕС оговаривает восемь обязательных раскрытий, которые обязательно должны содержаться в финансовой отчетности любого представителя малого бизнеса? Например, это бухгалтерская политика, информация о нерегулярных доходах и расходах, среднее число сотрудников. В довесок к этим трем страны-члены ЕС могут потребовать еще пять обязательных раскрытий, и, если верить консультационному документу от BIS, у британского правительства как раз такие планы.

Пять дополнительных обязательных раскрытий касаются динамики основных средств, внебалансовых соглашений, существенных событий после отчетной даты, транзакций со связанными сторонами и некоторых данных по юридической регистрации вашего офиса. Однако согласно той же самой Директиве, кроме этого никаких дополнительных раскрытий для малых компаний требовать нельзя!

Консультационный документ от FRC подчеркивает, что для советов директоров компаний теперь забот, наоборот, прибавится, ведь им придется решать, предоставляет ли уже сейчас их финансовая отчетность «правдивую и непредвзятую» информацию, или же дополнительные раскрытия все же нужны для обеспечения этого.

Совет по финансовой отчетности предупреждает прямо, что процесс определения необходимого уровня раскрытий на индивидуальной основе может увеличить затраты на подготовку финансовой отчетности. Он намекает, что многие могут найти полезными требования FRS 102 для крупных предприятий.

Складывается впечатление, что многие поддерживают включение пяти опциональных раскрытий в отчетность малого бизнеса, в довесок к восьми обязательным. Лично Ричард Мартин из ACCA видит в качестве наиболее важных две: транзакции со связанными сторонами и существенные события после отчетной даты. “Без этих двух слишком часто будут задавать вопрос, достаточно ли информации включено для выполнения требований по правдивому и непредвзятому представлению.

Принимая во внимание тот факт, что критерии для прохождения обязательного аудита не будут меняться вместе с критериями для отнесения организаций к категории малого бизнеса (по крайней мере, не сейчас), вопрос «правдивости и непредвзятости» отчетных данных, наверное, будет волновать не только советы директоров компаний, но и многих аудиторов – добавляет представитель ACCA.

Вместе с тем также весьма существенным является вопрос о том, а что, собственно, делать директорам, если они приходят к выводу, что даже 13 раскрытий (8+5), тем не менее, не предоставляют пользователям достаточно информации для адекватной оценки их организаций – продолжает свою мысль глава корпоративной отчетности в Институте присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса Найджел Слей-Джонсон. «Это серьезный вызов для директоров малых компаний и их консультантов, с которым им придется столкнуться. Конечно, перемены направлены на упрощение – в том смысле, что теперь будут требовать меньше раскрытий. Но это также может усложнить задачу для советов директоров, пытающихся составить правдивые и непредвзятые отчеты согласно закону. Пока что на данный момент неясно, как это разрешить. Наверное, можно ожидать, что скоро попросят о дополнительном руководстве, но не очень ясно, кто его должен выпустить».

Фото: www.pressfoto.ru

Сокращенная отчетность («Abbreviated accounts»)

В данном случае это специальный термин из британской практики, означающий сокращенную форму годовой отчетности, которая может составляться любой организаций, подпадающей под определение малого или среднего бизнеса в соответствии с британским Законом о компаниях 1985 года (измененного в 2004 г.). Использование такой сокращенной формы помогает сократить издержки на подготовку и сэкономить время, а для некоторых это также легальный способ минимизировать информацию, к которой могут получить доступ их конкуренты на рынке – GAAP.RU

Можно ожидать, что среди прочего развернутся ожесточенные дебаты вокруг того, должны ли малые компании теперь составлять сокращенную отчетность для своих акционеров (как этого предлагает Департамент бизнес-инноваций и экспертизы, BIS). Согласно сегодняшнему порядку, они могут сдавать сокращенную отчетность только в Регистрационную палату (Companies House), но уж для своих акционеров они обязаны подготавливать отчетность в полном варианте.

«Тут встает вопрос, а должны ли компании стать менее прозрачными со своими акционерами, чем они есть сейчас?» – задается вопросом представитель ACCA Ричард Мартин. Сам факт того, что по новым требованиям даже относительно большие компании с годовым оборотом около £10.2 миллионов (но не выше) все равно будут считаться малым бизнесом и, следовательно, получат удобную возможность составлять сокращенную отчетность, еще сильнее усложняет ситуацию. Найджел Слей-Джонсон настоятельно рекомендует дальнейшую балансировку всего режима.

Фото: www.pressfoto.ru

«Временной» вопрос

Время вступления нового режима в действие (1 января 2016 года) выбрано не идеально, потому как с 1 января следующего года подходит «дедлайн» по стандарту FRS 102 для всех британских компаний без биржевого листинга, размером от среднего и выше. Ричард Мартин объясняет, почему это не есть хорошо: «Образуется группа компаний, которые в 2015 году будут отнесены к средним и, следовательно, обязанным применить FRS 102 в полной мере. Однако буквально год спустя они перейдут в категорию малых по причине того, что сдвинутся выше критерии, и окажется, что теперь им уже нет необходимости составлять консолидированную отчетность и отчет о движении денежных средств». Можно ожидать, что скоро последуют предложения отложить введение стандарта FRS 102 для этой категории бизнеса.

Тем временем, пока малые предприятия будут отвыкать от прежнего стандарта FRSSE и готовиться к новому FRS 102, у них, вероятно, не будет складываться ощущения, что им предоставили такое уж упрощение отчетности. Но в долгосрочной перспективе, считает представительница Baker Tilly Даниэль Стюарт, все усилия окупятся. «У вас будет гораздо более простой переход от микро-предприятий к малым, от малых к средним и от средних к крупным, с листингом. Значит, это облегчает рост бизнеса» – полагает она.

Что ж, если предложения все-таки внедрят, тогда главная цель в международной гармонизации требований к учету и отчетности для всех компаний станет на один большой шаг ближе. «Это единственная, но наиболее волнующая вещь, которая должна случиться с финансовой отчетностью при нашей жизни» – добавляет Стюарт.

Что конкретно меняется?

Микро-предприятия (годовой оборот менее £632,000)

Для них FRC предлагает упростить определенные требования к признанию и измерению в рамках нового стандарта FRSME, который они начнут использовать:

  • Требования к финансовым инструментам будут основываться исключительно на исторической или амортизационной стоимости;
  • Вести учет отложенных налогов не потребуется;
  • Нет требования вести учет выплат на основе долевых инструментов до непосредственного выпуска акций;
  • Упрощается пенсионная отчетность, и теперь пенсионные планы с фиксированными выплатами могут учитываться как пенсионные планы с фиксированными взносами;
  • Устранена возможность капитализации затрат по займам;
  • Наконец, убрали секции стандарта, которые вряд ли имеют особую важность для микро-предприятий – например, по гудвиллу и объединению бизнеса.

Малые предприятия (по новым критериям, с годовым оборотом менее £10.2 миллионов)

Малые компании должны будут признавать многие виды финансовых инструментов, которые прежним стандартом FRSME не оговаривались. Ключевые изменения следующие:

  • Необходимость признания производных финансовых инструментов – таких как процентные свопы и форвардные валютные контракты – и изменение их по справедливой стоимости;
  • Финансовые инструменты с нерыночными процентными ставками можно измерять иным способом, чем они измерялись раньше;
  • Некоторые более сложные финансовые инструменты разрешено измерять по справедливой стоимости;
  • Наконец, транзакции в иностранной валюте больше нельзя признавать по оговоренным контрактом ставкам (хотя при этом можно применить отчетность хеджирования с тем же самым бухгалтерским результатом).

Прочие изменения актуальны для малых компаний, осуществляющих переход с FRSSE на FRS 102. Отдельные отличия в требованиях по признанию и измерению включают:

  • Изменение в учете по справедливой стоимости инвестиционной собственности, признаваемой теперь через отчет о прибылях и убытках, а не через отчет об общих признанных затратах и выручке (statement of total recognized gains and losses – STRGL)
  • Признание отложенных налогов вследствие переоценки или объединения бизнеса;
  • Признание расходов по оплате за работу в выходные и праздничные дни;
  • Наконец, признание транзакций по оплате долговыми инструментами в момент получения товаров или услуг.

Малым компаниям больше не придется сдавать отчет об общих признанных затратах и выручке (STRGL) согласно ограниченным для них требованиям, оговариваемым европейской Директивой.


Фото: www.pressfoto.ru

Активные консультации

Напоминаем, что консультации по документу от FRC («Учетные стандарты для малых предприятий – внедрение европейской бухгалтерской Директивы») заканчиваются 21 ноября. Что касается консультативного документа от BIS, то по нему консультации приближаются к своему завершению еще быстрее, но время до 24 октября еще есть. Ссылки на оба документа приведены в начале.

___________________

Теги: бухгалтерская Директива  бухгалтерские плавила  малого бизнеса  FRSSE  Совет по финансовой отчетности  FRC  BIS  Департамент бизнес-инноваций и экспертизы  Department for Business Innovation and Skills  микро-предприятия  финансовая отчетность  бухгалтерс